ЛЕТУНЫ ИЛИ ЛГУНЫ

Трагическая катастрофа с Лилиенталем нашла себе живой отклик в Америке еще в двух братьях Райт, мирно работавших в Дайтоне в собственной велосипед­ной мастерской. Познакомившись с литературой, с рабо­тами Лэнгли, Максима, Шанюта, они решили тоже за­няться „птичьим ремеслом", отказавшись, однако от пути Максима и Лэнгли. .

„Школа Лилиенталя, — писали они позднее, — пле-1 нила нас еще тем необыкновенным энтузиазмом, с кото­рым апостолы летания описывали всю прелесть парения на неподвижных крыльях".

Сперва оба брата направились к проф. Шанют и под его руководством получили предварительное ознакомле­ние с планерным делом. А с 1900 г. они уединились в пу­стынных дюнах Китти Гаук, на берегу Атлантического океана, и там начали опыты уже за свой риск и страд, совершенно переработав затем и конструкцию планера. Летом 1901 г. их посетил проф. Шанют, который подробно ознакомился с испытаниями, поделился с братьями своим» опытами и чистосердечно признал, что райтовские дости­жения превосходят по результатам все, что достигнуто другими планеристами.

Испытания продолжались еще два года. В чем они заключались, никто не знал. Ходили слухи, что оба брата шибко напрактиковались и даже установили на своей машине мотор. Но в начале 1904 г. скрытные американцы собрали все свои пожитки и вернулись в родной Дайтон.

Подпись: Рис. 49. Планер бр. Райт, снабженный рулями троякого рода. Весной и летом того же года опыты возобновились на глухом участке в 16 км от города. В августе, под влия­нием слухов, что Райты летают с мотором, к ним на поле стали стекаться любопытные, прежде всего журналисты, фо­тографы. Простым смертным братья-изобретатели просто не показывали ничего, а перед пред­ставителями печати любезно из­винялись : „погода неподходя­щая… ветер… капризничает мотор…“

Американская пресса успо­коилась… В то время мало кто разбирался, что значит „а э р о — план“ и „аэростат", а га­зеты гремели об успехах французского аэростата (дири­жабля) „Л е б о д и“, который летал на глазах всего Парижа, над самым городом, по целому часу и больше. Что же замечательного в сомнительных полетах никому неизвестных Райт, аллах’ знает на чем, в течение всего нескольких минут?

Прошел еще год, и осенью 1905 г. в Дайтоне стали юдить слухи, — со слов якобы очевидцев, — что Райты в те — іение 2 — 3 дней под-ряд летали непрерывно по получасу. Чо проверить эти слухи не удалось: летуны внезапно фекратили свои опыты, наглухо заколотив сарай и даже ‘паковав машину в ящик. Правда, редакция дайтонов-
ской газеты получила в эти дни зарисовку райтов — ской машины, но оба брата добились того, что она в печать не попала. Так вся пресса в Америке почтя ни одним словом и не обмолвилась о Райтах. Что же касается до Европы, то там, пожалуй, был только одга человек, веривший тому, что происходило около Дайтона: это был французский капитан Фербер, который освед» млялся через Шанюта.

image59

Он пытался даже вести кампанию для привлечения ш» рокого внимания к Райтам, чтобы обеспечить потом при обретение патентов на их аэроплан, прежде всего ДО Франции. Но Ферберу просто никто не верил, даже ев друзья: „американская утка“, „блеф“, — вот что говорил все. А в лучшем случае писались в ироническом то® статьи на мотив: „летун или лгун?“

В самом конце 1905 г. в Париже были получены ч бр. Райт письма, в которых они, ссылаясь на свои полей

З—5 октября, последовательно в течение 25 м., 33 м. и 38 м., предлагали продать свою машину за миллион франков, обязуясь совершить до сдачи полет на дистанцию в 50 км. Но даже и тогда доверия к американцам не было, и вотще бегал и хлопотал Фербер в поисках капита­листов. Не помогло делу и то, что один из редакторов автомобильной газеты „Ауто", командированный в Дай­тон специально для выяснения правды о Райтах, привез оттуда благоприятные сведения, подкрепленные тем самым рисунком аэроплана, который сохранился в редакции дайтонской газеты (см. рис. 49).

Да и на самом деле, разве заслуживали веры неслы­ханные обещания „летучих американцев’[14], когда во всей Европе и даже в самой столице „воздушного царства", каковой по праву считался Париж, в то время не было ни одного аэроплана, которому удалось бы совершить полет хотя бы в течение одной минуты?