Уход за фюзеляжем
Уход за фюзеляжем вертолета в процессе эксплуатации в основном заключается в систематическом осмотре его состояния и удалении с поверхности фюзеляжа грязи, пыли, масляных пятен, льда и снега (зимой).
При осмотрах фюзеляжа проверяется целость профилей каркаса, шпангоутов, стрингеров, обшивки и их крепление между собой. Особое внимание обращается на состояние каркаса фюзеляжа в местах узлов крепления редукторов, двигателей и шасси.
При осмотре стыков обшивки тщательно проверяются заклепочные швы. Ослабление заклепок можно обнаружить по отставанию лакокрасочного покрытия вокруг головок заклепок. Дефектные заклепки удаляются высверливанием их со стороны головки и взамен ставятся заклепки большего диаметра (на 0,5 мм). Если нет подхода для поддержки заклепок при их клепке, допускается установка гайкопистонов. Для установки новой заклепки используется старое отверстие, но предварительно проверяется его состояние (не должно быть овальности, трещин на обшивке вокруг отверстия и т. д.).
Небольшие трещины на обшивке засверливаются по концам сверлом диаметром 2 мм. Затем на место, где имеется трещина, ставится заплата, закрывающая полностью трещину. Заплата должна иметь такую же толщину, как и обшивка.
Небольшие трещины профилей каркаса шпангоутов и стрингеров хвостовой балки засверливают сверлом диаметром 2 мм. При необходимости ослабленные трещинами места обшивки усиливают приклепкой накладок.
При наличии небольших вмятин без прорыва и вытяжки обшивки допускается правка листов обшивки с помощью деревянного молотка.
Чаще всего дефекты обшивки или силового набора наблюдаются на хвостовой балке. Причиной этого являются вибрации от хвостового вала трансмиссии и рулевого винта. Поэтому при выполнении осмотра и регламентных работ необходимо тщательно проверять состояние обшивки в местах установки опор валов трансмиссии и места крепления хвостовой опоры, места стыковки хвостовой балки с центральной частью фюзеляжа и концевой балкой.
Обнаруженные неисправности необходимо устранить.
Большое внимание следует уделять защите лакокрасочных покрытий фюзеляжа от механических повреждений, которые вызываются, главным образом, воздействием песка, гравия и других металлических частиц, а также неаккуратным проведением различных работ в процессе эксплуатации.
Чтобы предохранить лакокрасочные и другие защитные покрытия от механических повреждений, запрещается ходить по обшивке вертолета без специальной мягкой обуви или без укладки мягких резиновых дорожек или ковриков. Открывать и закрывать лючки и дверки нужно аккуратно, не допуская повреждения лакокрасочного покрытия инструментом.
Применяемые для обслуживания вертолета металлические стремянки, лестницы, соприкасающиеся с обшивкой, должны иметь на концах мягкие предохранительные резиновые подушки.
Нельзя класть на незащищенную обшивку металлические предметы, инструмент, агрегаты, приспособления, чехлы для просушки и т. д. Ни в коем случае нельзя очищать загрязненную обшивку скребками и металлическими щетками. Лед и иней в зимнее время следует удалять с поверхности вертолета теплым воздухом от наземного подогревателя. Температура воздуха на выходе из подогревателя не должна превышать 60—70° С.
При этом способе ледяной покров удаляется полностью и совершенно не повреждаются лакокрасочные покрытия. Разрешается также применять для удаления льда и инея с обшивки специальные жидкости, такие как ЭАФ, «Арктика» и др.
Особенно сильное поражающее действие на защитные покрытия обшивки и основной металл оказывают задерживающиеся на ней грязь, копоть, масла, топливо, кислоты и щелочи, а также ядохимикаты.
После полетов необходимо промывать обшивку фюзеляжа теплой мыльной водой. При попадании на обшивку кислоты или щелочи нужно нейтрализовать их, при разрушении покрытия — восстановить его. Особенно тщательно следует очищать от ядохимикатов вертолет в сельскохозяйственном варианте. Коррозия с обшивки фюзеляжа удаляется тряпкой, смоченной в керосине и нанесенной на нее наждачной пылью, после этого участок обшивки обезжиривается, покрывается грунтом АЛГ-1 и красится нитроэмалью под цвет обшивки.
В целях предупреждения попадания воды внутрь вертолета необходимо все лючки, двери и форточки плотно закрывать. После дождя нужно снимать для просушки чехлы, удалять воду из тех мест, куда она попала, и открывать лючки и двери для проветривания фюзеляжа.
Стекла кабин фюзеляжа периодически очищаются от грязи и пыли, если на них нет жировых пятен, мягкой фланелевой или байковой тряпкой, смоченной в чистой воде и затем отжатой. После этого стекла вытираются насухо мягкой сухой ветошью. При протирке стекол не рекомендуется пользоваться шерстяными и шелковыми тряпками, так как они могут вызвать электростатический заряд, способствующий притягиванию пыли к поверхности стекла. Жировые пятна удаляют мягкой хлопчатобумажной тряпкой, смоченной в теплой и мыльной воде. Для этого применяется 3—5-процентный раствор нейтрального мыла. Затем стекло протирается мягкой ветошью, промытой в чистой воде, и вытирается мягкой сухой ветошью. Разрешается удалять жировые пятна ветошью с небольшим количеством пасты ВИАМ-2.
На стоянке вертолета стекла должны быть обязательно защищены от воздействия солнечных лучей, так как они вызывают ухудшение прозрачности и образование «серебра» (мелких поверхностных трещин глубиной до 0,5 мм). «Серебрение» является одним из наиболее распространенных пороков остекления из органического стекла. Оно может возникнуть и в результате механических воздействий, резких изменений температуры, воздействия растворителей таких, как ацетон, бензол, этиловый спирт, дихлорэтан и др. Устраняется «серебрение» прогревом стекла горячим воздухом или в горячей масляной ванне.
На деталях остекления не допускаются следующие дефекты:
поверхностные царапины (неглубокие риски) длиной более 30 мм;
мелкие царапины в виде сплошной сетки;
поверхностные мелкие трещины («серебро» в виде цепочки длиной более 60 мм при длине каждой трещины более 60 мм) в количестве более одной цепочки на стекло;
радиальные мелкие трещины более двух очагов на стекло в зонах крепления стекла к каркасу;
заколы и забоины на поверхности стекла, появившиеся в результате механических повреждений.
При обнаружении таких дефектов необходимо произвести ремонт остекления. Царапины, ухудшающие обзор, выводить мелкой шлифовальной шкуркой, а затем полировать пастой ВИАМ-2. Концы мелких трещин засверливать сверлом диаметром 1,5—2 мм, крупные трещины засверливать с последующей установкой накладок из органического стекла. Накладки приклеивать дихролэтановым клеем. Клей наносится на обе склеиваемые поверхности.
Несмотря на кажущуюся простоту ухода за фюзеляжем, только регулярный тщательный осмотр, систематическое удаление пыли и грязи, остатков ядохимикатов для сельскохозяйственного варианта вертолета и. своевременный ремонт повреждений обеспечивают надежную работу фюзеляжа в пределах установленного ему срока службы.