Уход за шасси

Для надежной работы шасси вертолета необходимо систематически следить за состоянием и зарядкой амортизаторов и пневматиков, содер­жать шасси в чистоте и своевременно выполнять регламентные работы.

После полета ноги шасси необходимо протирать чистой сухой ве­тошью. Выступающие части штоков амортизаторов (хромированные по­верхности) протирать тряпками, смоченными в бензине Б-70; затем на эти поверхности наносить тонкий слой технического вазелина. Перед полетом излишняя смазка со штоков удаляется ветошью.

При нарушении защитного слоя лакокрасочного покрытия на деталях шасси места повреждений зачистить наждачной шкуркой до металличе­ского блеска, покрыть грунтом и закрасить перхлорвиниловой эмалью соответствующего цвета.

При стоянке вертолета на земле колеса шасси должны закрываться чехлами для предохранения пневматиков от керосина, бензина, масла и других жидкостей, а также для защиты от действия солнечных лучей, Солнечные лучи ускоряют старение резины, в результате чего на них появляется мелкая сетка трещин.

Перед каждым полетом внешним осмотром проверять состояние по­крышек колес и давление в пневматиках.

К эксплуатации не допускаются независимо от сроков службы по­крышки, имеющие следующие дефекты:

механические повреждения и проколы покровной резины с поврежде­нием корда: для основных колес — более чем до третьего слоя корда, для передних колес — более чем до второго слоя корда;

истирание протектора по всей окружности до появления корда;

отслоение покровной резины;

расслоение в каркасе;

местные вздутия в любой части.

На покрышках не должны появляться вспучивания, трещины, разры­вы и расслоение резины даже при давлении в пневматике, вдвое превы­шающем норму.

На ободы колес и покрышки наносятся метки по диаметру колеса для контроля смещения покрышки относительно обода, которое может привести к срезу зарядного вентиля камеры.

При обнаружении даже незначительного поворота покрышки отно­сительно обода (по контрольным меткам) необходимо произвести де­монтаж покрышки с колеса и тщательно проверить состояние камеры и убедиться в том, что на ней нет механических повреждений. Проверить, хорошо ли привернута гайка, прижимающая шайбу вентиля к камере, нет ли изгиба корпуса вентиля, так как даже небольшой изгиб нарушает правильную работу золотника и утечка воздуха через золотник будет неизбежной. Затем камеру накачать сжатым воздухом и убедиться в герметичности ее и золотника. В случае утечки воздуха через золотник вентиля его следует заменить. Смазывать золотник запрещается.

Перед монтажом пневматиков необходимо тщательно очистить обод от грязи и смазки, насухо протереть ветошью, осмотреть обод, камеру и покрышку. Внутреннюю поверхность покрышки и наружную поверх­ность камеры равномерно припудрить чистым сухим тальком. Тальк хорошо втирается в резину и остается на ее поверхности длительное вре­мя, являясь смазывающей средой между двумя трущимися поверхностя­ми — покрыщкой и камерой.

При монтаже пневматиков необходимо следить, чтобы внутрь по­крышки, на обод колеса и "камеру не попадали песок, мелкие камешки и другие твердые частицы, которые могут повредить резину. Камеру в покрышке нужно расправить так, чтобы она не перекручивалась и не попала на борт покрышки.

После сборки пневматик заряжается небольшим давлением до 2 кГ/см2, что дает возможность камере расправиться внутри покрышки и занять свое место. Затем воздух стравливается, и покрышка обстуки­вается деревянным молотком, после чего пневматик заряжается до дав­ления 4 кГ/см2— для основных колес и 3,5 кГ/см2— для передних колес.

После установки пневматиков на вертолет проверяется их обжатие. Нормальное обжатие должно быть: для основных колес — 40 мм, для передних колес — 22 мм. Давление правого и левого пневматиков долж­но быть одинаковым.

При длительной стоянке вертолета под колеса необходимо подклады­вать деревянные щиты или железобетонные плиты, так как в зимнее время пневматики будут примерзать к грунту и при страгивании верто­лета с места возможны повреждения покрышек.

Запасные пневматики должны храниться в упаковке в помещениях при температуре 5—25° С и влажности воздуха 40—65%.

При установке колес на вертолет проверяется работоспособность тормозной системы. Давление воздуха в тормозной системе контролиру­ется манометром в кабине пилота и должно быть 12 кГ/см2.

Эффективность торможения зависит от зазора между тормозной ру­башкой и поверхностью колодок. Этот зазор регулируется при выпол­нении регламентах работ и должен быть в пределах от 0,3 до 0,4 мм (проверяется щупом в местах лючков).

При выполнении регламентных работ через каждые 100 ±5 ч налета вертолета необходимо снять и разобрать колеса шасси, заменить смазку в подшипниках колес.

При этом проверяется состояние подшипников колес, внутренней поверхности колеса, где устанавливается тормоз, состояние тормозных колодок и фрикционных накладок, полуоси и фланца фермы шасси.

На кольцах и роликах подшипников не допускаются трещины, по­тертости, наличие цветов побежалости. Не должно быть дефектов на полуоси и фланце фермы шасси. При разрушении войлочных сальников их следует заменить. Перед установкой новые сальники пропитываются маслом МК-22.

При обнаружении рисок, царапин на внутренней поверхности колеса, зацеплений о детали тормозного устройства колеса к эксплуатации не допускать. Проверяется также затяжка гаек болтов крепления тормоз­ного барабана и в случае необходимости подтягиваются гайки ослабев­ших болтов. Тормозные накладки, у которых расстояние между голов­ками заклепок и трущейся поверхностью менее 0,5 мм, подлежат замене.

При монтаже передних колес на вертолет гайку крепления заворачи­вать до появления сопротивления вращению колеса, после чего гайку следует отвернуть в обратную сторону на Vs оборота и, убедившись в легкости хода колеса, законтрить гайку. Гайки же крепления основных колес следует завернуть до упора.

Для смазки подшипников колес рекомендуется применять зимой и летом смазку НК-50, а при наружной температуре ниже —25° С приме­нять смазку ЦИАТИМ-201. Обильно смазывать подшипники не следу­ет, так как это может привести к замасливанию тормозных колодок. Если колодки замаслились, их необходимо промыть чистым бензином Б-70 и протереть насухо чистой ветошью.

Для обеспечения нормальной работы амортизаторов шасси необхо­димо регулярно проверять зарядку их жидкостью и газом. Перед каж­дым полетом проверяется зарядка амортизаторов по их усадке. При нормальном полетном весе выход штока амортстойки главной ноги шас­си должен быть равен 50 мм, а штока амортстойки передней ноги — 35 мм (между торцом гайки и буртиком на штоке). Увеличение усадки амортизаторов шасси свидетельствует о малом количестве жидкости или о недостаточном давлении азота в них.

Недостаточное давление азота или малое количество жидкости в амортизаторах смягчает амортизацию, при этом происходит значитель­ная просадка амортизаторов, а при грубых посадках вертолета — пол­ное их обжатие, что может привести к поломке отдельных элементов конструкции шасси.

Если в амортизатор залито жидкости больше нормы, тогда при по­садке давление воздуха будет расти до максимального значения при меньшем ходе поршня. Увеличение давления свыше нормального тоже делает амортизацию жесткой, а посадка вертолета сопровождается большими ударными нагрузками на шасси. Кроме того, жесткая амор­тизация может вызвать «земной резонанс» при рулении вертолета или при опробовании двигателей. Поэтому зарядка амортизаторов должна проверяться очень тщательно.

В случае увеличения усадки амортизаторов необходимо проверить манометром начальное давление азота в них. В свободном состоянии давление в амортизаторах должно быть: в основных — 56±1 кГ/см2, в переднем — 65±4 кГ/см2, в амортизаторе хвостовой опоры — 45± ± 1 кГ/см2.

Для проверки давления в амортизаторах вертолет устанавливается на подъемники. Если давление в амортизаторах соответствует этим дан­ным, а видимая часть штока все же меньше, необходимо проверить ко­личество масла АМГ-10 в них. При нормальной зарядке количество масла в амортизаторе главной ноги должно быть 760 см3, в амортизато­ре передней ноги — 335 см3 и в амортизаторе хвостовой опоры — 35 см3. Если количество масла АМГ-10 в амортизаторах ниже установленных норм, то их необходимо дозаправить.

Зарядка (дозаправка) амортизаторов маслом АМГ-10 производится в такой последовательности.

Для зарядки амортизатора главной ноги шасси необ­ходимо:

установить вертолет на подъемники так, чтобы колеса не касались земли;

через зарядный клапан стравить давление азота; вывернуть зарядный клапан, снять верхние болты крепления аморт — стойки и установить ее в вертикальное положение;

обжать амортизатор до выхода основного штока на длину 60 мм при полностью обжатом штоке демпфера;

проверить уровень масла в амортизаторе; он должен доходить до резьбы под зарядный клапан, что соответствует 760 см3 масла АМГ-10. При необходимости дозаправить амортизатор маслом АМГ-10;

установить амортстойку на место, ввернуть зарядный клапан и за­рядить амортизатор азотом до давления 56 ±1 кГсм2

снять вертолет с подъемников и проверить стояночную усадку, выход штока должен быть равен 50 мм.

Для зарядки амортизатора передней ноги шасси необходимо:

установить вертолет на подъемники;

стравить давление азота через зарядный клапан и вывернуть его; обжать амортизатор до выхода штока на длину 12 мм (между бур­тиком штока и торцом гайки);

проверить уровень масла в амортизаторе; он должен доходить до резьбы под зарядный клапан, что соответствует 335 см3 масла АМГ-10. При необходимости дозаправить амортизатор маслом АМГ-10;

ввернуть зарядный клапан и при помощи специального приспособле­ния зарядить амортизатор азотом до давления 65± 1 кГ/см2;

снять вертолет с подъемников и проверить стояночную усадку амор­тизатора. Выход штока должен быть равен 35 мм.

Для зарядки амортизатора хвостовой опоры необхо­димо:

стравить через зарядный клапан давление азота и вывернуть заряд­ный клапан;

при полностью выпущенном штоке в вертикальном положении за­лить масло АМГ-10 через отверстие зарядного клапана;

обжать шток до упора и слить (отсосать шприцем) 3 смг масла АМГ-10, что соответствует 35 смъ масла в амортизаторе;

ввернуть зарядный клапан и зарядить амортизатор азотом до давле­ния 45 ± 1 кГ/см2.

Зарядка амортизаторов главных ног шасси должна быть одинаковой. Если амортстойки при стоянке на равной площадке имеют разную по­садку, выпускать вертолет в полет не разрешается. Зарядку амортиза­торов нужно производить с особой тщательностью, ибо даже незначи­тельные ошибки в зарядке могут привести к аварии при посадке вер­толета.