Нормирование летной годности

6.1. Общие сведения о нормировании летной годности

С точки зрения обеспечения безопасности полетов авиационная транспортная система рассматривается как функциональная, включающая подсистемы : экипаж — ВС; службы подготовки и обеспечения полетов; службу УВД. Все подсистемы, тем или иным образом, участвуют в подготовке или обеспечении полета и обладают признаками сложных самостоятельных систем.

Каждая из подсистем влияет на БП и может выступать в роли независимой, и может подвергаться самостоятельному анализу как отдельный объект, и дальнейшему расчленению на элементы, в зависимости от конкретных практических или исследовательских целей.

На основные элементы АТС (ВС, аэродром, воздушная трасса) разрабатываются и утверждаются Нормы годности (НГ). Для воздушных трасс — Нормы годности эксплуатации воздушных трасс (НГЭВТ); для аэродромов — Нормы годности к эксплуатации аэродромов (НГЭА); для ВС — Нормы летной годности гражданских самолетов (НЛГС) или Нормы летной годности вертолетов (НЛГВ).

Нормы годности — это свод требований, выполнение которых позволяет обеспечивать заданный уровень БП Удовлетворение действующим НГ является обязательным для допуска данного элемента АТС к эксплуатации.

Как правило, инициатором издания норм является государство, и в этом случае они являются сводом минимальных государственных требований по данному вопросу в пределах государства.

С образованием ИКАО, вопрос получил дальнейшее развитие: в приложении 8 к Чикагской конвенции ИКАО (1944 г.) сформированы минимальные требования для допуска ВС к эксплуатации стран — членов ИКАО.

Вполне понятно, что жесткая стандартизация в данном вопросе невозможна, т. к. она станет тормозом в развитии авиации. Поэтому, в НГ по мере развития науки, техники и практики эксплуатации, вносятся поправки, а периодически НГ переиздается.

Летная годность ВС — это его характеристика, определяемая предусмотренными и реализованными в его конструкции и летных качествах принципами, позволяющими совершать безопасный полет в ожидаемых условиях эксплуатации, и при строгом соблюдении установленных методов летной и технической эксплуатации.

В каждой стране НЛГ устанавливают минимальные государственные требования к летной годности ВС. Уровень ЛГ, установленный государством достигается выполнением всех требований действующих НЛГ.

Понятие летной годности не равнозначно понятию безопасности полетов, хотя они и взаимосвязаны функционально.

Общие требования к летной годности ВС по обеспечению безопасности полетов подразделяются на следующие составляющие:

1) определение ожидаемых условий эксплуатации;

2) установление эксплуатационных и предельных ограничений;

3) определение требуемого уровня БП;

4) задание требуемой надежности функциональным системам самолета;

5) определение требований к подготовке экипажа и количеству его членов.

Однако источником опасности могут стать и неполные или недостаточно обоснованные требования самих НЛГ, некачественное изготовление ВС или его неудовлетворительный ремонт и ТО.

Таким образом, все требования к ЛГ ВС по методу их разработки можно отнести условно к двум группам:

В первую группу входят те, которые получают на основе обработки и вероятностного анализа статистических данных, полученных в процессе испытаний и эксплуатации авиационной техники (аналога ВС).

Ко второй группе относятся требования, основывающиеся на достижениях инженерной практики и опыте, накопленном при анализе причин АП и дефектов, но с вероятностными показателями не связанных.

Каждое требование НЛГ очень тщательно формулируется, чтобы в дальнейшем не стать тормозом для развития авиации, а для его исключения из НЛГ требуется достоверно доказать, что оно уже не является необходимым.

Основными функциональными системами любого ВС считаются : планер, силовая установка, система управления ВС, взлетно-посадочные устройства, пилотажно — навигационное оборудование, радиотехническое оборудование, электротехническое оборудование, системы жизнеобеспечения и спасения.

Кроме требований, определяющих основные принципы ЛГ, Нормы летной годности содержат также большой объем конкретных требований к полетным характеристикам, двигателям, функциональным системам ВС, оборудованию.

Формируются они на основе опыта создания, испытаний и эксплуатации ВС.