Работа топливной автоматики при ограничении. параметров работы двигателя
Для ограничения максимальной мощности двигателя при температурах наружного воздуха ниже +25° С осуществляется корректировка оборотов турбокомпрессора по температуре воздуха на входе в двигатель с помощью термопатрона, который перезатягивает пружину регулятора оборотов турбокомпрессора. Так, при увеличении температуры воздуха на входе в двигатель (U*) шток термопатрона, удлиняясь, увеличивает затяжку пружины регулятора оборотов турбокомпрессора, что приводит к уменьшению слива топлива из нижней полости поршня дозирующей иглы. Вследствие этого дозирующая игла перемещается в сторону увеличения подачи топлива и обороты увеличиваются, и наоборот.
Коррекция оборотов по температуре воздуха на входе в двигатель осуществляется только до ґі*^Ч-25°С.
При <т*г^’+25° С шток термопатрона садится на упор и при дальнейшем повышении t* обороты турбокомпрессора останутся неизменными. Данная коррекция по температуре воздуха осуществляется на всех режимах, включая и «Малый газ».
Для ограничения максимальных оборотов турбокомпрессора с повышенной точностью по температуре воздуха на входе в двигатель и для останова двигателя при достижении оборотов свободной турбиной более (118±2) % в систему регулирования введен регулятор предельных режимов РПР-ЗА.
В систему РПР-ЗА входят следующие агрегаты:
— электронный блок РПР-ЗА;
— датчик числа оборотов свободной турбины ДТА-10 — 2 шт.;
— приемник температуры П-77.
Электронный блок РПР-ЗА включает капал турбокомпрессора и канал свободной турбины.
Канал ограничения оборотов турбокомпрессора представляет собой цифроаналоговое устройство, которое по сигналам от датчика температуры воздуха на входе в двигатель П-77 и оборотов турбокомпрессора ДЧВ-2500 выра
батывает электрический сигнал на исполнительный механизм ИМ-47 насоса НР-ЗА.
При подаче напряжения на электромагнитный клапан исполнительного механизма ИМ-47 происходит слив топлива из нижией полости поршня дозирующей иглы, следовательно, дозирующая игла переместится в сторону уменьшения подачи топлива и тем самым ограничит максимальные обороты турбокомпрессора. Для возможности работы агрегата РПР-ЗА по каналу /ітк максимальные обороты турбокомпрессора, определяемые регулятором оборотов турбокомпрессора, настраиваются на большее значение числа оборотов.
Максимальные обороты турбокомпрессора, ограничиваемые РПР-ЗА, в зависимости от температуры наружного воздуха приведены в табл. 17.1.
Таблица 17.1
|
Контроль исправности контура ТК на работающем двигателе производится снижением настроенной характеристики на 4—7% по сигналу КОНТРОЛЬ, подаваемому с помощью специального переключателя, установленного на пульте регулятора предельных режимов вертолета.
Регулятор обеспечивает по контуру ТК совместную работу с ограничителем температуры газов РТ-12-6 II серии на один исполнительный механизм ИМ-47.
Канал свободной турбины состоит из двух идентичных подканалов. Контур СТ выдает команду останова двигателя на электромагнитный клапан исполнительного механизма ИМ-ЗА (сигнал КЛАПАН) и команду включения табло ЛЕВ. ДВИГ. по «ст (ПРАВ. ДВИГ. и по лСт) в том случае, если обороты свободной турбины достигнут предельно допустимого значения (Пстпред^118%±2%).
При этом контур СТ самоблокируется, а контур ТК отключается. Выходные сигналы сохраняются при уменьшении оборотов свободной турбины до нуля. Снятие блокировки осуществляется обесточиванием регулятора по контуру СТ. Для уменьшения вероятности ложной выдачи сигналов контур СТ построен из двух одинаковых каналов.
Цепь питания табло ЛЕВ. ДВИГ. по nCt (ПРАВ. ДВИГ. по Пет) замыкается, если срабатывает хотя бы один из каналов. Для этого выходы каналов объединены по логической схеме «ИЛИ». Напряжение на электромагнитный клапан исполнительного механизма ИМ-ЗА (сигнал КЛАПАН) подается только тогда, когда срабатывают оба канала, для этого выходы каналов объединены по логической схеме «И».
В качестве датчиков оборотов для контура СТ регулятора РПР-ЗА используются два индукционных датчика ДТА-10. Сигнал от ДТА-10 поступает на вход усилителя — формирователя импульсов УФИ, от которого выдается сигнал в вычислитель. В вычислителе формируется код, который сравнивается с кодом предельно допустимого значения Пет пред — Результат сравнения фиксируется счетчиком — накопителем вычислителя.
Если пст<пст пред, счетчик-накопитель остается в исходном нулевом положении, канал не срабатывает.
Если Пдт^Пстпред, на вход счетчика-накопителя начинают поступать импульсы с определенным периодом следования.
Если на вход счетчика-накопителя поступят семь импульсов подряд (т. е. неравенство Пст^Пстпред подтвердится в течение семи циклов расчета), канал срабатывает и становится на самоблокировку.
Если счетчик-накопитель не успеет досчитать до семи и за это время обороты свободной турбины уменьшатся (ист< Пст пред), канал не сработает, а счетчик-накопитель вернется в исходное положение.
При выдаче сигнала на исполнительный механизм ИМ-ЗА происходят мгновенный слив топлива за дозирующей иглой и останов двигателя.
Контроль канала свободной турбины может быть как поканальным с установкой переключателя в положение КОНТРОЛЬ I или КОНТРОЛЬ II без останова двигателя, так и общим двухканальным с остановом двигателя. Порядок контроля определен инструкцией.
Для ограничения температуры газов перед турбиной компрессора служит регулятор температуры РТ-12-6 II серии, работающий в комплекте с термопарами Т-102 и исполнительным механизмом ИМ-47. Термопары установлены перед сопловым аппаратом первой ступени турбины. От них поступает сигнал в РТ-12-6 II серии, где сравнивается с опорным напряжением. Если пришедший сигнал превышает опорный, вырабатывается результирующий сигнал, который усиливается и выдается на исполнительный механизм ИМ-47. При этом клапан его открывает слив из полости сервомеханизма дозирующей иглы, в результате чего она перемещается на уменьшение подачи топлива в камеру сгорания. Если при выдаче сигнала обороты турбокомпрессора снизятся ниже 84%, исполнительный механизм ИМ-47, а следовательно, и регулятор температуры отключаются от канала регулирования. При увеличении оборотов турбокомпрессора выше 84%. регулятор температуры снова подключается к каналу регулирования. Отключение и включение осуществляются блокировочным золотником исполнительного механизма, положение которого зависит от командного давления топлива, вырабатываемого центробежным датчиком оборотов турбокомпрессора пропорционально птк. При дтк>84% этим давлением топлива блокировочный золотник подключает канал слива из полости сервопоршня дозирующей иглы к клапану исполнительного механизма; регулятор температуры подключен к каналу регулирования. При яТ1{<84% вследствие малого командного давления Рптк блокировочный золотник разобщает полости сервопоршня дозирующей иглы и клапана исполнительного механизма; регулятор температуры отключается от канала регулирования.
Синхронизация мощностей двигателей при их совместной работе осуществляется выравниванием давления воздуха за компрессорами. С этой целью в конструкции насоса-регулятора НР-ЗЛМ имеется синхронизатор мощности, который, измеряя давления воздуха за компрессорами, воздействует на расход топлива того двигателя, который имеет меньшее давление воздуха за компрессором, увеличивая его режим. Наличие синхронизаторов мощности при некоторых неисправностях двигателей может привести к неуправляемой раскрутке несущего винта. Для исключения этого в конструкции насоса-регулятора предусмотрен золотник отключения синхронизатора мощности. При раскрутке несущего винта до п„в = (107+2) % данный золотник исправно работающего двигателя отключает синхронизаторы мощности на обоих двигателях, после чего регулятор оборотов свободной турбины исправного двигателя снижает его режим до малого газа, а второй (неисправный) двигатель будет продолжать работать на максимальном режиме. Дальнейшее управление силовой установкой производится вручную.