Моделирование демпфирования колебаний по крену

Рассмотрим модель — быстрого бокового движения «чистого крена» по угловой скорости и углу крена (4.54) при наличии управляющих воздейст­вий пилота на штурвал и включенном демпфере крена. Модель содержит уравнение состояния, уравнения выхода и входа, закон управления элеро­нами ручного контура и закон управления демпфера крена:

і(0 &бб хбб (і) + Ще ибб (Д

(6.63)

Убб(0 = хм(0і

(6.64)

<(t) = M?<t) + AS’(t),

(6.65)

A5’(t) = D& ЛхДі),

(6.66)

A5r(t) = D£y66(t).

(6.67)

(6.68)

Моделирование демпфирования колебаний по кренуПодставим уравнения выхода (6.64) и входа (6.65), а также законы управления (6.66) и (6.67) в уравнение состояния (6.63) и выполним преобра­зование Лапласа при нулевых начальных условиях:

Моделирование демпфирования колебаний по крену(6.69)

Получим вектор передаточных функций системы «самолет-демпфер крена» в быстром боковом движении самолета по угловой скорости и углу крена на отклонение пилотом штурвала при включенном демпфере крена

Моделирование демпфирования колебаний по крену(6.70)

Переходная матрица состояния быстрого бокового движения самолета при включенном демпфере крена

Моделирование демпфирования колебаний по крену(6.71)

Элементами вектора Wg£(p) являются передаточные функции самолета по параметрам быстрого бокового кренового движения на управляющее воздействие пилота АХэ(р). Соответствующие, параметры вектора выхода Y66(P) совпадают в рассматриваемом случае с вектором переменных со­стояния быстрого бокового кренового движения Х6б(р)

Моделирование демпфирования колебаний по крену(6.72)

Переходная матрица состояния

Моделирование демпфирования колебаний по крену(6.73)

Определитель матрицы

Р-**..-» — О

I Ф% (р) I = — *4 = р [Р — «ч** — V. ^ ■ч 3 * (6-74)

~Че>у Р

Р(Т*Р+ 1)

Моделирование демпфирования колебаний по крену
Моделирование демпфирования колебаний по крену
Подпись: Тогда
Подпись: + a<e„s}ka
Подпись: грДК = _ ш
Подпись: 1 “b ktt kft
Подпись: k.:;

Таким образом, демпфер крена уменьшает постоянную времени по

Л If ‘

угловой скорости крена Т" < Тш, но вместе с этим и коэффициент

усиления к< kj. На рис. 6.8 представлена структурная схема замкнутой системы «самолет — демпфер крена». Сворачивая эту схему, можно полу­чить передаточную функцию (6.76). Анализ этих передаточных функций показывает, что демпфер крена с законом управления (6.51) не влияет на их структуру, а лишь изменяет характеристики образующих звеньев.

|рАхэ кш,3к^| С р т*Г+ j’i

Подпись: (Ло>х)?ск Подпись: пт {Ахэ(р)Удщ (р)} р-+0 Подпись: : 1ІШ р-»0

Маневр самолета в боковой плоскости осуществляется энергичным отклонением пилотом штурвала на величину Дхэ. При этом закон измене­ния А53 = кш эАхэблизок к ступенчатому, т. е. Ax3(t) = 1 (t)Ax3H Ахэ(р) = = Ах3/р. На этапе быстрого бокового кренового движения произойдет формирование нового установившегося значения угловой скорости крена

= кш. эк£Дх,. (6.80)

Так как согласно (6.78) кш. эк®*‘ < кш эк°э, то (Аюх)у£т< (Аюх)уст. Реак­ция самолета на ступенчатое отклонение баранки штурвала описывается переходной функцией ;

Дюх(р) = — W^fp) = — — Ах,. (6.81)

Р р(Т£р+1)

Рис. 6.8. Структурная схема замк­нутой системы «самолет-демпфер

Подпись: &>х ТахР+> Подпись:крена»

Перейдем от изображения Агах(р) к оригиналу:

Подпись: Лх,Подпись:Дш. (t) = ——————

1 -1_ If 1г *

1 т Ьш. э Лйі,

Время переходного процесса tSK, по истечении которого отличие угло­вой скорости крена от установившегося значения будет равно 5%, опреде-

__)ТД1С

ляется из условия е " “■ = 0,05. Отсюда t8K — — 1п0,05Т£к ^ ЗТ“ . Таким

образом, включение демпфера крена в проводку управления элеронами приводит к уменьшению времени переходного процесса, однако снижет эффективность поперечного управления.