МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Основными показателями, позволяющими оценить состояние механизации технического обслуживания, являются: уровень механизации производственного процесса; уровень механизации процесса труда;
•степень использования средств механизация.
При помощи этих показателей, предложенных М. К. Богомоловым, оценивается достигнутый уровень механизации путем сравнения трудоемкостей выполняемых операций технического обслуживания механизированным способом и вручную. К ручным операциям относятся операции, выпол няемые с помощью простейших орудий труда н инструмента (ключи, отвертки и т п ), без применения машин н механизмов К механизированнымопераци — я. м относятся операции, основные приемы которых выполняются
машинами, механизмами и аппаратами. В состав механизированны» операций. включаются элементы труда, выполняемые вручную Уровень меха низа ц ии производственного про це се a t/„nT представляет собой отношение приведенной к ручному труду суммарной трудоемкости механизированных работ к общей трудоемкости процесса обслуживания, также выраженной в нормах ручного труда-
где Тим — трудоемкость работ, выполняемых исполнителями, занятыми механизированным трудом на механизированных операциях, Tfu — трудоемкость ручных работ, выполняемых исполнителями, занятыми немеханизнрованньгм трудом на механизированных операциях; Г“уЧ —трудоемкость операций, выполняемых вручную, без применения. машин, и механизмов; Т’мех —трудо — емкостымеханизированных работ. на механизированных операциях, приведенная к ручному труду; 71«ш. мсх -— общая трудоемкость механизированных операций обслуживания, вычисленная и нормах ручного труда; ki — коэффициент, учитывающий оставшийся ручной труд исполнителей, занятых выполнением механизированных работ на механизированных операциях; fo — — коэффициент’перевода механизированного труда в ручной (коэффициент эффективности средств механизации); е — количество механизированных операций из общего числа п операций, составляющих .процесс.
Уровень механизации производственного процесса характеризует техническую оснащенность той или иной технологической схемы и не отражает качественную сторону механизации. Но процесс развития механизации заключается не только в том, что машинная техника вытесняет ручной труд при выполнении основных операций технического обслуживания, айв постепенной замене ручного труда механизированным на вспомогательных работах. Поэтому важно определить не только факт механизации, но и степень, глубину ее осуществления.
Значение этой качественной стороны развития механизации можно характеризовать другим показателем—уровнем механизации процесса труда.
|
|
|
|
|
|
нормативом .количество оборудования н средств механизации, приходящихся на 10 000 ч налета н 1000 самолетовылетов
Количество каждого вида оборудования и средств механизации для технического обслуживания летательных аппаратов ® базовом Рб, конечном /к и промежуточном Р„ аэропортах может быть определено по следующим формулам:
р Лб. пОГГ I Hf|.|)C.
‘ 10000 ‘ 1000 ’
р _______ АКС. р _________ — А„С
к~ 1000 ‘ 1000 *
где Або—норматив оборудования н средств механизации для периодического технического обслуживания летательных аппаратов в базовом аэропорту; Аз о, Ао Аг— нормативы оборудования и средств механизации для оперативных «видов технического обслуживания соответственно в базовом, конечном н промежуточных аэропортах; Q — количество приписных летательных аппаратов в данном аэропорту; Тт — среднегодовой налет на один приписной летательный аппарат; С—’количество самолетовылетов из данного аэропорта в год.
Для определения нормативов оборудования и средств механизации можно использовать формулы:
А6п=240 9б-"аб-"і-"- ;
Т’г. ф.п
А6 „=2200 Ч<,.ь<Ч. сЫ„_ .
Тг. ф.о
Л,= 1500 3£&£- ;
к 7*
1 г. ф.о
А = 1200
Гг. ф.0
где q6 п—среднее количество одновременно обслуживаемых летательных аппаратов по периодическим формам в базовом аэропорту, qc о, q„, (?п — среднее количество одновременно обслуживаемых летательных аппаратов по оперативным формам соответственно в базовом, конечном и промежуточном аэропортах; ос п — среднее значение коэффициента занятости оборудования и средств механизации при. периодическом техническом обслуживании в базовом аэропорту; Ос. о, ою а„ — средние значения коэффициентов занятости оборудования и средств механизации .при оперативном техническом обслуживании соответственно в базовом, конечном и промежуточном аэропортах; t„, to — средние значения фактической продолжительности периодического и оперативного технического обслуживания; ТгфпТгф. о — годовые фонды производственного времени участков (цехов) соответственно периодического и оперативного обслуживания; Ь — коэффициент запаса эксплуатационного фонда оборудования и
средств механизации, учитывающий необходимость отхода их в ремонт н на профилактику (обычно принимается равным 1 04—
1,06).
Постоянные числовые коэффициенты в этих формулах выражают собой соотношения между фондом производственного времени, средней продолжительностью технического обслуживания, количеством самолетовылетов и налетом
Под коэффициентом занятости оборудования понимается отношение времени пребывания его на рабочем месте к фактическому времени соответствующего вида технического обслуживания При определении коэффициента занятости топливозаправщиков, масло — заправщиков и некоторых других машин время пробега от склада или гаража к месту технического обслуживания летательного аппарата, время ожидания в очереди и заправки их на складе топливом (маслом) учитывается как время пребывания на рабочем месте Подставив значения нормативов в соответствующие исходные формулы, ттолучим окончательные формулы для определения потребного количества оборудования н средств механизации в базовом, конечном и промежуточном аэропортах:
/^=0,024 Q7’r-j-2,2 4f*’a6-"bt" C;
T r-ф. ц Т’г. ф.о
FK=1.5 fr^S-C; F„= 1.2 c.
T Г. ф.0 ЗГг-ф. І»
Среднее количество одновременно обслуживаемых летательных аппаратов передние значення фактической. продолжительности периодического и оперативного обслуживания определяют на основе обработки статистических данных по техническому обслуживанию в аэропорту. Годовые фонды производственного времени подсчитывают исходя нз конкретных условий работы аэропорта и АТБ.
Базовый аэропорт может являться в одно и то же время и конечным и промежуточным аэропортом. В таком случае после соответствующей оценки налета, числа самолетовылетов, количества одновременно обслуживаемых летательных аппаратов, времени обслуживания и коэффициентов занятости проводится расчет потребного количества оборудования и средств механизации по всем трем конечным формулам, а результаты суммируются. Аналогичным образом поступают и при других особенностях аэропортов
При расчете гаотребного количества оборудования в данном аэропорту для двух или более типов летательных аппаратов налет и количество -самолетовылетов берутся отдельно для Каждого типа летательного аппарата. Оборудование, используемое при обслуживании нескольких типов летательных аппаратов, рассчитывается отдельно по каждому из них, а затем результаты суммируются Если потребное количество — средств механизации (оборудования) после вычислений выражается дробной величиной, то производится округлен-ие до целого числа (четного при па-рном использовании оборудования или средств механизации).