Замер времени и длины разбега при взлете и посадке

Замер времени разбега гидросамолета перед взлетом может быть определен с берега и на гидросамолете путем хроно­метража. Обычно за начальный момент отсчета принимают мо­мент дачи полного газа, а конец отсчетов — момент выхода из воды нижней точки редана. Но ввиду того, что наблюдатель на

Замер времени и длины разбега при взлете и посадке

Рис. 109. Приспособление для определения момента отрыва гидросамолета

земле не может точно установить момент дачи полного газа (засечка обычно производится по слуху), а наблюдатель на гидросамолете не имеет возможности видеть выход нижней точки лодки из воды, замер времени взлета может быть про­изведен не точно.

Поэтому! для [уточнения замеров предлагается следующее устройство. .

По борту лодки крепится двухплечий рычаг А с точкой вра­щения В (рис. 109). На его концах укреплены: на нижнем — тело обтекаемой формы С, на верхнем — пружина D и контакт Е. При помощи этого контакта замыкается цепь, питающаяся от аккумуляторной батареи с включенной в цепь электрической лампочкой. При плавании гидросамолета по воде вода, действуя

Подпись: Q2 Q4 QS 0,8 w Рис. 110. График учета влияния ветра на вздет гидросамолета на обтекаемое тело С, отклоняет рычаг назад и замыкает контакт, включая лампочку. При выходе лодки из воды на обтекаемое тело начинает действовать воздух, плот­ность которого меньше плотности воды, вследствие чего надлежащим образом отрегулированная пружина разомкнет контакт, и лампа потух­нет. Техника замера такова: наблю­датель на гидросамолете, уловив момент дачи летчиком полного газа, включает секундомер и в тот мо­мент, когда погаснет лампочка, выключает его. Произведенный та­ким образом замер даст достаточ­ную точность.

Время взлета зависит от следу­ющих факторов: силы ветра и

удельной нагрузки на лошадиную силу.

Обычно теоретические подсчеты времени и длины взлета про­изводятся без учета ветра, или при помощи эмпирических фор­мул, т. е. в условиях, когда скорость движения гидросамолета относительно воздуха и воды одинакова. На практике же мы имеем взлеты при наличии ветра, поэтому желательно приво­дить время взлета ж стандартным условиям. На основании про­изведенного большого количества опытов английской морской испытательной станцией в Феликстоне построен график попра­вок на время взлета и на длину пробега (рис. 110). По оси абсцисс отложен коэфициент

Подпись: «і

«о

Замер времени и длины разбега при взлете и посадке

где vx — скорость ветра в м/сек, v0 — взлетная скорость в м/сек,

где t0 — время разбега в сек.,

— время разбега в сек. при стандартной скорости ветра.

При этом скорость стандартного ветра принята в 10 узлов, что соответствует п — 0,2.

Построенное в указанных координатах семейство кривых дано в функции удельной нагрузки на лошадиную силу. Приведе­ние к стандартным условиям производится путем замера взлет­ной скорости, скорости ветра и времени разбега. Затем подсчи­тывается величина п и для имеющейся удельной нагрузки по

графику находится значение отношения — , по которому и опре­деляется t.

Длина разбега перед взлетом и пробега после посадки может быть измерена при помощи двух теодолитов.

На берегу разбивается база, и расстояние между ее крайними точками измеряется. В этих точках устанавливаются теодолиты Произведя замер углов одновременно с обоих пунктов базы (рис. ill) и построив на длине базы треугольники в определен­ном масштабе, соединив их вершины прямой линией, можно получить длину пробега.

Замер времени и длины разбега при взлете и посадке

Рис. 111. Схема размещения приборов дія определения длины разбега гидросамолета

Кроме указанного способа, длина разбега может быть опреде­лена путем воздушной фотосъемки. В этом случае гидросамо­лет, находящийся в воздухе, снимает бурун воды, остающийся после разбега испытываемого гидросамолета. Ввиду того что на снимке заснят и самый гидросамолет, то, измерив на фото­снимке его длину или размах крыльев, можно установить масштаб фотоснимка и непосредственным измерением на нем длины буруна получить длину пробега.

Указанные способы проверки с достаточной для практики эксплоатации точностью позволяют выявить действительные мореходные качества гидросамолета.