Работа топливной автоматики при ограничении. параметров работы двигателя

Для ограничения максимальной мощности двигателя при температурах наружного воздуха ниже +25° С осу­ществляется корректировка оборотов турбокомпрессора по температуре воздуха на входе в двигатель с помощью термопатрона, который перезатягивает пружину регулято­ра оборотов турбокомпрессора. Так, при увеличении тем­пературы воздуха на входе в двигатель (U*) шток термо­патрона, удлиняясь, увеличивает затяжку пружины регу­лятора оборотов турбокомпрессора, что приводит к умень­шению слива топлива из нижней полости поршня дози­рующей иглы. Вследствие этого дозирующая игла переме­щается в сторону увеличения подачи топлива и обороты увеличиваются, и наоборот.

Коррекция оборотов по температуре воздуха на входе в двигатель осуществляется только до ґі*^Ч-25°С.

При <т*г^’+25° С шток термопатрона садится на упор и при дальнейшем повышении t* обороты турбокомпрессора останутся неизменными. Данная коррекция по температу­ре воздуха осуществляется на всех режимах, включая и «Малый газ».

Для ограничения максимальных оборотов турбоком­прессора с повышенной точностью по температуре возду­ха на входе в двигатель и для останова двигателя при до­стижении оборотов свободной турбиной более (118±2) % в систему регулирования введен регулятор предельных ре­жимов РПР-ЗА.

В систему РПР-ЗА входят следующие агрегаты:

— электронный блок РПР-ЗА;

— датчик числа оборотов свободной турбины ДТА-10 — 2 шт.;

— приемник температуры П-77.

Электронный блок РПР-ЗА включает капал турбоком­прессора и канал свободной турбины.

Канал ограничения оборотов турбокомпрессора пред­ставляет собой цифроаналоговое устройство, которое по сигналам от датчика температуры воздуха на входе в дви­гатель П-77 и оборотов турбокомпрессора ДЧВ-2500 выра­
батывает электрический сигнал на исполнительный меха­низм ИМ-47 насоса НР-ЗА.

При подаче напряжения на электромагнитный клапан исполнительного механизма ИМ-47 происходит слив топли­ва из нижией полости поршня дозирующей иглы, следова­тельно, дозирующая игла переместится в сторону уменьше­ния подачи топлива и тем самым ограничит максимальные обороты турбокомпрессора. Для возможности работы аг­регата РПР-ЗА по каналу /ітк максимальные обороты турбокомпрессора, определяемые регулятором оборотов турбокомпрессора, настраиваются на большее значение числа оборотов.

Максимальные обороты турбокомпрессора, ограничива­емые РПР-ЗА, в зависимости от температуры наружного воздуха приведены в табл. 17.1.

Таблица 17.1

tH. °С

—60

-• 49

— 18

+ 5

+ 20

+ 51

П тах <у ТК, 70

86,1

87,9

93,0

96,8

99,3

99,3

Контроль исправности контура ТК на работающем дви­гателе производится снижением настроенной характеристи­ки на 4—7% по сигналу КОНТРОЛЬ, подаваемому с помо­щью специального переключателя, установленного на пульте регулятора предельных режимов вертолета.

Регулятор обеспечивает по контуру ТК совместную ра­боту с ограничителем температуры газов РТ-12-6 II серии на один исполнительный механизм ИМ-47.

Канал свободной турбины состоит из двух идентичных подканалов. Контур СТ выдает команду останова двигате­ля на электромагнитный клапан исполнительного механиз­ма ИМ-ЗА (сигнал КЛАПАН) и команду включения табло ЛЕВ. ДВИГ. по «ст (ПРАВ. ДВИГ. и по лСт) в том случае, если обороты свободной турбины достигнут предельно до­пустимого значения (Пстпред^118%±2%).

При этом контур СТ самоблокируется, а контур ТК отключается. Выходные сигналы сохраняются при умень­шении оборотов свободной турбины до нуля. Снятие блоки­ровки осуществляется обесточиванием регулятора по кон­туру СТ. Для уменьшения вероятности ложной выдачи сигналов контур СТ построен из двух одинаковых каналов.

Цепь питания табло ЛЕВ. ДВИГ. по nCt (ПРАВ. ДВИГ. по Пет) замыкается, если срабатывает хотя бы один из кана­лов. Для этого выходы каналов объединены по логической схеме «ИЛИ». Напряжение на электромагнитный клапан исполнительного механизма ИМ-ЗА (сигнал КЛАПАН) подается только тогда, когда срабатывают оба канала, для этого выходы каналов объединены по логической схе­ме «И».

В качестве датчиков оборотов для контура СТ регуля­тора РПР-ЗА используются два индукционных датчика ДТА-10. Сигнал от ДТА-10 поступает на вход усилителя — формирователя импульсов УФИ, от которого выдается сигнал в вычислитель. В вычислителе формируется код, который сравнивается с кодом предельно допустимого зна­чения Пет пред — Результат сравнения фиксируется счетчиком — накопителем вычислителя.

Если пст<пст пред, счетчик-накопитель остается в исход­ном нулевом положении, канал не срабатывает.

Если Пдт^Пстпред, на вход счетчика-накопителя начина­ют поступать импульсы с определенным периодом следова­ния.

Если на вход счетчика-накопителя поступят семь им­пульсов подряд (т. е. неравенство Пст^Пстпред подтвердит­ся в течение семи циклов расчета), канал срабатывает и становится на самоблокировку.

Если счетчик-накопитель не успеет досчитать до семи и за это время обороты свободной турбины уменьшатся (ист< Пст пред), канал не сработает, а счетчик-накопитель вернется в исходное положение.

При выдаче сигнала на исполнительный механизм ИМ-ЗА происходят мгновенный слив топлива за дозирую­щей иглой и останов двигателя.

Контроль канала свободной турбины может быть как поканальным с установкой переключателя в положение КОНТРОЛЬ I или КОНТРОЛЬ II без останова двигателя, так и общим двухканальным с остановом двигателя. Поря­док контроля определен инструкцией.

Для ограничения температуры газов перед турбиной компрессора служит регулятор температуры РТ-12-6 II серии, работающий в комплекте с термопарами Т-102 и исполнительным механизмом ИМ-47. Термопары установ­лены перед сопловым аппаратом первой ступени турбины. От них поступает сигнал в РТ-12-6 II серии, где сравнива­ется с опорным напряжением. Если пришедший сигнал превышает опорный, вырабатывается результирующий сигнал, который усиливается и выдается на исполнитель­ный механизм ИМ-47. При этом клапан его открывает слив из полости сервомеханизма дозирующей иглы, в результате чего она перемещается на уменьшение подачи топлива в камеру сгорания. Если при выдаче сигнала обороты турбо­компрессора снизятся ниже 84%, исполнительный механизм ИМ-47, а следовательно, и регулятор температуры отклю­чаются от канала регулирования. При увеличении оборотов турбокомпрессора выше 84%. регулятор температуры снова подключается к каналу регулирования. Отключение и включение осуществляются блокировочным золотником исполнительного механизма, положение которого зависит от командного давления топлива, вырабатываемого центро­бежным датчиком оборотов турбокомпрессора пропорцио­нально птк. При дтк>84% этим давлением топлива блоки­ровочный золотник подключает канал слива из полости сервопоршня дозирующей иглы к клапану исполнительно­го механизма; регулятор температуры подключен к каналу регулирования. При яТ1{<84% вследствие малого команд­ного давления Рптк блокировочный золотник разобщает полости сервопоршня дозирующей иглы и клапана испол­нительного механизма; регулятор температуры отключает­ся от канала регулирования.

Синхронизация мощностей двигателей при их совме­стной работе осуществляется выравниванием давления воздуха за компрессорами. С этой целью в конструкции насоса-регулятора НР-ЗЛМ имеется синхронизатор мощно­сти, который, измеряя давления воздуха за компрессорами, воздействует на расход топлива того двигателя, который имеет меньшее давление воздуха за компрессором, увеличи­вая его режим. Наличие синхронизаторов мощности при некоторых неисправностях двигателей может привести к неуправляемой раскрутке несущего винта. Для исключения этого в конструкции насоса-регулятора предусмотрен золот­ник отключения синхронизатора мощности. При раскрутке несущего винта до п„в = (107+2) % данный золотник ис­правно работающего двигателя отключает синхронизаторы мощности на обоих двигателях, после чего регулятор оборотов свободной турбины исправного двигателя снижает его режим до малого газа, а второй (неисправный) двига­тель будет продолжать работать на максимальном режиме. Дальнейшее управление силовой установкой производится вручную.