СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ постоянного тока
Основными источниками электроэнергии постоянного тока являются два выпрямительных устройства ВУ-6Б, которые работают параллельно на общую сеть. Одно выпрямительное устройство левое, второе — правое.
ВУ-6Б преобразуют трехфазный переменный ток 200 В в постоянный напряжением 28,5 В.
Напряжение питания трехфазного переменного тока частотой 400 Гц:
номинальное……………………. 200/115 В
Номинальное выходное напряжение 28,5 В
Мощность…. … 6 кВт
Режим работы………………………….. Продолжительный
Масса Не более 9,4 кг
Совместно с каждым ВУ-6Б работает аппарат ДМР-200ВУ, который предназначен для следующих целей:
— подключает ВУ-6Б к бортсети, когда на выходе выпрямительного устройства есть напряжение и включен его выключатель;
— сигнализирует о включении и отключении ВУ-6Б от бортсети;
— защищает бортсеть от короткого замыкания в ВУ-6Б или на его фидере (отключает ВУ-6Б от бортсети при обратном токе от 15 до 50 А).
Включение выпрямительных устройств производится выключателями ВБІПРЯМ. ЛЕВ. ПРАВ, под общим трафаретом СИСТЕМА ________ ТОКА. Отключение
ВУ-6Б от бортсети постоянного тока сигнализируется желтым табло ЛЕВ. ВЫПР. ОТКЛ., ПР. ВЫПР. ОТКЛ.
Резервным источником электроэнергии постоянного тока являются две щелочные никель-кадмиевые аккумуляторные батареи (дальше по тексту — аккумуляторы) 20НКБН-25. В условном шифре буквы и цифры означают: 20 — число последовательно соединенных аккумуляторов, НК — никель-кадмиевые, Б — безламельные, Н — намаз — ные пластины, 25 — номинальная емкость в ампер-часах.
Аккумуляторы обеспечивают:
— питание жизненно важных потребителей при отсут* ствии выходного напряжения на ВУ-6Б;
— автономный запуск АИ-9.
ЭДС заряженной батареи Не менее 25 В ЭДС отдельных аккумуляторов 1,25 В Емкость батарей…. Не менее 25 А • ч Минимально допустимое напряжение при разряде. . Не менее 16 В
Напряжение батареи под нагрузкой током (100±5) А в течение 5 с Не ниже 23,8 В
Масса батареи……………………… Не более 24 кг
Включение аккумуляторов на аварийные шины производится выключателями СИСТЕМА ~ ТОКА
1 АКК. II.
Примечание. Выключатели аккумуляторов имеют колпачки. Фиксация колпачков — в положении выключателей аккумуляторов ВКЛЮЧЕНО.
Питание бортсети постоянного тока от аккумуляторов сигнализируется красным табло СЕТЬ НА АК. К.УМУЛ.
Для подключения аэродромного источника электроэнергии постоянного тока на левом борту вертолета между шп. 3 и 4а установлена розетка ШРАП-500 К — Включение аэродромного источника па бортсеть сигнализируется зеленым табло АЭР. ПИТ. Подключение аэрод
ромного источника к бортссти производится выключателем АЭР. ПИТ. под общим трафаретом СИСТЕМА _
ТОКА.
Примечание. При включенном аэродромном источнике постоянного тока выпрямительные устройства и аккумуляторы на бортсеть не включатся.
Бортовая электрическая сеть и режимы ее работы
Электрическая энергия от источников к потребителям передается по двум сетям (нормальной и аварийной) через два типа распределительных шин: шины отключения и аварийные шины.
К аварийным шинам подключены жизненно важные потребители (потребители 1 группы): преобразователь
ПОС-ЮООА; преобразователь ПТС-800А; топливные насосы ЭЦН-75; управление топливными насосами; пожарные краны; кран кольцевания; противопожарная система; приборы контроля работы силовой установки и систем вертолета; внутреннее и наружное освещение; сигнализатор обледенения РИО-3; электромеханизмы ЭПК-2Т; система сигнализации; обогрев ПВД-6М; заслонка 1919Т противо — обледенительной системы двигателей; управление противо — обледенительной системой винтов Р-863, МС-61; радиовысотомер; изделие 023М; аппаратура внутренней связи и коммутации (АВСК); рентгенометр; траекторные вычислители ПКВ, обеспечивающие посадку; топливомер ТПР1-10; автопилот ВУАП-1; курсовая система «Грсбень-1»; привод аварийной посадки; ПНП-72-4М летчика; МГВ-1СУ8; ПКП-77; «Тестер-УЗ»; система управления вооружением; питание У Г-3 и УУС; взрыв спецаппаратуры; насосная станция; управление генераторами; управление ВУ-6Б; управление аэродромными источниками; тросорубы ГАС и АПМ; запуск АИ-9; запуск ТВЗ-117КМ; управление системой переключения трансформаторов; баллонеты; регулировка температуры двигателей; подготовка батарей; контроль ДМР-200ВУ; отключение основной гидросистемы.
К шинам отключения подключены все остальные потребители (потребители II группы). f Аварийные шины системы постоянного тока размещены s в следующих распределительных устройствах: ЦРУ-3,
( ЦРУ-4, РУ-6, РУ-8, РУ-9, РУ-10.
Шины отключения системы постоянного тока размещены в следующих распределительных устройствах: ЦРУ-3, ЦРУ-4, РУ-7.
Одноименные шины соединены между собой перемычками с двусторонней защитой автоматами защиты. Аварийные шины соединяются с шинами отключения с помощью контакторов соединения шин, которые срабатывают автоматически или вручную.
Система электроснабжения имеет следующие режимы работы; нормальный, ненормальный — при отказе одного ВУ-6Б, аварийный — при отказе двух ВУ-6Б.
Нормальный режим характеризуется тем, что работают два ВУ-6Б. Контакторы соединения шин сработали. Аккумуляторы подзаряжаются. Под напряжением все типы шин системы.
Примечание. Контакторы соединения шин срабатывают при включении любого ВУ-6Б.
При отказе левого (правого) ВУ-6Б включается желтое табло ЛЕВ. (ПР.) ВЫПР. ОТКЛ. Оставшийся работоспособным ВУ-6Б питает все типы шин.
В случае отказа двух ВУ-6Б включаются два табло ЛЕВ. ВЫПР. ОТКЛ. и ПР. ВЫПР. ОТКЛ., шины отключения автоматически отключаются от аварийных шин и включается красное табло СЕТЬ НА АККУМУЛ. В этом режиме под напряжением только аварийные шины с потребителями I группы. Питание аварийная сеть постоянного тока в этом случае получает от двух аккумуляторов. Амперметр ПОСТОЯННЫЙ ТОК, АККУМУЛЯТОРЫ показывает ток разряда аккумуляторов. При необходимости шины отключения и аварийные шины можно соединить вручную при отказе двух ВУ-6Б. Для этого необходимо:
— вручную отключить оборудование, подключенное к шинам отключения;
— подключить шины отключения к аварийным шинам, включив выключатель ШИНЫ ОТКЛ.
Внимание! 1. Рабочее положение выключателя ШИНЫ ОТКЛ. — закрыт колпачком (выключатель выключен).
2. Если выключатель ШИНЫ ОТКЛ. будет включен, то при отказе двух ВУ-6Б автоматического рассоединения шин нс произойдет. Аккумуляторы возьмут на себя всю
нагрузку и быстро разрядятся. Произойдет’ обесточивание вертолета.
Приборы контроля
1. Вольтметр В-1 для контроля напряжения на аварийных шинах ЦРУ-3 и ЦРУ-4, на клеммах аккумуляторов и ШРАП-500. Вольтметр подключается к измерительным точкам галетным переключателем КОНТРОЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
2. Амперметр А-2 для контроля тока заряда — разряда аккумуляторов.
Примечание. Вольтметр и амперметр установлены на приборной доске летчиков с трафаретом АККУМУЛЯТОРЫ.