Управление тормозом несущего винта
Тормоз несущего винта предназначен для быстрой остановки несущего винта после выключения двигателей, а также для стопорения трансмиссии на стоянке и при выполнении работ по техническому обслуживанию.
Управление тормозом несущего винта состоит из ручки управления тормозом, тросовой проводки, направляющих роликов, установленных в литых из сплава МЛ-5 и стальных кронштейнах, и разгрузочной пружины.
Ручка управления тормозом (рис. 132) располагается в кабине с правой стороны от сиденья пилота. Она изготовлена из дюралюминиевой трубы 10, на верхний конец которой надета эбонитовая рукоятка 11, а нижний конец приклепан к дюралюминиевому основанию 9 ручки. Основание 9 на шариковых подшипниках с помощью болта установлено в кронштейне 6 из магниевого сплава МЛ-5, который крепится болтами к полу кабины пилота.
В основании 9 сделана сквозная прорезь под зубчатый сектор 7 из стали 18ХНВА, с помощью которого ручка управления тормозом может быть установлена в определенном положении. Зубчатый сектор 7 крепится болтами к ушкам кронштейна 6. Для уменьшения износа поверхность зубьев сектора цементирована.
Внутри ручки управления тормозом расположено фиксирующее устройство, приводимое в действие при нажатии эбонитовой кнопки 1 торцовой части рукоятки ручки. Привод фиксирующего устройства состоит из кнопки 1, стального толкателя 2, ползуна 3, к которому приклепан цементированный стопор 4 из стали 18ХНВА и возвратной пружины 5.
При нажатии кнопки происходит перемещение толкателя, защелка выходит из зацепления с сектором и ручка имеет возможность перемещаться вдоль сектора. После прекращения нажатия кнопки возвратная пружина 5 вводит защелку в зацепление с зубьями сектора.
К ушку на основании ручки 1 управления тормозом болтом подсоединяется разгрузочная пружина 2 (рис. -133). Разгрузочная пружина служит для ограничения усилия, приходящего от ручки управления тормозом на тормоз несущего винта.
От разгрузочной пружины до тормоза несущего винта проводка управления выполнена в виде троса 7X19—3 по ГОСТ 2172—43.
Трос 3 проходит по направляющим текстолитовым роликам. Ролики установлены шарнирно в кронштейнах 4, прикрепленных к элементам конструкции фюзеляжа.
Для обеспечения надежного положения троса в канавках роликов на кронштейнах установлены ограничители.
В проводке управления применено шесть направляющих роликов, которые определяют расположение цепи управления тормозом в фюзеляже.
От ручки управления трос проходит параллельно продольной оси вертолета до ролика 5, укрепленного на шпангоуте № 2Ф под полом кабины пилота. Затем, проходя по ролику, трос меняет свое направление и идет до следующего ролика перпендикулярно продольной оси вертолета.
По левому борту фюзеляжа трос идет вверх и, огибая ролик в верхней части шпангоута № 2Ф, проходит вдоль потолка до ролика, установленного под редукторным отсеком. Через окантованное отверстие в полу редукторного отсека трос выходит в редукторный отсек, огибает ролик, расположенный на верхней части главного редуктора, и соединяется с нажимным рычагом тормоза несущего винта.
На участке от пола редукторного отсека до ролика на редукторе имеется тандер 7, предназначенный для регулировки длины троса управления тормозом. В правильно отрегулированном управлении при нижнем положении ручки трос должен иметь небольшое провисание.
Для предотвращения попадания из редукторного отсека пыли и грязи в отверстие, через которое проходит трос, на трос устанавливается гофрированный резиновый чехол 6.
В целях исключения возможности запуска двигателей при заторможенной трансмиссии в электрическую цепь системы запуска введен микровыключатель 8 (см.
рис. 132), установленный на кроштейне 6 крепления ручки управления тормозом.
При крайнем нижнем положении ручки (положение «Расторможено») упор на основании ручки нажимает на шток микровыключателя и замыкает цепь системы запуска двигателей. Только в этом случае возможен запуск двигателей. Если ручка управления отклонена на себя, микровыключатель размыкает цепь, что исключает возможность запуска двигателей при заторможенной трансмиссии.