Контроль и исправление пути. по направлению

Сущность контроля пути по направлению заключается в опре­делении фактического направления полета и величины бокового уклонения вертолета от линии заданного пути. Контроль пути по направлению должен осуществляться непрерывно в течение всего полета. Особое внимание контролю пути по направлению долж­но уделяться после разворота на новый курс, чтобы не допустить грубых ошибок в выходе на линию заданного пути и уклонения вертолета от заданного маршрута.

Для того чтобы исключить грубые ошибки в направлении по­лета, необходимо:

— в момент отхода от аэродрома, ИПМ, ППМ и от цели сли­чить показания всех курсовых приборов и убедиться в правиль­ности взятого курса;

— проверить взятое направление полета с помощью радиона­вигационных средств и визуально по наземным ориентирам.

В зависимости от навигационной обстановки и оборудования вертолета контроль пути по направлению осуществляется следую­щими способами:

— определением места вертолета (МВ) визуально или с по­мощью технических средств вертолетовождения;

— по индикатору координат или картографическому индика­тору навигационного комплекса вертолета;

— контрольными промерами угла сноса с последующим опре­делением фактического путевого угла и сравнением его с задан­ным;

— прокладкой на карте линий положения, совпадающих с на­правлением линии заданного пути;

— полетом вдоль линейного ориентира, расположенного парал­лельно линии заданного пути.

С

Контроль и исправление пути. по направлению

Для контроля пути по направлению первым и вторым спосо­бами необходимо определить место вертолета, поставить на кар­те отметку (рис. 12.4), соединить ее прямой линией с ИПМ (ППМ) и определить величину бокового уклонения. Значение бокового уклонения находится путем сравнения фактического путевого уг­ла, измеренного непосредственно на карте, с заданным БУ = = ФПУ — ЗПУ.

Кроме того, боковое уклонение можно определить по форму­лам

^БУ=І^илиБУ^І^60, (12.3)

Slip >Snp

где ЛБУ — линейное боковое уклонение вертолета от линии за­данного пути, измеренное на карте;

Snp — пройденный путь вертолета.

Данная формула решается с помощью навигационной линей­ки НЛ-10М. Ключ для ее решения показан на рис. 12.5.

При работе навигационного комплекса в частно-ортодромиче — ской системе координат значение ЛБУ снимается со счетчика БО­КОВОЕ УКЛОНЕНИЕ индикатора координат.

При контроле пути по направлению контрольными промерами угла сноса экипаж измеряет с помощью оптического прицела или снимает с указателя ДИСС фактический угол сноса, определяет фактический путевой угол и сравнивает его с заданным путевым углом. Данный способ применяется при полетах в любых метео­условиях на вертолетах, имеющих прицелы и оборудованных ДИСС.

Контроль пути по направлению путем прокладки на карте ли­ний положения, совпадающих с направлением линии заданного пути, применяется при наличии в ИПМ (ППМ) радионавигаци-

онной точки. Экипаж через 3—4 мин после пролета РНТ опреде­ляет пеленг вертолета, который в данном случае будет равен фак­тическому путевому углу, и рассчитывает боковое уклонение пу­тем сравнения ФПУ с ЗПУ.

Для контроля пути по направлению при полете вдоль линей­ного ориентира, расположенного параллельно линии заданного пу­ти, необходимо знать удаление ЛЗП от линейного ориентира 5б. В полете экипаж определяет фактическое удаление вертолета 5В от линейного ориентира и определяет линейное боковое уклоне­ние по формуле ЛБУ = 5В —5б.

Зная пройденное расстояние и линейное боковое уклонение, летчик на НЛ-10М рассчитывает боковое уклонение по ключу, по­казанному на рис. 12.5.

Обнаружив уклонение вертолета от линии заданного пути, эки­паж обязан исправить путь по направлению, для чего необходи­мо рассчитать такой курс полета, который обеспечивал бы выход вертолета на линию заданного пути или поворотный пункт марш­рута. Эту задачу можно решить двумя способами:

— внесением поправки в курс;

— перерасчетом курса следования по новому значению путе­вого угла.

Исправление пути по направлению внесением поправки в курс применяется для вывода вертолета на линию заданного пути или на поворотный пункт маршрута. С этой целью в курс следования Ксл, с которым летит вертолет, вносится поправка, т. е. в момент ‘исправления берется новый исправленный курс Киспр, определяе­мый по формуле

Киспр = Ксл + ПК. (12.4)

Величина поправки в курс, как видно из рис. 12.4, равна сум­ме бокового уклонения и дополнительной поправки (ДП) в гра­дусах, т. е.

ПК0 = — (ДП° + БУ°). (12.5)

Знак поправки в курс противоположен знаку бокового укло­нения, т. е. поправка прибавляется к курсу следования при укло­нении вертолета влево и вычитается при уклонении вправо.

Дополнительная поправка определяется как по значению ли­нейного бокового уклонения, так и по значению пройденного и оставшегося расстояний или измеряется непосредственно на карте.

При известном ЛБУ дополнительная поправка рассчитывается по формуле

tgAn= L или Дп°= -^60, (12.6)

О0ст ^ост

которая решается с помощью НЛ-10М по ключу, указанному на рис. 12.5.

При известных пройденном и оставшемся расстояниях ДП рассчитывается по формуле

tgfln=-^tgBy. (12.7)

-Oqct

Подставив в формулу (12.5) выражение (12.7), заменив тан­генс угла самим углом, после преобразования получим равен­ство

’ПК0 = —БУ° (12.8)

^Ост

которое решается на НЛ-10М по ключу, показанному на рис. 12.6. Для определения поправки в курс в уме при известном соотно-

тении пройденного и оставшегося расстояний используются соот­ношения:

ПК = 1,5БУ°, если вертолет прошел 1/3 пути;

ПК = 2БУ°, если вертолет прошел 1/2 пути;

ПК = ЗБУ°, если вертолет прошел 2/3 пути.

Пример. Заданный путевой угол 50°, на среднем курсе 49° был измерен угол сноса -{-7°, пройденное расстояние 30 км, общее расстояние 100 км, •оставшееся расстояние 70 км. Определить поправку в курс следования и ис- правленный курс.

Решение. 1. Рассчитать фактический путевой угол:

ФПУ=Кср~|”У Сизм=49°+7°^= 56°.

2. Опоеделить боковое уклонение:

БУ = ФПУ—ЗПУ = 56°—50° = 6°.

3. Рассчитать на навигационной линейке поправку в курс. Порядок рас­чета:

— установить движком против оставшегося расстояния по шкале «Радиусы разворота — расстояния — высоты» боковое уклонение (шкала «Тангенсы»);

— поставить риску визирки на общее расстояние (шкала «Радиусы раз­ворота — расстояния — высоты»);

— против риски на шкале «Тангенсы» прочитать поправку в курс ПК=—9°.

4. Рассчитать исправленный курс полета:

Киспр = 49°-|- (—0°) = 40°.

Если на этапе маршрута воздушная скорость полета выдержи­валась постоянной, то поправку в курс можно рассчитать по фор­муле

ПК° = БУ° ,

/ост

где /общ и /ост — соответственно общее и оставшееся время по­лета на данном этапе.

Расчет поправки в курс на навигационной линейке в этом слу­чае выполняется по тем же шкалам, что и при известных расстоя­ниях, только вместо общего расстояния берется общее время по­лета на участке маршрута, а вместо оставшегося расстояния — оставшееся время полета.

В некоторых случаях, когда позволяет обстановка, поправку в курс можно определить на карте непосредственно измерением с помощью транспортира (рис. 12.7). Для этого необходимо про­ложить линию фактического пути через отметку места вертолета и линию заданного пути от нее до ППМ (точки выхода на линию маршрута). Из рисунка видно, что поправка в курс представляет собой угол, заключенный между продолжением линии фактическо­го пути и направлением на ППМ (точку выхода на маршрут). Если вертолет уклонится вправо, то для измерения поправки в курс необходимо центр транспортира совместить с отметкой ме­ста вертолета, а линию 0—180° —с линией пути для выхода в за­данную точку маршрута. По внешней шкале транспортира отсчи­тать угол, который будет поправкой в курс.

В том случае, когда вертолет уклонился влево, для измерения поправки в курс необходимо центр транспортира совместить с от­меткой места вертолета, а его линию 0—180° — с линией факти­ческого пути. Против линии, соединяющей отметку места верто­лета с точкой выхода на маршрут полета, отсчитать поправку в курс. Если поправка в курс превышает 30°, то исправление пути по направлению производится перерасчетом курса следования для нового значения заданного путевого угла. С этой целью необхо­

Контроль и исправление пути. по направлению

димо нанести на карту место вертолета к предполагаемому мо­менту исправления пути и от нее проложить линию нового пути на ППМ, измерить ЗПУ и рассчитать новый курс полета.