СИСТЕМЫ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Неомотря на многообразие систем запуска газотурбинных двигателей, Они все имеют стартер, обеспечивающий іпредварительную прокрутку ротора двигателя, источник энергии, необходимый для работы стартера, устройства, обеспечивающие зажигание горючей смеси в камерах сгорания, и агрегаты, обеспечивающие автоматизацию процесса запуска. Наименование систем запуска определяется типом стартера и источником питания.
Наибольшее применение находят системы запуска, в которых для предварительной прокрутки ротора двигателя используются электрические, турбинные и воздушные стартеры. Соответственно и системы запуска получили названия: электрические системы, системы с турбостартерами и воздушные системы. Источники энергии стартеров могут быть бортовыми, аэродромными и комбинированными. Автоматизация процесса запуска двигателей может осуществляться то временной программе, независимо от внешних условий, по частоте вращения ротора двигателя и то комбинированной программе, где часть операций выполняется то времени и часть — иго частоте вращения.
При выборе типа системы запуска для того или иного двигателя учитываются многие факторы, наиболее существеииьми из которых являются масса и габариты двигателя, а также надежность запуска как от аэродромных, так и от бортовых источников питания при любых условиях эксплуатации. Рассмотрим подробнее работу наз иных выше систем запуска.
Электрическими системами запуска двигателей называют такие системы, в которых в качестве стартеров используются электро двигатели. Для запуска газотурбинных двигателей применяют электростартеры прямого действия, у которых осуществляется непосредственная связь через механическую передачу с ротором дви гателя. Электростартеры рассчитаны на кратковременную работу Широкое применение получили стартеры-генераторы которые при запуске двигателя выполняют функцию стартеров, а посне за пуска — функцию генераторов Это позволило вместо двух электромашин (стартера и генератора) применять одну, что снизите массу и стоимость системы запуска
Электрические системы запуска достаточно надежны в работе, просты в управлении, іпозволяют легко автоматизировать процесс запуска, а также просты и удобны в обслуживании. Они получили распространение для запуска двигателей, имеющих сравнительно небольшие моменты инерции или когда время вывода их иа режим малого газа сравнительно велико Для запуска двигателей с большими моментами инерции или при сокращенном времени выхода на режим малого газа требуется увеличение мощности стартеров Для електрических систем характерное значительное увеличение их Массы и габаритов яри увеличении мощности стартера, что вызывает увеличение как массы самих стартеров, так и источников питания. В этих случаях массовые характеристики электрических систем могут оказаться значительно хуже других систем запуска Автоматизация процесса запуска осуществляется по временной Программе — при помощи реле времени Последнее состоит из электродвигателя небольшой мощности со стабилизатором частоты вращения, редуктора и профилированных шайб с контактными устройствами (рис. 15.2). Число шайб и контактных устройств определяется количеством операций, управляемых при помощи реле времени. За один оборот валика с закрепленными на нем профилированными шайбами завершается весь процесс управления запуском двигателя.
В качестве бортовых источников энергии используются аккумуляторные батареи и турбогенераторные установки. Аэродромными источниками электроэнергии при запуске двигателей являются передвижные электроагрегаты.
В настоящее время применяются электростартеры постоянного тока. Угловая скорость вращения их рото ров <о в процессе запуска