САМОЛЕТОВ большой пассажировместимости

В начале 70-х годов многие авиакомпании мира начали эксплуа­тировать широкофюзеляжные самолеты типа «Бошгг-747», «Лох — хид-1011» и «Дуглвс-Ю» Эти самолеты имеют ряд конструкгшшо технологических особенностей. Так, конструкцией предусмотрено неоднократное резервирование ответственных силовых элементов, а также систем гидравлической, электрической, управления рулями, элеронами и других и отдельных агрегатов, что в значительной степени повышает безопасность полетов Отказ в работе отдельного элемента, агрегата и даже системы во многих случаях не приводит к летному происшествию При создании этих самолетов большое внимание уделялось обеспечению их эксплуатационной техноло­гичности, в частности, вопросам контролепригодности, доступности к агрегатам, лсгкосъемности и взаимозаменяемости. Обязательны ми являются следующие условия:

возможность обнаружения (появившейся неисправности (трещи­ны) или отказа агрегата во креми периодического технического об служивания летательного аппарата.

обеспечение такой скорости распространения разрушения, при которой за период между двумя обслужнваннями конструкция или система не будут ослаблены до такой степени, чтобы быть разру­шенными (отказавшими) в полете.

Одной из основных задач конструкторов являлось — найти и осуществить иа (практике такие конструктивно-технологические ре­шения отдельных элементов, узлов, агрегатов и систем в целом, которые даже при (Появлении первых разрушений позволяют лета­тельному аппарату выполнить одни илн несколько полетов, в зави­симости от возможности обнаружения (места разрушения.

Эти и другие особенности конструкций самолетов наложили свой отпечаток на построение системы и выбор методов их технического обслуживания и ремонта В частности, здесь еще более широкое применение находят методы замены и ремонта агрегатов по техни­ческому состоянию и поэтапного ремонта конструкции планера.

Метод технического обслуживания с заменой и ремонтом агре­гатов по состоянию основывается иа свойствах конструкции само­лета, заключающихся в том, что фактические отклонения от номи­нала параметров агрегатов и систем в процессе эксплуатации могут изменяться в широких диапазонах. Более того, конструкции и систе­мы обладают свойством «подождать», т. е. продолжать функцио­нировать еще некоторое время, если даже появился какой-либо дефект. Это необходимо для того, чтобы оптимальным образом спланировать обслуживание по месту и времени (без ущерба для эксплуатации.

Не все методы и формы организации технического обслужива­ния, применяемые за рубежом, приемлемы в наших условиях, но тем не менее зарубежный опыт работы в данной области заслуживает внимательного изучения в целях возможного использования.