ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПАНИЯХ
19.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Техническое обслуживание летательных аппаратов и их ремонт за рубежом выполняют, как травило, авиационные компании — Владельцы летательных аппаратов. При этом фирмы-изготовители ^
летательных аппаратов, двигателей, готовых изделий оказывают авиационным компаниям всемерную помощь, начиная от обучения летного и инженерно-технического персонала и разработки программ технического обслуживания и кончая разработкой и совершенствованием всей эксплуатационно-технической документации и бесперебойным обеспечением запасными частями.
Техническое обслуживание летательных аппаратов подразделяется на оперативные и периодические формы.
К оперативным формам технического обслуживания относятся предполетное и транзитное обслуживание в промежуточных аэропортах н в аэропортах — базирования летательных аппаратов. Основная цель .каждого из них состоит в том, чтобы путем внешнего осмотра убедиться в исправности летательного аппарата и готов-
моего его к полету, а также устранить неожиданно позникшие отказы и неисправности отдельных агрегатов н узлов.
Периодические формы технического обслуживания характеризуются значительно большим объемом выполняемых работ но •сравнению с оперативными и строго определенной периодичностью их проведения, в основу которой положено количество часов налета летательного аппарата. Основная цель периодических форм технического обслуживания — путем тщательного осмотра и контроля технического состояния убедиться в исправности летательного аппарата н готовности его продолжать полеты, а также выявить на ранних стадиях возникновения и устранить возможные неисправности агрегатов н узлов с тем, чтобы предупредить их отказы при эксплуатации
Ремонт летательных аппаратов отличается значительным многообразием его организационных форм н методов. Как правило, выполнение его совмещается с периодическими формами технического обслуживания. Однако степень совмещения в разных авиационных компаниях различна.
Система технического обслуживания и ремонта в разных авиационных кампаниях неодинакова. Она зависит от заданного налета на летательный аппарат, количества их в авиационной компании, маршрутов полетов, сезонности перевозок и технических возможностей авиационных компаний.
Фирмы-нзготовитеди проявляют готовность изменить первоначально принятую схему технического обслуживания н ремонта и предложить новую, которая — наиболее полно учитывала бы конкретные условия работы той или иной авиакомпании.
Программы технического обслуживания и «ремонта, как правило, согласуются с объединенным Комитетом самолетостронтель — ных, моторостроительных и других фирм, поставляющих наиболее ответственное оборудование, а также с правительственными регистрационными — органами страны-экспортера и других ведущих стран-згроизводителей авиационной техники.
В развитии системы технического -обслуживания и ремонта зарубежных летательных аппаратов за последние 40 лет м-ожно выделить несколько этапов. В авиационных компаниях США, в частности, таких этапов было три.
Первый этап начался до — второй мировой войны. Основным типом саімолета в то время был ДС-3. В это время применялся метод «раздельного технического обслуживания и ремонта. Техническое обслуживание летательных аппаратов заключалось в проведении ежедневных и — несложных периодических видов регламента, назначенных через определенные календарные промежутки времени. Капитальный ремонт выполнялся за один прием. При этом летательный аппарат подвергался полной разборке, дефектации, а затем ремонту. После выполнения этого комплекса работ летательный аппарат эксплуатировался — до следующего «капитального ремонта без выполнения на «нем. каких-либо сложных ремонтных операций при проведении технического обслуживания.
Второй этап начался после второй мировой войны с внедрением в эксплуатацию таких самолетов, как Констеллейшн, ДС-6 ДС-7 и др Методы технического обслуживания и ремонта этих типов летательных аппаратов становятся более совершенными Полнее и содержательнее разрабатывается эксплуатационно-техническая документация По мере улучшения использования летательных аппаратов передовые авиационные компании переходят на планирование технического обслуживания и ремонта в зависимости от налета часов Идет поиск новых, бат ее эффективных методов технического обслуживания и ремонта Метод выполнения капитального ремонта летательных аппаратов за один прием большинством авиационных компаний на этом этапе заменяется поэтапным методом, известным под названием «прогрессивный ремонт»
Третий этап начался с внедрения в эксплуатацию летательных аппаратов с газотурбинными дв-игателями. В это время большое внимание со стороны фирм н авиационных компаний уделяется вопросам дальнейшего совершенствования эксплуатационно технической документации, организации технического обслуживания, обеспечения запасными частями и организации выполнения доработок на летательных аппаратах Методы поэтапного ремонта применяют почти все крупные авиационные компании. Получает признание и находит практическое воплощение «метод технического обслуживания и ремонта агрегатов и специального оборудования летательных аппаратов по фактическому техническому состоянию.
Таблица 191 Замена агрегатов по техническому состоянию в авиационной компании Юнайтед Эрлайнз (СШЛ)
|
Такой — метод уже с 1970 г применяется иа многих типах летательных аппаратов американского и английского производства (табл. 191) хотя их конструкция была «е полностью приспособлена к внедрению этого метода
Замена агрегатов и узлов по — их техническому состоянию более широко стала применяться «а самолете Дуглас ДС-9, с учетом конкретных предложений авиационных компаний. На этом самолете, в частности, имеются специальные приборы, контролирующие устройства гидравлической и электрической систем. В конструкции многих агрегатов предусмотрена возможность присоединения контрольно-проверочной аппаратуры без снятия агрегатов с самолета Наиболее широкое применение методы замены и ремонта агрегатов по состоянию находят па новых летательных аппаратах Б-747, Л-1011, ДС 10 н др.
!
Помимо повышения безопасности полетов за счет проведения своевременного контроля работоспособности н устранения скрытых неисправностей в агрегатах, применение метода замены агрегатов по их техническому состоянию дает большой экономический эффект.
Английские фирмы «Бритиш Эркрафт Корлорейшп» (БАК). «ayxep Сндлли» и многие авиационные компании также проводят работу по внедрению метода замены її ремонта хнрегятов по и техническому состоянию. В результате для таких самолетов, как VC-Ю. «Супер VC-ІО». БАК 111, «Трайдсмт» до 80% всех съемных агрегатов «не имеют установленных ресурсов — их заменяют тогда, когда агрегат тн откаэал, или те выполняет хачестпетю своих основных функций Остальные агрегаты «имеют установленные ресурсы до ремонта и заменяются по мере ид отработки
Внедрение методов замены агрегатов тю техническому состоя — ндю связано с применением средств технической диагностики, разработка и применение которых ведется в двух направлениях. Первое из ннх связано с созданием простых средств для раннего обнаружения отказов н неисправностей.
К таким средствам, — в частности, относятся указатели засореилоотн фильтров, применяемых на самолетах «Фантом», а также оптические приборы, используемые для контроля технического состояния двигателей «Олимп 593» <на самолете «Конкорд»
Заслуживает внимания опыт комплексного применения при эксплуатации силовых установок самолетов ДС-8, ДС-9 и «Вэнгард» таких простых средств технической диагностики, как сигнализатор стружки для контроля состояния масла в двигателях, оптические бороскопы для контроля за состоянием внутренней полости двигателей, указатель уровня вибрации двигателей, указатель расхода масла
Второе направление характеризуется разработкой сложного диагностического оборудования.
К такому оборудованию можно отнести модели звуковых анализаторов «•CWEA-і» и «CWEA-2», которые использовались для диагностики двигателей 1-65 и дали возможность обнаружить неисправности подшипников двшателя, компрессора и гидравлического насоса К этой же группе относится автоматическое и полуавтоматическое контрольное оборудование, в частности такое, как система «SADi» для проверки и контроля состояния приборов при эксплуатации летательных аппаратов.
Эта система позволяет обнаружить неисправный блок, нс снимая его с аета — телыюго аппарата
Появление новых іметодов обслуживания и ремонта летательных аппаратов тесно связано с развитием и совершенствованием нх конструкций. Этн. методы закладываются при проектировании летательных аппаратов и совершенствуются впоследствии авиационными (Компаниями с участием фнрм-изготовителей. При создании летательного аппарата со стороны фирм-.изготовителей и авиационных компаний большое «внимание уделяется вопросам ■обеспечения приемлемого уровня эксплуатационной технологичности конструкций путем создания возможности эффективного контроля технического состояния, взаимозаменяемости агрегатов и узлов, «их доступности и легкосъемиосги.