Общая характеристика пилотажного комплекса. вертолета

Пилотажный комплекс вертолета обеспечизает полет в автома­тическом режиме или полуавтоматическое управление по данным командных (директорных) приборов по этапам маршрута полета, при выполнении захода на посадку и при висении.

ПКВ служит для улучшения характеристик устойчивости и уп­равляемости вертолета и для автоматизации управления его тра — екторным движением.

Пилотажный комплекс (рис. 10.17) представляет собой аналого­вое вычислительное устройство, в которое входят:

— система траєкторного (автоматического) управления (СТУ);

— система директорного (полуавтоматического) управления (СДУ);

— система гашения колебаний груза на внешней подвеске

(СГК);

— вертолетный унифицированный автопилот (ВУАП);

— центральный пульт управления (ЦПУ).

В ПКВ поступают данные от датчиков информации и навига­ционного комплекса вертолета.

Датчиками информации являются: радиовысотомер (РВ), ма­логабаритная гировертикаль (МГВ), корректор-задатчик высоты (КЗВ), корректор-задатчик приборной скорости (КЗСП), датчики системы внешней подвески (СВП), ДИСС и другие навигацион­ные системы, входящие в НК вертолета.

Принцип действия пилотажного комплекса вертолета основан на измерении датчиками комплекса и взаимодействующих с ним систем параметров движения вертолета и преобразования получен­ной информации в управляющие сигналы.

Вырабатываемые ПКВ управляющие сигналы обеспечивают ав­томатизацию демпфирования и стабилизации вертолета по крену, курсу и тангажу, выдерживания заданной скорости и барометриче­ской высоты висения, полета по ЛЗП, полета с огибанием рельефа местности, вертикального снижения до высоты принятия решения, гашения колебаний груза на внешней подвеске, выдачи директор-

ных сигналов на отклонение командных стрелок приборов индика­ции в различных режимах.

Вычисленные управляющие сигналы поступают в ВУАП, кото­рый управляет непосредственно комбинированными агрегатами уп­равления вертолетом (КАУ). При выполнении вышеперечисленных процессов КАУ производят соответствующие изменения углов уста­новки лопастей несущего и рулевого винтов. При отключении ПКВ летчик может пилотировать вертолет вручную (РУ).

Общая характеристика пилотажного комплекса. вертолета

Рис. 10.18. Пилотажно-командный прибор:

1 — циферблат крена; 2 — шкала тангажа; 3 — флажок бленкера отказа команды по кре­ну; * — единый индекс команд по крену и тангажу; 5•—флажок бленкера отказа ко­манды по тангажу; 6 — символ вертолета; 7 —шкала отклонения от глиссады; 8 — ин­декс отклонения от глиссады; 9 — флажок бленкера отказа авиагоризонта; 10 — шкала отклонения от курсовой зоны; // — кремальера установки начального тангажа: 12 — ука­затель скольжения; 13 — шкала крена; /4 — индекс крена; 15 — совмещенный индекс ма­лой высоты и отклонения от курсовой зоны; 16 — кнопка тест-контроля; 17 — флажок блен­кера отказа радиовысотомера; 18 — шкала отклонения от заданной величины общего шага несущего винта; 19 — индекс отклонения от заданной величины общего шага НВ

В зависимости от вида решаемых задач могут использоваться режимы: «Висение», «Маршрут», «Высота» и «Посадка». При этом некоторые датчики и системы могут отключаться на соответствую­щих пультах управления.

Вся информация, необходимая летчику для управления полетом вертолета по заданной траектории, выдается на двух приборах: пи­лотажном командном приборе (ПКП) и плановом навигационном приборе (ПНП).

Пилотажно-командный прибор (рис. 10.18) представляет собой указатель дистанционного горизонта с подвижными индексами

Подпись: 11 1 1 3 4 5 6 7 Рис. 10.19. Планковый навигационный прибор. f — шкала УС и КУР; 2 — шкала текущего курса; 3 — неподвижный индекс текущего курса: 4 — флажок бленкера отказа КС; 5 — индекс УС; 6 — счетчик ЗПУ или азимута; 7 — шторка нерабочего состояния счетчика ЗПУ или А; 8 — стрелка ЗПУ; 9 — шкала отклонения от глиссады; 10 — флажок бленкера отказа глиссадного радиомаяка; // — стрелка отклонения от глиссады; 12 — стрелка КУР или азимута; 13 — кремальера для установки ЗПУ; 14 — шкала отклонения от ЛЗП или от курсовой линии радиомаяка; 15 — неподвижный символ вертолета; 16 — стрелка отклонения от ЛЗП или от курсовой линии радиомаяка; 17 — кремальера задатчика курса; 18 — кнопка тест-контроля; 19 — флажок бленкера отказа курсового радиомаяка; 20 — индекс задатчика курса; 21 — шторка нерабочего состояния счетчика дальности; 22 —счетчик дальности

команд по крену и тангажу. Отклонение их от нулевого положения означает необходимость изменения углов крена и тангажа до при­хода этого индекса к символу вертолета. На приборе индициру­ются: крен, тангаж, скольжение, отклонение от глиссады и курсо­вой зоны, малая высота, отклонение общего шага несущего винта от заданной величины. Имеются бленкеры, показывающие отказ

индикации какого-либо параметра. На панели прибора помещены также кнопка тест-контроля работы прибора и ручка установки на­чального тангажа.

Планковый навигационный прибор (рис. 10.19) является указа­телем курса и других параметров полета. Курс вертолета отсчиты­вается по вращающейся шкале 2 прибора против неподвижного верхнего треугольного индекса 3. Заданный курс устанавливается подвижным индексом 20 с помощью кремальеры 17. На шкале курса вращаются две стрелки. Стрелка с треугольным индексом 12 ука­зывает курсовой угол на шкале 1 и пеленг радиостанции по шка­ле 2. На приборе летчика стрелка 12 может показывать азимут, из­меренный с помощью РСБН> Подключение этой стрелки к тому или
иному датчику производится переключателем на пульте управле­ния. Вторая стрелка с перекрестьем 8 устанавливается штурманом вручную кремальерой 13 на значение заданного путевого угла эта­па по шкале 2. На приборах летчиков стрелка устанавливается ав­томатически на значение ЗПУ, введенное штурманом.

В центральной части прибора имеются вращающаяся шкала 14 и планка 16, указывающая отклонение вертолета от ЛЗП при поле­те по маршруту или от курсовой линии маяка при посадке. На пра­вой части прибора по шкале 9 и подвижному треугольному индек­су 7 У определяется отклонение вертолета от глиссады планирова­ния при посадке. В верхней части неподвижной шкалы 1 имеется подвижный индекс 5, связанный с ДИСС, для отсчета угла сноса по этой шкале. При полете по ЛЗП с учетом УС стрелки 5, 16 и ин­декс 5 образуют одну линию.

Слева вверху расположен счетчик дальности 22, справа — счет­чик заданного путевого угла 6 на приборе штурмана или азимута маяка РСБН на приборе летчика. Здесь же помещены два указа­теля (бленкера) 10 и 19 — сигнализаторы работы курсового и глис — садного канала посадочной системы и бленкер отказа курсовой си­стемы 4.

Следовательно, ПНП получает сигналы от КС «Гребень», РСБН, ДИСС, средневолнового и УКВ АРК, аппаратуры, работаю­щей с системами посадки. Подключение соответствующих систем обеспечивается переключателями на пультах управления летчика и штурмана.

Система траєкторного управления совместно с автопилотом об­разует систему автоматического управления и обеспечивает авто­матизацию полета по ЛЗП, огибание рельефа, вертикальное сниже­ние и висение. В состав СТУ входят аналоговые вычислители режи­мов «Маршрут—Висение» и «Высота — Посадка». При сопряже­нии ПКВ с БЦВМ система траєкторного управления обеспечивает автоматизированный полет по всему запрограммированному марш­руту во всех режимах. Сигналы управления, выдаваемые СТУ по курсу, крену, тангажу и высоте, находятся в пределах безопасных величин. Функции летчика при траекторном управлении сводятся к контролю за работоспособностью САУ и датчиков комплекса.

При необходимости решить возникшую задачу, не предусмот­ренную программой полета (изменение маршрута, перенацелива­ние п др.), экипаж может изменить программу или, используя ин­формацию, выдаваемую комплексом, решить ее с помощью других систем.

Система директорного управления формирует и выдает сигналы в тех же режимах на стрелки приборов ПКП и ПНП. Задача летчи­ка в этом случае сводится к слежению за расположением команд­ных планок и воздействию на органы управления вертолетом в це­лях удержания планок в нулевом положении.

Система гашения колебаний работает в режиме ВИСЕНИЕ и предназначена для гашения колебаний груза на внешней под­веске.

Центральный пульт управления предназначен для включения и отключения автопилота, режимов работы, сигнализации готовности к работе датчиков и вычислителей.

Управляющие сигналы в вычислителях ПКВ формируются на основе поступающих сигналов от датчиков и систем в соответствии с определенными законами. В зависимости от способа вывода вер­толета в заданную точку различают два вида законов управления. Первый вид соответствует курсовому и путевому способам, но он не обеспечивает полет по ЛЗП; второй — маршрутному способу, при котором вертолет следует по ЛЗП.