ШТУРМАНСКИЙ ПЛАН ПОЛЕТА

В ходе штурманской подготовки к выполнению поставленной задачи экипаж должен твердо уяснить порядок своей работы в воз­духе от взлета до посадки, т. е. иметь штурманский план полета.

Штурманский план разрабатывается штурманом экипажа на каждый маршрутный полет, утверждается старшим штурманом, изучается всеми членами экипажа, и экипаж строго руковод­ствуется им в полете.

Штурманский план разрабатывается в соответствии с характе­ром задания, оборудованием самолета, навигационной и тактиче­ской обстановкой полета и во всех случаях (кроме полетов по кур­су учебно-летной подготовки) в предположении, что полет будет выполняться в сложных метеорологических условиях при наличии активных помех радиотехническим средствам самолетовождения.

Штурманский план полета одиночного самолета должен содер­жать:

— порядок взлета;

— способы выхода на ИПМ и ЛЗП;

— порядок применения технических средств самолетовождения при выводе самолета па основные точки маршрута с учетом требо­ваний радиомаскировки и возможного радиопротиводействия со стороны противника;

— эшелоны и безопасные высоты по участкам маршрута, пока­зания барометрического высотомера в соответствии с высотой за­данного эшелона;

— рубежи изменения режима полета;

— способы контроля и исправления пути по участкам маршрута;

— порядок выполнения маневра для встречи с взаимодействую­щими самолетами, преодоления противовоздушной обороны против­ника, выхода на цель в заданное время;

порядок действий при перенацеливании;

— порядок отыскания основной и запасной целей;

— способ применения-средств поражения (десантирования);

— порядок маневрирования на боевом пути и при уходе отдели;

— способы контроля и исправления обратного пути;

— способ выхода на конечный пункт маршрута и аэродром по­садки;

— схемы снижения и посадки самолета па основном и запасном аэродромах;

— меры безопасности по предотвращению столкновения с дру­гими самолетами, действия на случай потери ориентировки и в особых случаях полета.

При выполнении полета в составе группы-штурманские планы ведомых экипажей составляются на основе указаний старшего штурмана полка или штурмана эскадрильи. Их содержание дол­жно полностью соответствовать содержанию штурманского плана ведущего группы. При этом в штурманских планах должны быть указаны:

— способ построения боевого порядка;

— способ контроля за местом самолета в боевом порядке и ма­невр для исправления допущенных ошибок;

— способ и порядок роспуска группы для захода на посадку.

При выполнении ‘специальных заданий в штурманском плане

могут быть отражены и другие вопросы.

При выборе способов и технических средств самолетовож­дения необходимо в качестве основных намечать такие, кото­рые дадут наиболее надежные и точные результаты, и обяза­тельно предусматривать дублирование их другими способами и средствами.

Штурманский план должен быть тщательно продуман в отно­шении его полноты, последовательности и реальности выполнения. Он должен содержать все необходимое, но его нельзя перегру­жать.

Штурманский план полета оформляется графически на полетной карте и в бортовом журнале штурмана.

На полетную карту условными знаками и текстуально наносятся следующие элементы штурманского плана:

— рубежи изменения режима полета, рубежи встречи с взаимо­действующими самолетами, рубежи встречи с темнотой или рас­светом;

— радиолокационные ориентиры, намеченные для коррекции координат самолета, контроля и исправления, пути (при соответ­ствующей аппаратуре и для коррекции курса);

— точки контроля и коррекции курсовых приборов;

— схемы маневра для прибытия на цель (контрольный рубеж) в заданное время;

— схемы маневра для обеспечения встречи с взаимодействую­щими самолетами;

— порядок работы на контрольном этапе перед целью.

Характер записей определяется самим штурманом, но не следует

делать пояснения, связанные с теми обязательными действиями, без которых невозможно выполнение полета и которые должны быть отработаны до автоматизма. Такими действиями являются: расчет курса следования на следующий этап, расчет воздуш­ной скорости и высоты полета, измерение ветра, расчет вре­мени прибытия на ППМ (КО). Исключением являются учеб­ные полеты, для которых такие напоминающие записи допу­скается делать.

Элементы штурманского плана, не нанесенные на карту (ма­невр выхода на ИПМ, маневр в районе цели, схемы сбора и рос­пуска боевого порядка, схема встречи со взаимодействующими са­молетами, схемы пробивания облаков и захода на посадку на основ­ных и запасных аэродромах и др.), вычерчиваются на обратной стороне бортового журнала штурмана, выполняются в виде отдель­ных схем или заучиваются на память.

При первоначальном летном обучении в училищах курсанты оформляют штурманские планы на отдельных листах бумаги в виде схем с текстуальным пояснением (рис. 7.26).

Правильно составленный штурманский план позволяет в полете действовать по заранее намеченной программе, предотвращает при­нятие необдуманных решений и обеспечивает согласованность дей­ствий экипажа (группы) при самолетовождении.

Контроль готовности к полету является заключительным этапом предварительной подготовки. Он осуществляется перед каждым полетом независимо от его содержания и продолжительности с целью исключения выпуска в полет неподготовленного эки­пажа и обеспечения высокого качества выполнения полетного задания.

Контроль может быть индивидуальным и групповым. Его про­водит командир (или по его указанию штурман), выпускающий экипаж (группу) в полет. Он же определяет и форму контроля (проверкой полетной штурманской документации, устным опросом, розыгрышем полета, проверкой подготовленности самолетного обо­рудования и штурманского снаряжения).

Проверка полетной штурманской документа­ции имеет целью установить наличие:

— правильно подготовленных карт с точным расчетом полета и штурманским планом;

— подготовленного бортового журнала и необходимых справоч­ных данных и расчетных пособий;

— инженерно-штурманского расчета полета.

Устный опрос проводится одновременно с проверкой доку­ментации и имеет целью проверить знание:

— содержания полетного задания;

— способов построения и роспуска боевого порядка;

— своего места в боевом порядке и способов его выдерживания;

— маршрута и режима полета;

— основных ориентиров по маршруту полета;

— порядка контроля пути и способов определения навигацион­ных элементов полета;

— способов преодоления ПВО противника на маршруте и в районе цели;

— порядка отыскания цели и выхода на нее;

— способов выполнения задания;

— запасных аэродромов, линии фронта, входных и выходных коридоров;

— метеорологической и радиационной обстановки по маршруту полета;

— мероприятий, направленных на обеспечение безопасности по­лета; :

— порядка восстановления потерянной ориентировки;

— действий в особых случаях.

Розыгрыш полета проводится постановкой вводных задач по выполнению полета в соответствии с заданием и штурманским планом.

Проверка подготовленности. самолетного обо­рудования и штурманского с на р я ж е н и я заключается в контроле наличия необходимого комплекта и правильности уста­новки исходных данных.

Обнаруженные в процессе контроля недостатки должны быть устранены до вылета. По результатам контроля проверяющий де­лает письменное заключение в бортовом журнале штурмана о его готовности к полету.

Заключение о готовности экипажа к полету делает в полетном листе командир, проводивший подготовку к полету.