В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
20.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Летная деятельность предприятия гражданской авиации определяется государственным планом воздушных «перевозок и применения авиации в народном хозяйстве страны. Она регламентирована Воздушным кодексом Союза ССР, Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР, а также руководствами по летной эксплуатации конкретных типов летательных аппаратов ‘Воздушный кодекс определяет общие «положения по использованию гражданской авиации в целях выполнения задач государственного (плана СССР, охраны интересов государства, обеспечения безопасности н регулярности движения, а также удовлетворения транспортных потребностей граждан СССР.
Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР разработано в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР и содержит основные положения по организации, обеспечению полетов и управлению воздушным движением. Этот документ является основным, регламентирующим всю летную работу авиационных (предприятий. Требования его распространяются на гражданскую авиацию СССР при полетах по воздушным трассам СССР и являются обязательными для всего руководящего, летного состава, работников службы движения и других служб, обеспечивающих полеты.
Бее полеты в. гражданской авиации производят но расписанию, утвержденному МГА, или по заявкам руководителей авиационных предприятий (тренировочные, служебно-вспомогательные и — полеты для обеспечения аварийно-спасательных работ или оказания срочной медицинской помощи). Заявки иа планируемые вылеты, утвер-
жченные командиром авиационного предприятия. передают в ДИСПСТЧОреКШІ VI, 1КТ
аэропорта, где составляют суточные планы полетов
Для всех питательных аппаратов іраж — данской авиации >ста — навливаются опознавательные знаки, со стоящие из четырех букв русского алфави та «СССР», бортового номера, под которым летательный аппарат зарегистрирован Госавнарегистром СССР, надписи на фюзеляже «Аэрофлот» и изображения государственного флага на обеих сторонах вертикального оперення В ряде случаев, кроме опознавательных знаков, летательный аппарат может иметь маркировочные знаки, обозначающие наименование учреждения или организации по принадлежности.
Регулярные полеты транспортных летательных аппаратов осуществляют по воздушным трассам. Они представляют собой установленное воздушное пространство над поверхностью Земли в виде коридора, в пределах которого выполняют полеты, обеспеченные аэродромами и наземными радиотехническими средствами. Воздушные трассы подразделяют на союзные, местные и международные. Ширину воздушной трассы обычно устанавливают равной 20 км, э вблизи аэродромов она может быть уменьшена до 8 км
Для обеспечения летной деятельности гражданской авиации создают аэропорты. Аэропорт представляет собой предприятие, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, баїажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов летательных аппаратов.
Для этого он имеет аэродром, вокзал, другие наземные сооружения и необходимое оборудование (рис 20.1).
Аэродромом называется специально подготовленный земельный участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлеты, посадки, руление, хранение и обслуживание летательных аппаратов.
Каждый аэродром имеет одну или пссколько взлетно-посадочных полос (ВПП), боковые и концевые полосы безопасности. Взлетно-посадочная полоса представляет собой часть летного поля, специально подготовленного и оборудованного для взлета и «осадки летательных аппаратов. ВПП подразделяются на грунтовые и с искусственным покрытием. Боковые полосы безопасности (БПБ) —это боковые участки взлетной полосы, примыкающие к ВПП и предназначенные для обеспечения безопасности при воз
можиыч выкатываниях летательных аппаратов за пределы ВПП при взлете и посадке. Концевые полосы безопасности (КПБ) прилегают к концам ВПП и предназначены для обеспечения безопасности летательных аппаратов при взлете и посадках