ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ
Пусковые характеристики двигателей в первую очередь зависят от сорта топлива, вязкости топлива и масла.
Влияние температуры сказывается как на вязкости топлива (рис 16 1), такн на его испаряемости. При температурах, характерных для Заполярья и Восточной Сибири зимой, вязкость топлива Т-1 увеличивается в десятки раз. Увеличение вязкости топлива ТС-1 при этой же температуре примерно в два раза ниже. Это свидетельствует о более благоприятных пусковых характеристиках топлива ТС-1 по сравнению с топливом Т-1. С понижением температуры испаряемость топлива ухудшается, а следовательно, ухудшается и его воспламенение.
Запуск поршневых двигателей затруднен прн температуре окружающего воздуха ниже 5° С и невозможен прн температуре ниже минус 3—6° С без предварительного их подогрева Запуск турбовинтовых двигателей затруднен при температуре минус 5е С и ниже н практически невозможен при температурах минус 15° С и ниже. Усложняется запуск н турбореактивных двигателей при температуре минус 15° С и ниже, а поэтому их также подогревают.
Существенной причиной ухудшения пусковых характеристик турбовинтовых и турбореактивных двигателей является наличие влаги в топливе. Оно проявляется как в ухудшении воспламеняемости топлив, так и в уменьшении подачи топлива вследствие возможного забивания фильтров кристаллами льда. Вода в фильтрах накапливается при фильтрации топлива Кроме того, с понижением температуры из топлива, находящегося в системе летательного аппарата, выделяется свободная вода, которая при отрицательных температурах кристаллизуется. Кристаллы льда оседают иа фильт — роэлементах, и это также приводит к уменьшению подачи топлива.
Для предотвращения образования кристаллов льда в топливе и обмерзания топливных фильтров производят очистку топлива от воды фильтрами-сепараторами, а также применяют специальные присадки, повышающие растворимость воды в топливе или образующие с водой смеси с низкой температурой замерзания. В качестве такой присадки наиболее широкое распространение получил этил —
цел позольв (условное название — жидкость <И>), который добавляется п топливе до 0,3% по объему 11 тщательно перемешивается Эффективность действия присадок, находящихся в топливе, сохраняется в течение 2—3 мес при условии тщательного предохранения топлива от попадания влаги.
Существенным фактором, влияющим на пусковые характеристики двигателей, является величина момента сопротивления ротора двигателя, зависящая от динамического момента инерции и сил трения. Силы трения существенно зависят от вязкости масла. Градиент вязкости по температуре более значителен у масел, чем у топлив. Наиболее существенно влияние вязкости масел оказывается при запуске поршневых и турбовинтовых двигателей,
поэтому при низких температурах в обязательном. порядке необходим подогрев двигателей На работу электросистем запуска наибольшее влияние оказывают влажность и насыщение воздуха парами солен, щелочей, кислот, так как это приводит в ряде случаев к пробою изоляции и к интенсивному процессу коррозии электропроводки, особенно в местах стыков и спайки.
Наличие влаги в виде атмосферных осадков и колебания температуры вблизи 0°С могут снизить надежность и механических элементов систем запуска, так как в этих условиях не исключается замерзания влаги в подвижных элементах, а следовательно, и выход из строя.
Эксплуатация и техническое обслуживание летательных аппаратов при низких температурах окружающего воздуха имеют ряд особенностей В этих условиях возникают специфические неисправности и отказы, вызывающие дополнительные простои летательных аппаратов, нарушающие регулярность полетов и создающие предпосылки к летным происшествиям. Причинами многих отказов и неисправностей являются попадание снега и образование льда в узлах крепления, органах управления, воздухозаборниках, туннелях мас — лораднаторов и других системах и агрегатах. Покрываются снегом н подвергаются обледенению поверхности летательного аппарата.
Заснеженность и обледенение мест стоянок летательных аппаратов, а также рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос приводит к отказам системы сигнализации выпу [ценного и убранного положения шасси вследствие забивания крюка замка и защелки снегом, к отказам концевых выключателей. Эти отказы особенно часты в осенне-зимний период, когда на ВПП имеются грязь и слякоть.
В зимнее время необходимо устанавливать заглушки на туннели масюраднаторов и воздухозаборники двигателей сразу же после нх останова Перед выруливанием на старт удаляют обледенение поверхности летательного аппарата Проверяют работоспособность ме. мбранно-аиерондных приборов от приемников полного и статического давлення. Выпускают закрылки п осматривают щели между крылом и закрылками. Изморозь на поверхности летательного аппарата подлежит удалению перед полетом волосяными щетками или резиновыми скребками. Применение в подобных условиях химико-тепловых методов не рекомендуется, поскольку это может вызвать коробление обшивки, растрескивание стекол и скрытое отложение льда в труднодоступных местах.
Значительное число неисправностей вызывают резиновые уплотнения стекол фонаря кабины, амортизационных стоек и силовых цилиндров и многих других соединений в системах. Эти уплотнения успешно работают до температур примерно минус 50° С. При дальнейшем понижении температуры эластичность резины значительно ухудшается. Это приводит к наружным и внутренним утечкам специальных жидкостей и масел н, как следствие, к падению давления в системах, что приводит к их отказам. Указанные неисправности устраняются подогревом н подтяжкой мест уплотнения После подтяжки необходима проверка герметичности системы на истечение под давлением.
При температурах окружающего воздуха ниже минус 50°С в топливе в свободном состоянии выделяется парафин, который плотной смолистой пленкой забивает сетки фильтров тонкой очистки К этому необходимо добавить, что со время стоянки летательного аппарата на стенках топливных баков оседает иней, который при движении смывается и также оседает на фильтрах. В зимнее время не исключено обмерзание дренажных патрубков топливной системы, что может привести к повреждению баков и отказу двигателей. Во избежание образования инея на стенках топливных баков при длительной стоянке баки необходимо полностью заправлять топливом. Перед заправкой и после заправки из баков сливают отстой (0,5—1,0 л) через сливные краны и проверяют кондиционность топлива. В случае срабатывания ламп сигнализации отказа (засорения) топливных фильтров любого из двигателей при техническом обслуживании снимают все фильтры грубой и топкой очистки на всех силовых установках, сливают и проверяют отстой из топливных баков. При оперативном обслуживании перед каждым вылетом необходимо осмотреть заборники воздуха дренажных систем и убедиться в отсутствии их обмерзания.
Значительное число неисправностей и отказов возникает при низких температурах и воздушных системах. Имеют место случаи закупорки скопившимся конденсатом трубок замера давления в воздушных системах запуска, трубок высотных систем, что приводні к отказу систем В целях устранения подобных неисправностей и предупреждения отказов систем предусматривают дополнительные работы по подогреву трубопроводов воздушных систем с продувкой их воздухом, слив конденсата из влагоотстойников этих систем н др.
В условиях низких температур некоторые неисправности и отказы систем создаются повышением вязкости специальных жидкостей и смазок. Увеличение вязкости этих жидкостей снижает чувствительность систем автоматического регулирования, вызывает
увеличение жесткости работы амортизаторов шасси, что повышает действующие нагрузки и способствует увеличению износа подвижных узлов. Так, на самолетах с турбовинтовыми двигателями при температуре ниже минус 45° С клапан, установленный в системе флюгирования винтов, и датчики автоматического флюгирования срабатывают с запаздыванием на 5—7 с. Датчики выключения турбореактивных двигателей по предельной частоте при указанной температуре выключают двигатели при меньших значениях частоты вращения. Это вызывает необходимость выполнения дополнительных работ по подогреву силовых установок и поддержанию их в готовности к запуску. Кроме того, при температурах окружающего воздуха ниже минус 4(r С необходимо сливать масло из маслосн — стем двигателей после полета и заливать его подогретым до температуры 80° С непосредственно перед полетом.
В зимнее время более часты отказы золотниковых распределительных устройств систем управления поворотом передней опоры шасси, что в большинстве случаев вызывается различными коэффициентами линейного расширения материала золотников и корпусов агрегатов. На шасси отмечаются случаи проворачивания пневматикой относительно барабана колес и др.
В целях более надежной работы взлетно-посадочных устройств при температурах воздуха ниже минус 30° С рекомендуется прогревать ниши шасси в течение 20 мин; для предупреждения проворачивания пневматик» колес зарядку их воздухом производят по верхним пределам допуска.
Для поддержания работоспособности систем вертолетов рекомендуется: производить осмотр топливных фильтров при температуре ниже минус 40° С и очищать их от парафина, выпадающего иногда в керосине ТС-1; подогревать перед запуском втулки несущего и хвостового винтов и основных участков гидросистемы, где расположены агрегаты; заменять смазку в промежуточном и хвостовом редукторах; подогревать агрегаты и фильтры отстойника воздушной системы; перед запуском двигателей лопасти несущего винта устанавливать на задний упор, что исключает раскачку вертолета при запуске; подогревать теплым воздухом дренажные
9* |
259
Повышенного внимания к себе требуют электро-, радиотехническое и навигационное оборудование, противопожарная система, так как не исключены случаи обрыва проводов, коротких замыканий, изменения сопротивления проводов, растрескивания изоляции’, уменьшения емкости аккумуляторов и т. п. При резких перепадах температур вследствие образования влаги значительно меняется сопротивление электропроводов, что может вызвать ложные срабатывания отдельных систем, например пожарной и др.