Нормы летной годности гражданских самолетов России
В нашей стране первое издание Норм летной годности гражданских самолетов (НЛГС) в виде единого документа, вышло в 1967 г. До 1972 г. в него было внесено 5 поправок, и новое издание стало именоваться НЛГС — 1.
В 1973 г. были созданы нормы летной годности для вертолетов (НЛГВ)
В 1974 г. с учетом в развитии А. Т. вышли НЛГС-2. До 1980 г. НЛГС-2 были полностью внедрены в практику.
Работу по совершенствованию НЛГС проводила Межведомственная комиссия по Нормам летной годности гражданских самолетов и вертолетов СССР (МВК НЛГ СССР).
Результатом координирующей деятельности этого межведомственного органа стало издание НЛГС-85 и НЛГВ-86, именуемые как НЛГС-3.
НЛГС-3 полностью соответствует требованиям ИКАО, изложенным в приложениях 8 (Летная годность ВС), 6 (Эксплуатация ВС) и 10 (Авиационная электросвязь) к Чикагской конвенции.
Следует отметить, что до сих пор попытки создания единых международных НЛГ, обязательных для всех стран, членов ИКАО терпели неудачу из-за разного технического развития стран-членов ИКАО. В настоящее время наиболее развитые страны Европы и США имеют свои НЛГ (государственные) многие требования которых выше требований ИКАО. (Например, с 1.04.1998 г. ряд стран Европы ужесточил требования к ВС производящим полеты на (над) их территорией. В частности предусматривается обязательное использование спутниковой навигации, т. к. без нее невозможно выдержать допуск коридора и эшелона полета. Для этого необходимо специальное оборудование самолета. Этого оборудования нет на большинстве самолетов Советского производства. Следует либо их дооборудовать, что достаточно сложно, либо не использовать для полетов в этот регион.)
В США, в настоящее время, действуют НЛГ называющиеся FAR. Большинство стран, членов ИКАО используют FAR с некоторыми национальными дополнениями.
С распадом СССР и всех его органов управления, вопросами нормирования ЛГ занимается Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета. (АР МАК). Им разработаны и введены Авиационные правила (АП), максимально гармонизированные с FAR США и JAR (Зап. Европы).
АП — 21 — процедуры сертификации АП — 23 — НЛГ “легких самолетов”
АП — 25 — НЛГ самолетов транспортной категории
АП — 29 — НЛГ вертолетов транспортной категории
АП — 31 — НЛГ воздушных шаров
АП — 33 — НЛГ авиационных двигателей
АП — 35 — НЛГ воздушных винтов
АП — 36 — НЛГ по шуму и местности
АП — 39 — директивы летной годности
АП — 139 (I и II) — правила сертификации аэродромов
АП — 170 (I) — правила сертификации оборудования аэродромов