ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР Р-5
Главный редуктор Р-5 (фиг. 173 и 174) предназначен для передачи крутящего момента от двигателя, через главный вал трансмиссии, на валы несущего и хвостового винтов.
Редуктор имеет большую степень редукции (г— 1 : 13,45), ‘обусловленную малыми оборотами несущего — винта вертолета. Для осуществления большой степени редукции в редукторе Р-5 применены две ступени планетарной передачи и коническая зубчатая передача.
В конструкцию редуктора входят:
а) муфта свободного хода, служащая для отключения редуктора от двигателя при переходе несущего — впита вертолета па режим еамовра — щенпя;
б) привод к хвостовому винту;
в) приводы к агрегатам: регулятору оборотов А1ІР-1, гидронасосам ПШ-11М основной и дублирующей гидросистем управлення вертолетом н генератору счетчика оборотов 4УГ1-48.
Па фланце корпуса вала привода хвостового впита установлен тормоз останова несущего и хвостового винтов.
В нижней части редуктора расположен маслоотстойник, служащий одновременно маслобаком редуктора. В маслоотстойнике смонтирован шестеренчатый маслонасос с нагнетающей и откачивающей ступенями.
Фиг. 174. Редуктор Р-5 (вид слева сзади ).
1—вал несущего винта; 2—бобышка крепления редуктора к раме; 3—верхний корпус редуктора; 4—суфлер; 5—тройной привод; 6—нижний корпус редуктора; 7—вал привода хвостового винта; 8—редукционный клапан; 9—фланец кропления трубы откачки масла в радиатор; 10—фланец крепления трубы, подводящей масло из радиатора; 11—штуцер под датчик электротермометра для замера температуры масла; 12—фильтр на входе в нагнетающую ступень; 13— маслоотстойник; 14—шпильки крепления направляющей автомата-перекоса; 15—-шпильки крепления кронштейна тормоза.
Крепление редуктора к редукторной раме вертолета осуществляется четырнадцатью болтами диаметром 20 мм, проходящими через бобышки в кольце рамы и в корпусе редуктора.
Схема установки редуктора на вертолете показана на фиг. 175. •
Конструктивные данные
Передаточное отношение редуктора 1 [аправлепие вращения ведущего вала
Направление вращения несущего винта
Обороты вала несущего винта:
на взлетном режиме…. па номинальном режиме Привод хвостового винта; направление вращения
передаточное отношение
Приводы к
Привод регулятора оборотов АПР-1, направление вращения
н передаточное отношение…………………………………………………….
Привод к гидронасосу ГІШ-11М (основной гидросистемы), направление вращения н передаточное отношение Привод к гидронасосу НШ-11-М (дублирующей гидросистемы), направление вращения и передаточное отношение. Привод к генератору 4УГ1-48 электрического счетчика оборотов, направление. вращения и передаточное отношение Шестеренчатый маслопасое МН-5, направление вращения и передаточное отношение…………………………………………………..
Примечания. 1. Направления вращения приводов агрегатов указаны, если смотреть на фланцы со стороны хвостовиков приводов.
2. Передаточные отношения приводов агрегатов даны относительно ведущего вала редуктора.
Смазка
Сорт масла для смазки редуктора для летней и зимней
эксплуатации …………………………………. ………………………….
Давление масла в магистрали редуктора. . . . .
Температура масла на входе в маслоотстошшк редуктора при работе на режиме, на неразжиженном бензином масле
Габаритные размеры и вес редуктора
Вес сухого редуктора Габаритные размеры редуктора: высота. . …
диаметр……………………………..
Картер редуктора
Картер редуктора состоит из верхнего и нижнего корпусов редуктора, между которыми устанавливается опора неподвижных зубчатых колес редуктора (фиг. 176).
Фиг. 176. Картер редуктора.
1—фланец крепления маслоуплотнительного фланца к верхнему корпусу редуктора; 2 —
верхний корпус редуктора; 3— бобышки крепления редуктора к раме; 4—бобышки крепления верхнего и нижнего корпусов редуктора; 5—опора неподвижных зубчатых колес; 6—фланец крепления верхнего корпуса редуктора к нижнему; 7—нижний корпус редуктора; 8—фланец крепления тройного привода; 9—фланец крепления кронштейна рычага управления общим шагом несущего винта; 10—отверстия для болтов крепления верхнего и нижнего корпусов и опоры неподвижных зубчатых колес; 11—отверстия для болтов крепления редуктора к рамс; 121—корпус ведущего вала; 13—фланец корпуса ведущего вала для крепления кожуха муфты свободного хода; 14—фланец обоймы упорного шарикоподшипника ведущего вала.
В верхнем корпусе размещены первая и вторая ступени планетарной •передачи редуктора и вал несущего винта.
Верхний корпус чашеобразной формы отлит из магниевого сплава и имеет два фланца (фиг. І77).
К нижнему большому фланцу верхнего корпуса крепятся опора неподвижных зубчатых колес и нижний корпус редуктора; к верхнему фланцу крепятся фланец маслоуплотнителя, упорный фланец и обойма шарикоподшипника.
Нижний фланец имеет центрирующий поясок для посадки опоры неподвижных зубчатых колес, четырнадцать отверстий малого диаметра
Фиг. 177. Верхний корпус редуктора. I—фланец крепления маслоуплотнительного фланца вала несущего винта; 2—бобышки крепления редуктора к. раме; 3—фланец крепления нижнего корпуса редуктора к верхнему; 4—шпильки крепления направляющей автомата-перекоса; 5—шпильки крепления кронштейна рычага управления общим шагом несущего винта. |
под болты крепления нижнего корпуса к верхнему, четырнадцать отверстий большош диаметра под болты крепления редуктора к раме, одно «глухое» отверстие под установочный штифт, четыре резьбовых отверстия под винты крепления опоры неподвижных зубчатых колес к корпусу, четыре подторцовки под съемники опоры неподвижного зубчатого колеса и четыре резьбовых отверстия под съемники верхнего корпуса.
На верхнем фланце расположены восемь шпилек, которыми крепится направляющая автомата-перекоса, и восемь отверстий под болты. В центральное отверстие верхнего фланца запрессована обойма упорного шарикоподшипника вала несущего’ винта.
На стенке корпуса в передней части расположены фланец с четырьмя шпильками для крепления кронштейна рычага управления общим шагом несущего винта и бобышка под суфлер.
В нижнем корпусе редуктора размещены: ведущий вал с ведущим коническим зубчатым колесом, нижний вал с ведомым коническим зубчатым колесом, муфта свободного хода, привод к хвостовому винту и детали приводов агрегатов.
К нижнему корпусу редуктора крепятся корпус ведущего вала, корпус ведомого вала привода хвостового винта и корпусы приводов агрегатов.
Нижний корпус редуктора отлит. из магниевого’ сплава. Верхним большим фланцем нижний корпус крепится к верхнему корпусу редуктора (фиг. 178 и 179). Верхний фланец имеет центрирующую заточку для посадки опоры неподвижных зубчатых колес, четырнадцать отверстий малого диаметра под болты, связывающие верхний корпус с нижним,
Фиг. 178. Нижний корпус редуктора (вид снизу сзади). 1— корпус ведомого валика; ‘2—фланец крепления ведомого валика; 3—фланец крепления тройного привода; 4—фланец крепления корпуса нижнего вала; 5—корпус нижнего вала; 6—фланец крепления маслоотстойника; 7—упорный фланец шарикоподшипника ведущего вала; 8—корпус ведущего вала; 9—’фланец крепления корпу са ведущего вала. |
четырнадцать отверстий большого диаметра под болты крепления редуктора к раме ‘И одно отверстие под установочный штифт.
На шестнадцати длинных шпильках нижнего фланца крепятся корпус нижнего вала и маслоотстойник, а четыре короткие шпильки служат для крепления только корпуса нижнего вала.
Для снятия маслоотстойника необходимо — отвернуть с длинных шпи- дек шестнадцать гаек; при этом корпус нижнего вала останется закрепленным на четырех коротких шпильках. В нижнем фланце корпуса выполнены три торцовки под съемник и отверстие под маслоподводящую втулку для подачи смазки к деталям редуктора.
В верхней части корпуса имеется диафрагма, в центральное отверстие которой запрессована стальная обойма, а на периферии диафрагмы сделаны два отверстия с запрессованными в них бронзовыми втулками для зубчатых колес приводов и четыре отверстия для слива масла из верхнего корпуса редуктора. Внутри корпуса сбоку поставлена перегородка с запрессованной в нее стальной обоймой опорного подшипника ведущего вала.
На наружной поверхности корпуса, под углом 23° к горизонтальной
Фиг. 179. Нижний корпус редуктора (вид сверху опереди). 1—отверстия для суфлирования и слива масла из верхнего корпуса редуктора; 2—втулка ведомого зубчатого колеса тройного привода; 3—втулка ведомого зубчатого колеса дополнительного привода к гидронасосу НШ-11М; 4—.фланец крепления верхнего корпуса и опоры неподвижных зубчатых колес; 5—обойма. верхнего роликоподшипника нижнего вала; 6—-нижний корпус редуктора; 7—корпус привода гидронасоса НШ-1ІМ; 8—отверстие для слива масла из кожуха муфты свободного хода; 9—• кольцевая канавка для подвода масла в корпус ведущего вала; 10—кольцевая канавка для подвода масла в корпус нижнего вала. |
оси редуктора, расположен круглый фланец с внутренним центрирующим отверстием для установки корпуса. ведущего- вала.
На фланце размещены: шестнадцать длинных шпилек, служащих одновременно1 для крепления корпуса ведущего вала и кожуха муфты свободного1 хода и для крепления кронштейна гидроусилителей управления, семь коротких шпилек для крепления корпуса ведущего вала с кожухом муфты и перепускная втулка для слива масла из кожуха муфты свободного хода в нижний корпус.
Диаметрально, противоположно этому фланцу, под углом 5° к горизонтальной оси редуктора, расположен малый фланец, на который устанавливается корпус ведомого валика привода хвостового винта. Этот фланец имеет шесть длинных шпилек для одновременного крепления корпуса ведомого валика и кронштейна тормоза несущего винта и шесть коротких шпилек для крепления только корпуса ведомого. валика.
На левой стороне нижнего корпуса расположен фигурный фланец с центрирующим отверстием для установки тройного привода с четырьмя длинными и шестью короткими шпильками для его крепления.
На правой стороне корпуса расположен фланец с шестью шпильками для крепления привода к гидронасосу НШ-11М дублирующей гидросистемы.
Корпус ведущего вала, отлитый из магниевого сплава, устанавливается центрирующим буртиком в отверстие фланца нижнемо корпуса и закрепляется по фланцу на двадцати трех шпилках вместе с кожухом муфты свободного хода.
Во фланце нижнего корпуса имеется отверстие под перепускную втулку для слива масла из кожуха муфты свободного хода и три резьбовых отверстия для съемников.
На центрирующем буртике сделана кольцевая проточка, служащая для подачи масла по специальным каналам с жиклерами на смазку зубьев конических зубчатых колес, подшипников и деталей муфты свободного хода. На торце фланца имеется центрирующий буртик для установки кожуха муфты свободного хода и восемь шпилек для крепления фланца е обоймой упорного подшипника.
В центральное отверстие корпуса запрессованы две стальные обоймы для подшипников: обойма большего’ диаметра для опорного роликоподшипника и обойма меньшего диаметра для упорного шарикоподшипника.
Корпус нижнего вала, отлитый из магниевого сплава, имеет центрирующий буртик для установки в отверстие нижнего корпуса редуктора снизу и наружный фланец е четырьмя отверстиями меньшего диаметра для крепления корпуса, с шестнадцатью отверстиями большего диаметра под шпильки крепления маслоотетойника через корпус и с тремя резьбовыми, футорками для съемников.
Запрессованная во фланец маслоггодводящая втулка служит для подвода масла из маслоиасоса в масл ©отстойнике в нижний корпус для смазки деталей нижней части редуктора и приводов агрегатов.
На центрирующем буртике выполнена кольцевая выточка, в которую подводится масло через маслоподводящую втулку. На торце корпуса размещены восемь шпилек для крепления упорного фланца шарикоподшипника и обоймы.
В центральное отверстие корпуса запрессованы две стальные обоймы опорного и упорного подшипников нижнего вала. В запрессованную в корпус бронзовую втулку устанавливается зубчатое колесо привода маслоиасоса.
Корпус ведомого’ валика, отлитый из магниевого сплава, имеет центрирующий поясок для установки в отверстие нижнего корпуса редуктора и фланец с двенадцатью отверстиями под шпильки крепления. На торце фланца расположены шесть шпилек для крепления фланца маслоуплотнителя.
В центральное отверстие корпуса запрессованы две стальных обоймы для опорного и упорного подшипников ведомого валика редуктора.