ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПАНИЯХ

19.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Техническое обслуживание летательных аппаратов и их ремонт за рубежом выполняют, как травило, авиационные компании — Владельцы летательных аппаратов. При этом фирмы-изготовители ^

летательных аппаратов, двигателей, готовых изделий оказывают авиационным компаниям всемерную помощь, начиная от обучения летного и инженерно-технического персонала и разработки про­грамм технического обслуживания и кончая разработкой и совер­шенствованием всей эксплуатационно-технической документации и бесперебойным обеспечением запасными частями.

Техническое обслуживание летательных аппаратов подразде­ляется на оперативные и периодические формы.

К оперативным формам технического обслуживания относятся предполетное и транзитное обслуживание в промежуточных аэро­портах н в аэропортах — базирования летательных аппаратов. Основ­ная цель .каждого из них состоит в том, чтобы путем внешнего осмотра убедиться в исправности летательного аппарата и готов-

моего его к полету, а также устранить неожиданно позникшие от­казы и неисправности отдельных агрегатов н узлов.

Периодические формы технического обслуживания характери­зуются значительно большим объемом выполняемых работ но •сравнению с оперативными и строго определенной периодичностью их проведения, в основу которой положено количество часов нале­та летательного аппарата. Основная цель периодических форм тех­нического обслуживания — путем тщательного осмотра и контро­ля технического состояния убедиться в исправности летательного аппарата н готовности его продолжать полеты, а также выявить на ранних стадиях возникновения и устранить возможные неисправ­ности агрегатов н узлов с тем, чтобы предупредить их отказы при эксплуатации

Ремонт летательных аппаратов отличается значительным мно­гообразием его организационных форм н методов. Как правило, выполнение его совмещается с периодическими формами техниче­ского обслуживания. Однако степень совмещения в разных авиа­ционных компаниях различна.

Система технического обслуживания и ремонта в разных авиа­ционных кампаниях неодинакова. Она зависит от заданного нале­та на летательный аппарат, количества их в авиационной компа­нии, маршрутов полетов, сезонности перевозок и технических воз­можностей авиационных компаний.

Фирмы-нзготовитеди проявляют готовность изменить первона­чально принятую схему технического обслуживания н ремонта и предложить новую, которая — наиболее полно учитывала бы кон­кретные условия работы той или иной авиакомпании.

Программы технического обслуживания и «ремонта, как прави­ло, согласуются с объединенным Комитетом самолетостронтель — ных, моторостроительных и других фирм, поставляющих наиболее ответственное оборудование, а также с правительственными реги­страционными — органами страны-экспортера и других ведущих стран-згроизводителей авиационной техники.

В развитии системы технического -обслуживания и ремонта за­рубежных летательных аппаратов за последние 40 лет м-ожно вы­делить несколько этапов. В авиационных компаниях США, в част­ности, таких этапов было три.

Первый этап начался до — второй мировой войны. Основным ти­пом саімолета в то время был ДС-3. В это время применялся метод «раздельного технического обслуживания и ремонта. Техническое обслуживание летательных аппаратов заключалось в проведении ежедневных и — несложных периодических видов регламента, назна­ченных через определенные календарные промежутки времени. Ка­питальный ремонт выполнялся за один прием. При этом летатель­ный аппарат подвергался полной разборке, дефектации, а затем ремонту. После выполнения этого комплекса работ летательный аппарат эксплуатировался — до следующего «капитального ремонта без выполнения на «нем. каких-либо сложных ремонтных операций при проведении технического обслуживания.

Второй этап начался после второй мировой войны с внедрением в эксплуатацию таких самолетов, как Констеллейшн, ДС-6 ДС-7 и др Методы технического обслуживания и ремонта этих типов летательных аппаратов становятся более совершенными Полнее и содержательнее разрабатывается эксплуатационно-техническая документация По мере улучшения использования летательных ап­паратов передовые авиационные компании переходят на планиро­вание технического обслуживания и ремонта в зависимости от на­лета часов Идет поиск новых, бат ее эффективных методов техни­ческого обслуживания и ремонта Метод выполнения капитального ремонта летательных аппаратов за один прием большинством авиационных компаний на этом этапе заменяется поэтапным ме­тодом, известным под названием «прогрессивный ремонт»

Третий этап начался с внедрения в эксплуатацию летательных аппаратов с газотурбинными дв-игателями. В это время большое внимание со стороны фирм н авиационных компаний уделяется вопросам дальнейшего совершенствования эксплуатационно тех­нической документации, организации технического обслуживания, обеспечения запасными частями и организации выполнения дора­боток на летательных аппаратах Методы поэтапного ремонта применяют почти все крупные авиационные компании. Получает признание и находит практическое воплощение «метод техническо­го обслуживания и ремонта агрегатов и специального оборудова­ния летательных аппаратов по фактическому техническому со­стоянию.

Таблица 191

Замена агрегатов по техническому состоянию в авиационной компании Юнайтед Эрлайнз (СШЛ)

Тип самолета

Всего

заменяемых

агрегатов

Из них за по ресурсу

меняется но состоянию

Доля агрегатов, заменяемых но состоянию, Н

Дуглас ДС-8

528

167

361

68

Боинг 720

456

168

288

63

Боинг 727

460

144

316

70

Боинг 737

367

134

233

63

Такой — метод уже с 1970 г применяется иа многих типах летательных аппа­ратов американского и английского производства (табл. 191) хотя их конст­рукция была «е полностью приспособлена к внедрению этого метода

Замена агрегатов и узлов по — их техническому состоянию более широко стала применяться «а самолете Дуглас ДС-9, с учетом конкретных предложений авиа­ционных компаний. На этом самолете, в частности, имеются специальные при­боры, контролирующие устройства гидравлической и электрической систем. В кон­струкции многих агрегатов предусмотрена возможность присоединения контроль­но-проверочной аппаратуры без снятия агрегатов с самолета Наиболее широкое применение методы замены и ремонта агрегатов по состоянию находят па новых летательных аппаратах Б-747, Л-1011, ДС 10 н др.

!

Помимо повышения безопасности полетов за счет проведения своевременного контроля работоспособности н устранения скры­тых неисправностей в агрегатах, применение метода замены агре­гатов по их техническому состоянию дает большой экономический эффект.

Английские фирмы «Бритиш Эркрафт Корлорейшп» (БАК). «ayxep Сндлли» и многие авиационные компании также проводят работу по внедрению метода замены її ремонта хнрегятов по и техническому состоянию. В результате для таких самолетов, как VC-Ю. «Супер VC-ІО». БАК 111, «Трайдсмт» до 80% всех съемных агрегатов «не имеют установленных ресурсов — их заменяют тогда, когда агрегат тн откаэал, или те выполняет хачестпетю своих основных функ­ций Остальные агрегаты «имеют установленные ресурсы до ремонта и заменя­ются по мере ид отработки

Внедрение методов замены агрегатов тю техническому состоя — ндю связано с применением средств технической диагностики, раз­работка и применение которых ведется в двух направлениях. Пер­вое из ннх связано с созданием простых средств для раннего об­наружения отказов н неисправностей.

К таким средствам, — в частности, относятся указатели засореилоотн фильтров, применяемых на самолетах «Фантом», а также оптические приборы, используе­мые для контроля технического состояния двигателей «Олимп 593» <на самолете «Конкорд»

Заслуживает внимания опыт комплексного применения при эксплуатации силовых установок самолетов ДС-8, ДС-9 и «Вэнгард» таких простых средств технической диагностики, как сигнализатор стружки для контроля состояния масла в двигателях, оптические бороскопы для контроля за состоянием внутрен­ней полости двигателей, указатель уровня вибрации двигателей, указатель рас­хода масла

Второе направление характеризуется разработкой сложного диагностического оборудования.

К такому оборудованию можно отнести модели звуковых анализаторов «•CWEA-і» и «CWEA-2», которые использовались для диагностики двигателей 1-65 и дали возможность обнаружить неисправности подшипников двшателя, компрессора и гидравлического насоса К этой же группе относится автоматиче­ское и полуавтоматическое контрольное оборудование, в частности такое, как система «SADi» для проверки и контроля состояния приборов при эксплуатации летательных аппаратов.

Эта система позволяет обнаружить неисправный блок, нс снимая его с аета — телыюго аппарата

Появление новых іметодов обслуживания и ремонта летатель­ных аппаратов тесно связано с развитием и совершенствованием нх конструкций. Этн. методы закладываются при проектировании летательных аппаратов и совершенствуются впоследствии авиа­ционными (Компаниями с участием фнрм-изготовителей. При созда­нии летательного аппарата со стороны фирм-.изготовителей и авиационных компаний большое «внимание уделяется вопросам ■обеспечения приемлемого уровня эксплуатационной технологич­ности конструкций путем создания возможности эффективного контроля технического состояния, взаимозаменяемости агрегатов и узлов, «их доступности и легкосъемиосги.