ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ

Пусковые характеристики двигателей в первую очередь зависят от сорта топлива, вязкости топлива и масла.

Влияние температуры сказывается как на вязкости топлива (рис 16 1), такн на его испаряемости. При температурах, характер­ных для Заполярья и Восточной Сибири зимой, вязкость топлива Т-1 увеличивается в десятки раз. Увеличение вязкости топлива ТС-1 при этой же температуре примерно в два раза ниже. Это сви­детельствует о более благоприятных пусковых характеристиках топлива ТС-1 по сравнению с топливом Т-1. С понижением темпе­ратуры испаряемость топлива ухудшается, а следовательно, ухуд­шается и его воспламенение.

Запуск поршневых двигателей затруднен прн температуре окру­жающего воздуха ниже 5° С и невозможен прн температуре ниже минус 3—6° С без предварительного их подогрева Запуск турбо­винтовых двигателей затруднен при температуре минус 5е С и ниже н практически невозможен при температурах минус 15° С и ниже. Усложняется запуск н турбореактивных двигателей при темпера­туре минус 15° С и ниже, а поэтому их также подогревают.

Существенной причиной ухудшения пусковых характеристик турбовинтовых и турбореактивных двигателей является наличие влаги в топливе. Оно проявляется как в ухудшении воспламеняе­мости топлив, так и в уменьшении подачи топлива вследствие воз­можного забивания фильтров кристаллами льда. Вода в фильтрах накапливается при фильтрации топлива Кроме того, с понижением температуры из топлива, находящегося в системе летательного ап­парата, выделяется свободная вода, которая при отрицательных температурах кристаллизуется. Кристаллы льда оседают иа фильт — роэлементах, и это также приводит к уменьшению подачи топлива.

Для предотвращения образования кристаллов льда в топливе и обмерзания топливных фильтров производят очистку топлива от воды фильтрами-сепараторами, а также применяют специальные присадки, повышающие растворимость воды в топливе или образую­щие с водой смеси с низкой температурой замерзания. В качестве такой присадки наиболее широкое распространение получил этил —

цел позольв (условное название — жидкость <И>), который добавляет­ся п топливе до 0,3% по объему 11 тщательно перемешивается Эффек­тивность действия присадок, нахо­дящихся в топливе, сохраняется в течение 2—3 мес при условии тща­тельного предохранения топлива от попадания влаги.

Подпись: 16.3. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРПодпись: 9-1520 257Подпись: У сСтПодпись: Рис 16 К Зависимость кинематической вязкости авиационных топлив от температурыСущественным фактором, влия­ющим на пусковые характеристики двигателей, является величина мо­мента сопротивления ротора двига­теля, зависящая от динамического момента инерции и сил трения. Си­лы трения существенно зависят от вязкости масла. Градиент вязкости по температуре более значителен у масел, чем у топлив. Наиболее су­щественно влияние вязкости масел оказывается при запуске поршне­вых и турбовинтовых двигателей,

поэтому при низких температурах в обязательном. порядке необ­ходим подогрев двигателей На работу электросистем запуска наи­большее влияние оказывают влажность и насыщение воздуха па­рами солен, щелочей, кислот, так как это приводит в ряде случаев к пробою изоляции и к интенсивному процессу коррозии электро­проводки, особенно в местах стыков и спайки.

Наличие влаги в виде атмосферных осадков и колебания темпе­ратуры вблизи 0°С могут снизить надежность и механических эле­ментов систем запуска, так как в этих условиях не исключается замерзания влаги в подвижных элементах, а следовательно, и вы­ход из строя.

Эксплуатация и техническое обслуживание летательных аппа­ратов при низких температурах окружающего воздуха имеют ряд особенностей В этих условиях возникают специфические неисправ­ности и отказы, вызывающие дополнительные простои летательных аппаратов, нарушающие регулярность полетов и создающие предпо­сылки к летным происшествиям. Причинами многих отказов и не­исправностей являются попадание снега и образование льда в узлах крепления, органах управления, воздухозаборниках, туннелях мас — лораднаторов и других системах и агрегатах. Покрываются снегом н подвергаются обледенению поверхности летательного аппарата.

Заснеженность и обледенение мест стоянок летательных аппара­тов, а также рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос при­водит к отказам системы сигнализации выпу [ценного и убранного положения шасси вследствие забивания крюка замка и защелки снегом, к отказам концевых выключателей. Эти отказы особенно часты в осенне-зимний период, когда на ВПП имеются грязь и слякоть.

В зимнее время необходимо устанавливать заглушки на туннели масюраднаторов и воздухозаборники двигателей сразу же после нх останова Перед выруливанием на старт удаляют обледенение поверхности летательного аппарата Проверяют работоспособность ме. мбранно-аиерондных приборов от приемников полного и стати­ческого давлення. Выпускают закрылки п осматривают щели меж­ду крылом и закрылками. Изморозь на поверхности летательного аппарата подлежит удалению перед полетом волосяными щетками или резиновыми скребками. Применение в подобных условиях хи­мико-тепловых методов не рекомендуется, поскольку это может вызвать коробление обшивки, растрескивание стекол и скрытое отложение льда в труднодоступных местах.

Значительное число неисправностей вызывают резиновые уплот­нения стекол фонаря кабины, амортизационных стоек и силовых цилиндров и многих других соединений в системах. Эти уплотнения успешно работают до температур примерно минус 50° С. При даль­нейшем понижении температуры эластичность резины значительно ухудшается. Это приводит к наружным и внутренним утечкам спе­циальных жидкостей и масел н, как следствие, к падению давления в системах, что приводит к их отказам. Указанные неисправности устраняются подогревом н подтяжкой мест уплотнения После под­тяжки необходима проверка герметичности системы на истечение под давлением.

При температурах окружающего воздуха ниже минус 50°С в топливе в свободном состоянии выделяется парафин, который плотной смолистой пленкой забивает сетки фильтров тонкой очист­ки К этому необходимо добавить, что со время стоянки летатель­ного аппарата на стенках топливных баков оседает иней, который при движении смывается и также оседает на фильтрах. В зимнее время не исключено обмерзание дренажных патрубков топливной системы, что может привести к повреждению баков и отказу двига­телей. Во избежание образования инея на стенках топливных баков при длительной стоянке баки необходимо полностью заправлять топливом. Перед заправкой и после заправки из баков сливают отстой (0,5—1,0 л) через сливные краны и проверяют кондицион­ность топлива. В случае срабатывания ламп сигнализации отказа (засорения) топливных фильтров любого из двигателей при техни­ческом обслуживании снимают все фильтры грубой и топкой очист­ки на всех силовых установках, сливают и проверяют отстой из топливных баков. При оперативном обслуживании перед каждым вылетом необходимо осмотреть заборники воздуха дренажных си­стем и убедиться в отсутствии их обмерзания.

Значительное число неисправностей и отказов возникает при низких температурах и воздушных системах. Имеют место случаи закупорки скопившимся конденсатом трубок замера давления в воздушных системах запуска, трубок высотных систем, что приво­дні к отказу систем В целях устранения подобных неисправно­стей и предупреждения отказов систем предусматривают дополни­тельные работы по подогреву трубопроводов воздушных систем с продувкой их воздухом, слив конденсата из влагоотстойников этих систем н др.

В условиях низких температур некоторые неисправности и отказы систем создаются повышением вязкости специальных жид­костей и смазок. Увеличение вязкости этих жидкостей снижает чувствительность систем автоматического регулирования, вызывает

увеличение жесткости работы амортизаторов шасси, что повышает действующие нагрузки и способствует увеличению износа подвиж­ных узлов. Так, на самолетах с турбовинтовыми двигателями при температуре ниже минус 45° С клапан, установленный в системе флюгирования винтов, и датчики автоматического флюгирования срабатывают с запаздыванием на 5—7 с. Датчики выключения турбореактивных двигателей по предельной частоте при указанной температуре выключают двигатели при меньших значениях частоты вращения. Это вызывает необходимость выполнения дополнитель­ных работ по подогреву силовых установок и поддержанию их в готовности к запуску. Кроме того, при температурах окружающего воздуха ниже минус 4(r С необходимо сливать масло из маслосн — стем двигателей после полета и заливать его подогретым до темпе­ратуры 80° С непосредственно перед полетом.

В зимнее время более часты отказы золотниковых распредели­тельных устройств систем управления поворотом передней опоры шасси, что в большинстве случаев вызывается различными коэф­фициентами линейного расширения материала золотников и корпу­сов агрегатов. На шасси отмечаются случаи проворачивания пнев­матикой относительно барабана колес и др.

В целях более надежной работы взлетно-посадочных устройств при температурах воздуха ниже минус 30° С рекомендуется прогре­вать ниши шасси в течение 20 мин; для предупреждения провора­чивания пневматик» колес зарядку их воздухом производят по верхним пределам допуска.

Для поддержания работоспособности систем вертолетов реко­мендуется: производить осмотр топливных фильтров при темпера­туре ниже минус 40° С и очищать их от парафина, выпадающего иногда в керосине ТС-1; подогревать перед запуском втулки несу­щего и хвостового винтов и основных участков гидросистемы, где расположены агрегаты; заменять смазку в промежуточном и хво­стовом редукторах; подогревать агрегаты и фильтры отстойника воздушной системы; перед запуском двигателей лопасти несущего винта устанавливать на задний упор, что исключает раскачку вер­толета при запуске; подогревать теплым воздухом дренажные

9*

Подпись: бачки.

259

Повышенного внимания к себе требуют электро-, радиотехниче­ское и навигационное оборудование, противопожарная система, так как не исключены случаи обрыва проводов, коротких замыканий, изменения сопротивления проводов, растрескивания изоляции’, уменьшения емкости аккумуляторов и т. п. При резких перепадах температур вследствие образования влаги значительно меняется сопротивление электропроводов, что может вызвать ложные сра­батывания отдельных систем, например пожарной и др.