Сертификация гражданских ВС

5.1. Сертификация типа ВС.

Соответствие ВС требованиям НЛГС удостоверяется сертификатом летной годности на данный тип ВС, выдачей которого завершается сертификация данного типа ВС. Сертификацией ВС в РФ и СНГ занимается АР МАК (авиарегистр МАКа) Сертификация ведется с начала проектирования.

При этом сертифицируются: ВС вместе с двигателем и оборудованием, двигатель до установки на ВС и оборудование до установки на ВС

Как правило, сертификация типа продолжается 1 -1,5 года и в ней участвует несколько экземпляров ВС.

В процессе сертификации на тип ВС должна быть заполнена таблица соответствия, утверждаемая Главным конструктором ВС.

Номер пункта НЛГ

Соответствие

Подтверждение

соответствия

Доказательные документы и материалы

1

2

3

4

40% таблицы (в основном по требованиям к системам) заполняются при проектировании, 35% на заводских испытаниях, 25% на гос. испытаниях.

Схема организации и последовательности сертификации ВС

Сертификация гражданских ВС

Официальное начало сертификации — поступление в АРМАК заявки на сертификацию, которую направляет исполнитель проекта (КБ) или разработчик.

Разработчик ведет сертификацию до построения опытного экземпляра ВС.

Наиболее важным на этом этапе является создание макета ВС и его рассмотрение. Макет строится из дерева как полноразмерное ВС. На нем устанавливаются реальные комплектующие и двигатели (или их макеты, при невозможности установки реального агрегата). Особо точно копируется кабина пилота. К макету прикладывается комплект

документации по предварительной оценке соответствия НЛГС.

Макетная комиссия назначается совместной (заказчик, АР МАК, разработчик).

В протоколе она выдает рекомендации, обязательные для разработчика.

Затем разработчик строит опытный экземпляр. (Как правило — на своём опытно­экспериментальном предприятии

Наиболее емкий и длительный этап — заводские испытания. Он включает лабораторные и стендовые испытания элементов, систем, агрегатов, программные испытания и летные испытания образцов по широкой программе, со снятием ЛТХ на всем диапазоне ожидаемых условий эксплуатации до крайних режимов.

Ожидаемые условия эксплуатации — расчетные условия, границы которых определяются НЛГС.

Заводские испытания проводятся с участием ЛИИ, ГОСНИИ ГА и других заинтересованных сторон.

Актом по результатам заводских испытаний кончается сертификация со стороны Разработчика. Затем ВС предъявляется Заказчику для Гос. испытаний.

Гос. испытания проводит главная организация Заказчика (ГОСНИИ ГА с участием НЭЦ. АУВД).

Цель — контрольная проверка на подтверждение основных данных, заданных в документации.

Оценивается экономическая эффективность и сравнивается с аналогами Итог — заключение о Гос. испытаниях.

Завершающий этап сертификации — эксплуатационные испытания.

Это испытания уже серийных образцов ВС, изготовленных заводом-изготовителем. Цель — оценка ВС в реальных условиях эксплуатации, дополнительная оценка летной годности. Выявление необходимости доработки и ее выполнение. Это этап начала освоения ВС

На основании всей документации АР МАК выдает сертификат на тип ВС Этот сертификат дает право ФСНСТ ГА заносить в Гос. Реестр ВС каждый экземпляр ВС данного типа и выдавать на него (каждый экземпляр серийного ВС) сертификат годности экземпляра ВС. Сертификат типа выдаётся на весь период эксплуатации данного типа ВС.

Правила сертификации предусматривают контроль ЛГ в эксплуатации и при производстве ВС методом контроля серийных новых и прошедших ремонт ВС (ГОСНИИ ГА)

ВС импортного производства для полетов в Р. Ф. должны иметь Сертификат АР МАК условия выдачи которого определяются им же.

Каждый экземпляр серийного ВС проходит после изготовления наземные и летные приемо-сдаточные испытания. После них ему выдается на 1 год сертификат экземпляра ВС.