ТОРМОЗ НЕСУЩЕГО ВИНТА
і Тормоз несущего винта предназначен для сокращения времени останова винта. Кроме того, тормоз используется для стопорения трансмиссии при проведении ряда монтажных и регламентных работ. Тормоз расположен у заднего вывода главного редуктора в месте присоединения хвостового вала (фиг. 193).
Тормоз крепится к главному редуктору на шести шпильках диаметром 10 мм.
Тормоз — колодочного типа с механическим управлением с помощью троса. Во избежание перегрузки деталей тормоза в систему управления включена пружина, ограничивающая усилие на тросе 150 кг.
Основными деталями тормоза являются кронштейн, колодки и барабан.
Кронштейн тормоза 1 отлит из алюминиевого сплава АЛ9. В его1 фланце просверлены шесть отверстий под шпильки крепления тормоза. Короткой цилиндрической частью фланец соединяется с площадкой, к которой крепится упорный палец 2, воспринимающий усилия от тормозного’ момента.
Фрикционные накладки 4 из феродо приклепаны к стальным колодкам 3, опирающимся на приливы 5 кронштейна. Колодки прижимаются к этим приливам пружинами 6.
Торможение осуществляется в результате прижатия фрикционных колодок к тормозному барабану 7, который крепится к фланцу вала главного редуктора четырьмя болтами диаметром 12 мм. Эти болты. крепят одновременно и фланец хвостового’ вала. Поэтому, пока вал не поставлен, барабан тормоза удерживается на месте двумя винтами диаметром 6 мм е потайными головками.
Передача тормозного1 момента с фрикционных колодок 3 на заделанный в кронштейне упорный палец 2 осуществляется шарнирными звеньями 8, поддерживающими тормозные колодки с одного конца. Другим концом колодки входят в пазы регулировочных винтов 9. Вдвигая и выдвигая эти винты с помощью барашков 10, можно регулировать зазор между колодками и барабаном тормоза, когда тормоз не затянут.
Подвеска колодок на шарнирных звеньях дает им возможность само- устанавливаться относительно барабана и обеспечивает их равномерный износ.
Прижатие колодок к барабану осуществляется системой рычагов и тяг. Трос 11 тянет за крючок разжимного рычага 12, который укреплен шарнирно винтом 13 на одной из колодок. При повороте разжимного рычага вокруг этого винта распорный стержень 14 прижимает нижнюю колодку к барабану тормоза, а когда колодка прижмется к барабану, рычаг 12 начинает вращаться не вокруг винта 13, а вокруг верхнего конца распорного стержня 14, прижимая к барабану верхнюю колодку. Правильное расположение распорного стержня 14 относительно рычага 12 ‘обеспечивается пружиной 15, входящей в вырез рычага.
Когда трос не натянут, он отжимается пружиной 16, а колодки оттягиваются от барабана стяжной пружиной 17. При этом стягивание колодок происходит до их упора в пазы регулировочных винтов 9.
Входя между зубчиками регулировочных барашков 10, стяжная пружина одновременно законтривает эти барашки от ■произвольного отвертывания.
В правильно отрегулированном тормозе фрикционная поверхность тормозных колодок в расторможенном состоянии находится на расстоянии 0,2—0,3 мм от поверхности тормозного барабана.
Категорически запрещается прижатие тормозных колодок к барабану при отпущенном рычаге тормоза, так как это приведет к перегреву барабана и сгоранию фрикционных накладок.