СИСТЕМЫ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Неомотря на многообразие систем запуска газотурбинных дви­гателей, Они все имеют стартер, обеспечивающий іпредварительную прокрутку ротора двигателя, источник энергии, необходимый для работы стартера, устройства, обеспечивающие зажигание горючей смеси в камерах сгорания, и агрегаты, обеспечивающие автомати­зацию процесса запуска. Наименование систем запуска определя­ется типом стартера и источником питания.

Наибольшее применение находят системы запуска, в которых для предварительной прокрутки ротора двигателя используются электрические, турбинные и воздушные стартеры. Соответственно и системы запуска получили названия: электрические системы, си­стемы с турбостартерами и воздушные системы. Источники энер­гии стартеров могут быть бортовыми, аэродромными и комбини­рованными. Автоматизация процесса запуска двигателей может осуществляться то временной программе, независимо от внешних условий, по частоте вращения ротора двигателя и то комбиниро­ванной программе, где часть операций выполняется то времени и часть — иго частоте вращения.

При выборе типа системы запуска для того или иного двига­теля учитываются многие факторы, наиболее существеииьми из ко­торых являются масса и габариты двигателя, а также надежность запуска как от аэродромных, так и от бортовых источников питания при любых условиях эксплуатации. Рассмотрим подробнее работу наз иных выше систем запуска.

Электрическими системами запуска двигателей называют такие системы, в которых в качестве стартеров используются электро двигатели. Для запуска газотурбинных двигателей применяют элек­тростартеры прямого действия, у которых осуществляется непо­средственная связь через механическую передачу с ротором дви гателя. Электростартеры рассчитаны на кратковременную работу Широкое применение получили стартеры-генераторы которые при запуске двигателя выполняют функцию стартеров, а посне за пуска — функцию генераторов Это позволило вместо двух элек­тромашин (стартера и генератора) применять одну, что снизите массу и стоимость системы запуска

Электрические системы запуска достаточно надежны в работе, просты в управлении, іпозволяют легко автоматизировать процесс запуска, а также просты и удобны в обслуживании. Они получили распространение для запуска двигателей, имеющих сравнительно небольшие моменты инерции или когда время вывода их иа режим малого газа сравнительно велико Для запуска двигателей с боль­шими моментами инерции или при сокращенном времени выхода на режим малого газа требуется увеличение мощности стартеров Для електрических систем характерное значительное увеличение их Массы и габаритов яри увеличении мощности стартера, что вызы­вает увеличение как массы самих стартеров, так и источников пи­тания. В этих случаях массовые характеристики электрических систем могут оказаться значительно хуже других систем запуска Автоматизация процесса запуска осуществляется по временной Программе — при помощи реле времени Последнее состоит из элек­тродвигателя небольшой мощности со стабилизатором частоты вращения, редуктора и профилированных шайб с контактными устройствами (рис. 15.2). Число шайб и контактных устройств оп­ределяется количеством операций, управляемых при помощи реле времени. За один оборот валика с закрепленными на нем профи­лированными шайбами завершается весь процесс управления за­пуском двигателя.

Подпись: Рис 1S2 Пршщшишьвая схема устройства программного механизма 1. 2, 3 — контактные устройства 4 — профилнро- ванные шайбы, 5—редуктор 6 — эасктродвига тель В качестве бортовых ис­точников энергии использу­ются аккумуляторные бата­реи и турбогенераторные установки. Аэродромными источниками электроэнер­гии при запуске двигателей являются передвижные электроагрегаты.

В настоящее время при­меняются электростартеры постоянного тока. Угловая скорость вращения их рото ров <о в процессе запуска