СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ постоянного тока

Источники электроэнергии

Основными источниками электроэнергии постоянного тока являются два выпрямительных устройства ВУ-6Б, которые работают параллельно на общую сеть. Одно вы­прямительное устройство левое, второе — правое.

ВУ-6Б преобразуют трехфазный переменный ток 200 В в постоянный напряжением 28,5 В.

Основные данные ВУ-6Б

Напряжение питания трехфазного переменного тока частотой 400 Гц:

номинальное……………………. 200/115 В

Номинальное выходное напря­жение 28,5 В

Мощность…. … 6 кВт

Режим работы………………………….. Продолжительный

Масса Не более 9,4 кг

Совместно с каждым ВУ-6Б работает аппарат ДМР-200ВУ, который предназначен для следующих целей:

— подключает ВУ-6Б к бортсети, когда на выходе вы­прямительного устройства есть напряжение и включен его выключатель;

— сигнализирует о включении и отключении ВУ-6Б от бортсети;

— защищает бортсеть от короткого замыкания в ВУ-6Б или на его фидере (отключает ВУ-6Б от бортсети при обратном токе от 15 до 50 А).

Включение выпрямительных устройств производится выключателями ВБІПРЯМ. ЛЕВ. ПРАВ, под общим трафа­ретом СИСТЕМА ________ ТОКА. Отключение

ВУ-6Б от бортсети постоянного тока сигнализируется жел­тым табло ЛЕВ. ВЫПР. ОТКЛ., ПР. ВЫПР. ОТКЛ.

Резервным источником электроэнергии постоянного то­ка являются две щелочные никель-кадмиевые аккумулятор­ные батареи (дальше по тексту — аккумуляторы) 20НКБН-25. В условном шифре буквы и цифры означают: 20 — число последовательно соединенных аккумуляторов, НК — никель-кадмиевые, Б — безламельные, Н — намаз — ные пластины, 25 — номинальная емкость в ампер-часах.

Аккумуляторы обеспечивают:

— питание жизненно важных потребителей при отсут* ствии выходного напряжения на ВУ-6Б;

— автономный запуск АИ-9.

Основные данные 20НКБН-25

ЭДС заряженной батареи Не менее 25 В ЭДС отдельных аккумуляторов 1,25 В Емкость батарей…. Не менее 25 А • ч Минимально допустимое на­пряжение при разряде. . Не менее 16 В

Напряжение батареи под наг­рузкой током (100±5) А в те­чение 5 с Не ниже 23,8 В

Масса батареи……………………… Не более 24 кг

Включение аккумуляторов на аварийные шины произ­водится выключателями СИСТЕМА ~ ТОКА

1 АКК. II.

Примечание. Выключатели аккумуляторов имеют колпачки. Фиксация колпачков — в положении выключателей аккумуляторов ВКЛЮЧЕНО.

Питание бортсети постоянного тока от аккумуляторов сигнализируется красным табло СЕТЬ НА АК. К.УМУЛ.

Для подключения аэродромного источника электроэнер­гии постоянного тока на левом борту вертолета между шп. 3 и 4а установлена розетка ШРАП-500 К — Включение аэродромного источника па бортсеть сигнализируется зеле­ным табло АЭР. ПИТ. Подключение аэрод­

ромного источника к бортссти производится выключателем АЭР. ПИТ. под общим трафаретом СИСТЕМА _

ТОКА.

Примечание. При включенном аэродромном источнике посто­янного тока выпрямительные устройства и аккумуляторы на бортсеть не включатся.

Бортовая электрическая сеть и режимы ее работы

Электрическая энергия от источников к потребителям передается по двум сетям (нормальной и аварийной) че­рез два типа распределительных шин: шины отключения и аварийные шины.

К аварийным шинам подключены жизненно важные потребители (потребители 1 группы): преобразователь

ПОС-ЮООА; преобразователь ПТС-800А; топливные насо­сы ЭЦН-75; управление топливными насосами; пожарные краны; кран кольцевания; противопожарная система; при­боры контроля работы силовой установки и систем верто­лета; внутреннее и наружное освещение; сигнализатор об­леденения РИО-3; электромеханизмы ЭПК-2Т; система сигнализации; обогрев ПВД-6М; заслонка 1919Т противо — обледенительной системы двигателей; управление противо — обледенительной системой винтов Р-863, МС-61; радиовы­сотомер; изделие 023М; аппаратура внутренней связи и коммутации (АВСК); рентгенометр; траекторные вычисли­тели ПКВ, обеспечивающие посадку; топливомер ТПР1-10; автопилот ВУАП-1; курсовая система «Грсбень-1»; при­вод аварийной посадки; ПНП-72-4М летчика; МГВ-1СУ8; ПКП-77; «Тестер-УЗ»; система управления вооружением; питание У Г-3 и УУС; взрыв спецаппаратуры; насосная станция; управление генераторами; управление ВУ-6Б; уп­равление аэродромными источниками; тросорубы ГАС и АПМ; запуск АИ-9; запуск ТВЗ-117КМ; управление сис­темой переключения трансформаторов; баллонеты; регу­лировка температуры двигателей; подготовка батарей; кон­троль ДМР-200ВУ; отключение основной гидросистемы.

К шинам отключения подключены все остальные пот­ребители (потребители II группы). f Аварийные шины системы постоянного тока размещены s в следующих распределительных устройствах: ЦРУ-3,

( ЦРУ-4, РУ-6, РУ-8, РУ-9, РУ-10.

Шины отключения системы постоянного тока размеще­ны в следующих распределительных устройствах: ЦРУ-3, ЦРУ-4, РУ-7.

Одноименные шины соединены между собой перемыч­ками с двусторонней защитой автоматами защиты. Ава­рийные шины соединяются с шинами отключения с по­мощью контакторов соединения шин, которые срабатыва­ют автоматически или вручную.

Система электроснабжения имеет следующие режимы работы; нормальный, ненормальный — при отказе одного ВУ-6Б, аварийный — при отказе двух ВУ-6Б.

Нормальный режим характеризуется тем, что работа­ют два ВУ-6Б. Контакторы соединения шин сработали. Аккумуляторы подзаряжаются. Под напряжением все ти­пы шин системы.

Примечание. Контакторы соединения шин срабатывают при включении любого ВУ-6Б.

При отказе левого (правого) ВУ-6Б включается желтое табло ЛЕВ. (ПР.) ВЫПР. ОТКЛ. Оставшийся работоспо­собным ВУ-6Б питает все типы шин.

В случае отказа двух ВУ-6Б включаются два табло ЛЕВ. ВЫПР. ОТКЛ. и ПР. ВЫПР. ОТКЛ., шины отклю­чения автоматически отключаются от аварийных шин и включается красное табло СЕТЬ НА АККУМУЛ. В этом режиме под напряжением только аварийные шины с потре­бителями I группы. Питание аварийная сеть постоянного тока в этом случае получает от двух аккумуляторов. Ам­перметр ПОСТОЯННЫЙ ТОК, АККУМУЛЯТОРЫ пока­зывает ток разряда аккумуляторов. При необходимости шины отключения и аварийные шины можно соединить вручную при отказе двух ВУ-6Б. Для этого необходимо:

— вручную отключить оборудование, подключенное к шинам отключения;

— подключить шины отключения к аварийным шинам, включив выключатель ШИНЫ ОТКЛ.

Внимание! 1. Рабочее положение выключателя ШИНЫ ОТКЛ. — закрыт колпачком (выключатель выключен).

2. Если выключатель ШИНЫ ОТКЛ. будет включен, то при отказе двух ВУ-6Б автоматического рассоединения шин нс произойдет. Аккумуляторы возьмут на себя всю

нагрузку и быстро разрядятся. Произойдет’ обесточивание вертолета.

Приборы контроля

1. Вольтметр В-1 для контроля напряжения на аварий­ных шинах ЦРУ-3 и ЦРУ-4, на клеммах аккумуляторов и ШРАП-500. Вольтметр подключается к измерительным точкам галетным переключателем КОНТРОЛЬ ПОСТО­ЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

2. Амперметр А-2 для контроля тока заряда — разряда аккумуляторов.

Примечание. Вольтметр и амперметр установлены на прибор­ной доске летчиков с трафаретом АККУМУЛЯТОРЫ.