ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ ПОВОРОТА САМОЛЕТА
Для измерения угловых перемещений самолета необходимо иметь, очевидно, какие-то реперы, связанные с земной поверхностью. Такими реперами могут служить какие-нибудь ориентиры на земной поверхности, линия горизонта и, наконец, солнце, если его положение относительно земной поверхности точно известно в данный момент времени (что легко достигается). Для вычисления углов поворота самолета необходимо иметь изображение этих ориентиров на поверхности, связанной жестко с самолетом, что можно сделать при помощи фотографирования.
Инструментом для определения относительного положения горизонта и самолета может служить простейшее зеркало. Если такое зеркало укрепить жестко относительно самолета параллельно’ поперечной ПЛОСКОСТИ Oyi^i, то изображение плоскости’ горизонта в этом зеркале при изменении угла тангажа будет перемещаться параллельно самому себе, а при изменении угла крена будет поворачиваться на угол, равный углу крена. Если же его укрепить параллельно плоскости симметрии Охіуи то при изменении угла тангажа изображение горизонта будет поворачиваться на угол, равный углу тангажа, а при изменении угла крена будет перемещаться параллельно самому себе. При установке зеркала в промежуточном положении получим комбинированный процесс. Установка двух таких зеркал позволяет определить углы крена и тангажа по угловым перемещениям линии горизонта. Совершенно аналогично можно измерить эти углы по изображению солнечного диска в зеркале на самолете.
Эти методы не получили большого распространения из-за ряда недостатков. Во-первых, вследствие нечеткости изображения горизонта точность замеров углов невелика — в лучшем случае порядка 1°, поэтому эти методы можно применять лишь в редких случаях, когда не требуется большой точности, например, при изучении развившегося штопора самолета. Во-вторых, эти методы требуют очень хорошей видимости горизонта, что бывает сравнительно редко даже в хорошую легную погоду из-за дымки.
При регистрации положения самолета относительно земных ориентиров можно воспользоваться обычными аэрофотограммет — рическими методами. Пусть на земной поверхности имеется тре-
угольник АВС (фиг. 12.7), фотографируемый с самолета фото — аппаратом с объективом в точке О і, оптическая ось когоірого направлена по вертикальной оси самолета. На фотографии получим изображение abc. Очевидно, зная размеры треугольников АВС и abc, а также фокусное расстояние f, можно определить положение плоскости фотопластинки и осей этой плоскости относительно треугольника АВС; иначе говоря, можно ориентировать триедр OiXiyiZi относительно некоторого земного триедра ОхоуоХо, а это и значит, что мы можем определить координаты центра тяжести и три угла поворота. Не излагая подробно этого метода, заметим только, что при условии хорошей видимости и четкости изображения ориентиров на фотографии можно таким путем определить углы и координаты с достаточной точностью.
Фиг. 12.7. Схема определения по-
ложения самолета в пространстве
аэрофотограмметрическими мето-
дами.
В установившемся прямолинейном движении, когда углы наклона самолета не меняются с течением времени, углы тангажа и крена легко определяются при помощи уклономеров. Наиболее простым прибором, который можно легко создать в любых условиях, является жидкостный уклономер (фиг. 12.8), основанный на принципе сообщающихся сосудов. Он состоит из бачка вместимостью порядка 0,1—0,25 л и стеклянной изогнутой трубки, в которые заливается жидкость. Весь прибор смонтирован на доске. Ось прибора и прямая, проведенная через центр бачка в точку уровня жидкости в трубке, составляют некоторый угол 9, определяемый по приближенной формуле
. /г
Чтобы разобраться, как этот угол о связан с угловыми перемещениями самолета, напишем уравнение плоскости гори
зонта, проведенной через центр бачка, в связанных осях. На — отравляющие косинусы вертикальной земной оси, т. е. нормали к горизонтальной плоскости, в связанных осях равны sin fr, cos & cosy,—cos & sin Y. Отсюда по известным правилам аналитической геометрии получим искомое уравнение
Xi sin &Ч-уі cos & cos у — Zicos&siny =0.
Если плоскость уклономера совпадает с поперечной плоскостью (назначение уклономера — замерять угол крена), то в его ПЛОСКОСТИ (*1 = 0) получим в пересечении прямую
T—te-r-
*1
Следовательно, поперечный уклономер замеряет в точности угол крена. Если уклономер предназначен для замера углов тангажа (продольный уклономер) и его плоскость параллельна плоскости симметрии самолета (£i=0), то в пересечении получим прямую
У = tgА
Х cos 7
Следовательно, продольный уклономер измеряет в точности угол тангажа лишь в том случае, если угол крена равен нулю. Если угол крена не равен нулю, угол тангажа нужно определять по формуле
tg & =^tg о cos у,
где ср.— угол, показываемый продольным уклономером;
Y — угол крена, определяемый по поперечному уклономеру.
Предварительно оба уклономера всегда тарируются в лабораторных условиях (определяется зависимость угла с? от высоты столба в трубке), а на самолете снимаются несколько контрольных точек для проверки правильности установки и определения угла установки уклономера относительно самолета.
Уклономеры жидкостного типа весьма просты. При достаточно большой длине базы, порядка 500—600 мм, и хорошей шкале (точность отсчета порядка 1 мм) можно ими измерять углы с точностью до 0,1—0,2°. Однако не всегда можно найти место для размещения уклономера; на одноместном самолете без специального наблюдателя вообще пользоваться визуальным уклономером затруднительно. В таких случаях для замера углов пользуются обычно самописцами углов наклона (инклиногра — фами), представляющими собой обычный маятник с демпфером и мультиплицирующим механизмом для увеличения точности записи. Такие инклинографы записывают те же углы, что и жидкостные уклономеры. Методы обработки и тарировки те же.
Следует заранее предостеречь от часто встречающейся ошибки, И жидкостные и маятниковые уклономеры могут измерять угол наклона самолета только в установившемся прямолинейном полете, когда отсутствуют ускорения. При наличии ускорений такие приборы принципиально могут измерять только углы вектора перегрузки с осями самолета (см. § 8), и то, в силу инертности на неустановившихся режимах, они измеряют и эти углы с большими ошибками. Поэтому при изучении криволинейного неустановившегося полета эти приборы применяются только для замера углов при исходном (или конечном) установившемся режиме (см. § 7).
В неустановившемся движении углы поворота самолета (у и & ) могут быть записаны при помощи инклинографов гироскопического типа. В практике летных испытаний эти приборы вследствие их большой сложности применяются редко — только при специальных исследованиях.