СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В последнее время авиация в сельском хозяйстве с каждым годом играет все большую роль. Например, в 1968 г. в сельском хозяйстве обработано с воздуха 74 млн. га, в. 1969 г. — более 78 млн. га, в 1970 г. — 81 млн. га.
В ближайшие годы с внедрением в авиацию значительного парка вертолетов Ми-2 сельское хозяйство получит еще большую помощь.
В сельскохозяйственном варианте на вертолете устанавливается специальная аппаратура, позволяющая производить с воздуха опрыскивание или опыливание полей, садов и лесов различными химикатами в целях борьбы с вредными насекомыми, грызунами, болезнями растений и сорной растительностью, в целях подкормки сельскохозяйственных культур минеральными удобрениями, предуборочного удаления листьев и ускорения созревания коробочек хлопчатника, аэросева леса.
По бортам фюзеляжа между шпангоутами № 4 и 6 симметрично подвешены два бака. Емкость каждого из них 500 л. При загрузке сыпучими ядохимикатами баки заполняются полностью, а жидкими химикатами заправляются 700 л в оба бака. Баки изготовлены из нержавеющей стали и имеют внешние ребра жесткости. Загрузка в них ядохимикатов производится через верхнюю часть бака, где устанавливается сетчатый фильтр. После заправки баки закрываются крышками, которые запираются с помощью натяжных замков. В открытом положении крышки фиксируются амортизаторами. Начиная с вертолета № 0644, баки изготавливаются из стеклопластика емкостью по 600 л каждый.
К нижней приемной горловине каждого бака крепится заборник с установленным на нем центробежным насосом ЭЦН-170 с электродвигателем. На корпусе правого насоса установлен клапан опрыскивания 15 (рис. 135), который сообщается посредством трубопроводов с правым и левым насосами, обеспечивающими подачу жидкости к форсункам 10, вмонтированным в штанги 8 и 9. Управление клапаном опрыскивания производится от воздушной системы. Питание насосов двигателей обеспечивается от генератора переменного тока, установленного на главном редукторе.
В целях равномерной выработки химикатов из обоих баков они соединены между собой общим трубопроводом. Жидкость из баков с помощью насосов нагнетается в клапан опрыскивания, откуда под напором по трубопроводу поступает в штанги и далее через форсунки выходит в атмосферу в виде мельчайших капель. Часть жидкости из клапана опрыскивания поступает по другому трубопроводу обратно в бак, перемешивая тем самым находящуюся в баке жидкость.
Штанги опрыскивания симметрично подвешены к фюзеляжу между шпангоутами № 9 и 12. Размах штанг в рабочем положении составляет
Каждая штанга представляет собой трубу диаметром 30×28 мм с приваренными к ней 48 штуцерами, на которые навинчиваются стандартные форсунки. Кроме того, на хвостовой балке у шпангоута № 7 устанавливается хвостовая штанга, имеющая длину 2,5 м. Штанга представляет собой трубу диаметром 22×20 мм, к которой приварены 20 штуцеров под форсунки.
К вертолету прилагаются четыре комплекта форсунок с диаметром отверстий 1,25 мм, 2, 3, 4, 5 и 6 мм и комплект заглушек, которые надеваются на штуцера при снятых форсунках. При прекращении опрыскивания в клапане опрыскивания перекрывается канал подачи жидкости в штанги. Для того чтобы в штангах не оставалось жидкости, на верхней части баков установлены эжекторы 13, в которых вследствие большой скорости жидкости, нагнетаемой насосами, создается разрежение, вследствие чего жидкость из штанг отсасывается.
На корпусе правого насоса крепится щиток с датчиком 5 и сигнализатором давления 6 в клапане опрыскивания. Сигналы о давлении вклю-
1 — патрубок системы отсоса из штанг; 2, ІЗ — патрубки к насосу; 3 — клапан с резиновым уплотнением; 4 — штуцер к пневмоклапану; 5 — пружина; 6 — штуцер воздушной сети; 7 — колпачок; 8 — шток цилиндра; 9, 15 *— патрубки; 10 — гайка; 11 — поршень; 12 — цилиндр; 14 — патрубок ‘ к штангам опрыскивания |
чают зеленую лампу и передаются на указатель манометра, установлен — / ный в кабине пилота. При выработке всей жидкости давление в кла
пане опрыскивания падает и зеленая лампа гаснет.
Клапан опрыскивания (рис. 136) состоит из двух цилиндров, соединенных между собой с помощью электросварки.
В цилиндре 12 расположен шток 8 с поршнем 11, на одном конце которого установлен клапан 3 с резиновым уплотнением. К цилиндру 12 приварен патрубок 14 подачи жидкости в штанги, на котором установлены два патрубка 15, предназначенные для гидроперемешивания жидкости при включенном опрыскивании, и штуцер 4 подвода воздуха от электропневмоклапана. На конец цилиндра 12 навинчен колпачок 7, имеющий штуцер 6 подвода воздуха от воздушной системы.
При включенной системе опрыскивания к штуцеру 6 подводится воздух от воздушного баллона, а к штуцеру 4 — от электропневмоклапана с давлением 50 кГ/см2. Так как площади поршня клапана опрыскивания различны и со стороны большей площади поршня воздействует пружина, то клапан надежно закрыт. При включении системы опрыскивания воздух из полости пружины стравливается через электропневмоклапан и под действием давления воздуха из баллона шток перемещается и открывает клапан. Жидкость От насосов через патрубки 2 и 13 поступает в патрубок 14 и далее в штанги опрыскивания. При выключении системы опрыскивания от электропневмоклапана поступает воздух с давлением 50 кГ/см2 в полость пружины и клапан закрывается, прекращая подачу жидкости в патрубок 14. Через патрубки 15 оставшаяся жидкость отсасывается из штанг с помощью эжекторов, установленных на баках.
Для заправки баков жидкими ядохимикатами заправщиком к заправочному шлангу прилагается фильтр. При заправке с помощью ведра, j придаются фильтры, устанавливаемые в баки. Количество жидкости в
баках определяется по мерной линейке, которая пружинным запором крепится на цапфе редуктора рыхлителя внутри бака.
При переходе с варианта опрыскивания на вариант опыливания с вертолета снимаются: штанги опрыскивания с фермой крепления; заборник с центробежным насосом, электродвигателем, клапаном опрыскивания и гибкими шлангами; мерная линейка. Концы труб, остающиеся открытыми, закрываются колпачками.
К нижнему фланцу каждого бака крепится центральный патрубок распыла с горловиной. На горловине укреплен пневмоцилиндр, с помощью которого приводится в движение шибер (заслонка), закрывающий горловину (рис. 137 и 138).
Впереди каждого бака на ферме подвешивается вентилятор с электродвигателем и кожухом, к которому примыкает передним торцом центральный патрубок распыла. Между собой патрубки соединяются резиновым кольцом. На заднем торце центрального патрубка распыла на петле крепится хвостовой патрубок распыла, свободный конец которого амортизационным шнуром притягивается к ферме шасси вертолета. В полете, когда шасси разгружается, аморт — стойки выдвигаются и занимают свое крайнее положение. Вместе с ними спускаются полуоси с притянутыми к ним патрубками, которые, вращаясь на петле, образуют с центральными патрубками один общий тоннель.
В баке монтируется рыхлитель, верхний конец которого соединяется с цапфой редуктора шлицевой муфтой и фиксируется пружинным запором. Нижний конец свободно вставляется во втулку нижней горловины.
Рыхлитель состоит из вертикального вала с укрепленными на нем упругими стальными пластинами. Вращаясь внутри бака (от электродвигателя через редуктор), рыхлитель обеспечивает перемешивание и высыпание химикатов через горловину в полость центрального патрубка, откуда потоком воздуха от вентилятора химикаты через хвостовой патрубок выбрасываются в атмосферу.
Электродвигатель с редуктором смонтированы на верхней крышке бака. На нижнем конце вала рыхлителя установлен дозирующий диск с регулировочным устройством. Подача химикатов в центральный патрубок регулируется путем увеличения или уменьшения кольцевой щели между диском и торцом горловины. Величина щели регулируется на земле поворотом резьбовой муфты регулирующего устройства. Для определения величины щели на — патрубке распыла установлена шкала со стрелкой. Кроме регулирования расхода химикатов при помощи кольцевой щели, возможно также регулирование подачи путем открывания
окон на самом дозирующем диске. Подход к дозирующему устройству обеспечивается через люк на патрубке распыла. К каждому вертолету прикладываются дозирующие диски диаметром 120 и 180 мм.