Замер времени и длины разбега при взлете и посадке
Замер времени разбега гидросамолета перед взлетом может быть определен с берега и на гидросамолете путем хронометража. Обычно за начальный момент отсчета принимают момент дачи полного газа, а конец отсчетов — момент выхода из воды нижней точки редана. Но ввиду того, что наблюдатель на
Рис. 109. Приспособление для определения момента отрыва гидросамолета |
земле не может точно установить момент дачи полного газа (засечка обычно производится по слуху), а наблюдатель на гидросамолете не имеет возможности видеть выход нижней точки лодки из воды, замер времени взлета может быть произведен не точно.
Поэтому! для [уточнения замеров предлагается следующее устройство. .
По борту лодки крепится двухплечий рычаг А с точкой вращения В (рис. 109). На его концах укреплены: на нижнем — тело обтекаемой формы С, на верхнем — пружина D и контакт Е. При помощи этого контакта замыкается цепь, питающаяся от аккумуляторной батареи с включенной в цепь электрической лампочкой. При плавании гидросамолета по воде вода, действуя
на обтекаемое тело С, отклоняет рычаг назад и замыкает контакт, включая лампочку. При выходе лодки из воды на обтекаемое тело начинает действовать воздух, плотность которого меньше плотности воды, вследствие чего надлежащим образом отрегулированная пружина разомкнет контакт, и лампа потухнет. Техника замера такова: наблюдатель на гидросамолете, уловив момент дачи летчиком полного газа, включает секундомер и в тот момент, когда погаснет лампочка, выключает его. Произведенный таким образом замер даст достаточную точность.
Время взлета зависит от следующих факторов: силы ветра и
удельной нагрузки на лошадиную силу.
Обычно теоретические подсчеты времени и длины взлета производятся без учета ветра, или при помощи эмпирических формул, т. е. в условиях, когда скорость движения гидросамолета относительно воздуха и воды одинакова. На практике же мы имеем взлеты при наличии ветра, поэтому желательно приводить время взлета ж стандартным условиям. На основании произведенного большого количества опытов английской морской испытательной станцией в Феликстоне построен график поправок на время взлета и на длину пробега (рис. 110). По оси абсцисс отложен коэфициент
«о
где vx — скорость ветра в м/сек, v0 — взлетная скорость в м/сек,
где t0 — время разбега в сек.,
— время разбега в сек. при стандартной скорости ветра.
При этом скорость стандартного ветра принята в 10 узлов, что соответствует п — 0,2.
Построенное в указанных координатах семейство кривых дано в функции удельной нагрузки на лошадиную силу. Приведение к стандартным условиям производится путем замера взлетной скорости, скорости ветра и времени разбега. Затем подсчитывается величина п и для имеющейся удельной нагрузки по
графику находится значение отношения — , по которому и определяется t.
Длина разбега перед взлетом и пробега после посадки может быть измерена при помощи двух теодолитов.
На берегу разбивается база, и расстояние между ее крайними точками измеряется. В этих точках устанавливаются теодолиты Произведя замер углов одновременно с обоих пунктов базы (рис. ill) и построив на длине базы треугольники в определенном масштабе, соединив их вершины прямой линией, можно получить длину пробега.
Рис. 111. Схема размещения приборов дія определения длины разбега гидросамолета |
Кроме указанного способа, длина разбега может быть определена путем воздушной фотосъемки. В этом случае гидросамолет, находящийся в воздухе, снимает бурун воды, остающийся после разбега испытываемого гидросамолета. Ввиду того что на снимке заснят и самый гидросамолет, то, измерив на фотоснимке его длину или размах крыльев, можно установить масштаб фотоснимка и непосредственным измерением на нем длины буруна получить длину пробега.
Указанные способы проверки с достаточной для практики эксплоатации точностью позволяют выявить действительные мореходные качества гидросамолета.