Управление тормозом несущего винта

Тормоз несущего винта предназначен для быстрой остановки несу­щего винта после выключения двигателей, а также для стопорения транс­миссии на стоянке и при выполнении работ по техническому обслужи­ванию.

Управление тормозом несущего винта состоит из ручки управления тормозом, тросовой проводки, направляющих роликов, установленных в литых из сплава МЛ-5 и стальных кронштейнах, и разгрузочной пру­жины.

Ручка управления тормозом (рис. 132) располагается в кабине с правой стороны от сиденья пилота. Она изготовлена из дюралюминиевой трубы 10, на верхний конец которой надета эбонитовая рукоятка 11, а нижний конец приклепан к дюралюминиевому основанию 9 ручки. Осно­вание 9 на шариковых подшипниках с помощью болта установлено в кронштейне 6 из магниевого сплава МЛ-5, который крепится болтами к полу кабины пилота.

В основании 9 сделана сквозная прорезь под зубчатый сектор 7 из стали 18ХНВА, с помощью которого ручка управления тормозом может быть установлена в определенном положении. Зубчатый сектор 7 кре­пится болтами к ушкам кронштейна 6. Для уменьшения износа поверх­ность зубьев сектора цементирована.

Внутри ручки управления тормозом расположено фиксирующее ус­тройство, приводимое в действие при нажатии эбонитовой кнопки 1 торцовой части рукоятки ручки. Привод фиксирующего устройства состоит из кнопки 1, стального толкателя 2, ползуна 3, к которому при­клепан цементированный стопор 4 из стали 18ХНВА и возвратной пру­жины 5.

При нажатии кнопки происходит перемещение толкателя, защелка выходит из зацепления с сектором и ручка имеет возможность переме­щаться вдоль сектора. После прекращения нажатия кнопки возвратная пружина 5 вводит защелку в зацепление с зубьями сектора.

К ушку на основании ручки 1 управления тормозом болтом подсоеди­няется разгрузочная пружина 2 (рис. -133). Разгрузочная пружина слу­жит для ограничения усилия, приходящего от ручки управления тормо­зом на тормоз несущего винта.

От разгрузочной пружины до тормоза несущего винта проводка уп­равления выполнена в виде троса 7X19—3 по ГОСТ 2172—43.

Трос 3 проходит по направляющим текстолитовым роликам. Ролики установлены шарнирно в кронштейнах 4, прикрепленных к элементам конструкции фюзеляжа.

Для обеспечения надежного положения троса в канавках роликов на кронштейнах установлены ограничители.

В проводке управления применено шесть направляющих роликов, ко­торые определяют расположение цепи управления тормозом в фюзеляже.

От ручки управления трос проходит параллельно продольной оси вертолета до ролика 5, укрепленного на шпангоуте № 2Ф под полом ка­бины пилота. Затем, проходя по ролику, трос меняет свое направле­ние и идет до следующего ролика перпендикулярно продольной оси вертолета.

По левому борту фюзеляжа трос идет вверх и, огибая ролик в верх­ней части шпангоута № 2Ф, проходит вдоль потолка до ролика, установ­ленного под редукторным отсеком. Через окантованное отверстие в полу редукторного отсека трос выходит в редукторный отсек, огибает ролик, расположенный на верхней части главного редуктора, и соеди­няется с нажимным рычагом тормоза несущего винта.

На участке от пола редукторного отсека до ролика на редукторе имеется тандер 7, предназначенный для регулировки длины троса управ­ления тормозом. В правильно отрегулированном управлении при нижнем положении ручки трос должен иметь небольшое провисание.

Для предотвращения попадания из редукторного отсека пыли и грязи в отверстие, через которое проходит трос, на трос устанавливается гофрированный рези­новый чехол 6.

В целях исключения возможности запус­ка двигателей при заторможенной транс­миссии в электрическую цепь системы за­пуска введен микровыключатель 8 (см.

рис. 132), установленный на кроштейне 6 крепления ручки управления тормозом.

При крайнем нижнем положении ручки (положение «Расторможено») упор на основании ручки нажимает на шток микровыключателя и замы­кает цепь системы запуска двигателей. Только в этом случае возможен запуск двигателей. Если ручка управления отклонена на себя, микро­выключатель размыкает цепь, что исключает возможность запуска дви­гателей при заторможенной трансмиссии.