Особенности эксплуатации приборов контроля работы силовых установок
Особенности эксплуатации тахометров. Датчики тахометров устанавливаются на раме двигателя и сое^: чяются с главным валом двигателя специальной муфтой с кожаной шайбой. Измеритель тахометра устанавливается на приборной доске.
Перед установкой на самолет каждый тахометр проверяется на работоспособность и точность измерения угловой скорости. В процессе эксплуатации тахометры также периодически подвергаются проверкам. Проверка тахометров на точность измерения угловой скорости проводится с помощью эталонного тахометра на поверочной установке типа КТУ-1, принципиальная схема которой приведена на рис. 148.
Проверка комплекта тахометра сводится к сравнению его показаний с показаниями эталонного (образцового) тахометра. Угловую скорость вала, с которым связаны датчики тахометров, задают с помощью фрикционного механизма от электродвигателя. Погрешность проверяемого тахометра находят как разность между показаниями поверяемого и эталонного тахометров.
Особенности эксплуатации термометров. Указатели термометров устанавливаются на приборной доске. Около измерителя должен быть укреплен шильдик, указывающий, для измерения температуры какой среды предназначается прибор, например: «масло», «вода» и т. д.
Рис. 148 Принципиаль-
ная схема установки
КТУ для проверки та-
хометров:
1 — датчик эталонного тахометра; 2 — указатель эталонного тахометра; 3 — электродвигатель; 4, 5 —
фрикционные диски; 6 —
указатель проверяемого та-
хометра; 7 — датчик прове-
ряемого тахометра
Приемники термометров устанавливаются в специальные отверстия в авиадвигателе или в трубопроводах, в местах, где необходимо измерять температуру. При установке приемника ставится уплотнительная (медно-асбестовая) шайба.
Перед установкой на самолет каждый термометр проверяется на работоспособность и точность измерения температуры, а также проводится периодическая проверка в процессе эксплуатации. Проверка термометров на погрешности проводится с помощью эталонных термометров, а нагрев датчика создается с помощью специальных термобань.
Часто указатели проверяются отдельно, они включаются в эквивалентную схему, по которой создают соответствующие заданным температурам сопротивления или т. э. д. с. Например, при проверке ТУЭ-48 вместо приемника температуры включают магазин сопротивлений, с помощью которого по специальной таблице задают сопротивление, соответствующее данной температуре, и сравнивают эту температуру с показанием прибора. Разность между ними и будет погрешностью указателя ТУЭ-48.
При определении погрешности измерителя термоэлектрических термометров они включаются в электрическую схему, эквивалентную данному термометру. Термоэлектродвижущая сила, подаваемая на штыри штепселя измерителя, выбирается по специальной градуировочной таблице. Величина погрешности термометра определяется как разность между показаниями измерителя и истинным значением температуры при данной т. э. д. с.
Особенности эксплуатации манометров. Приемники манометров устанавливаются в местах измерения давления, а указатели, как правило, на приборной доске бортинженера или летчика. При установке приемников особое внимание обращается на герметичность соединения их с резервуаром измеряемого давления, а также на выбор места установки. В местах установки приемников температура не должна превышать —60 —-f-75°C, и вибрации находиться по частоте в пределах от 10 до 200 гц с амплитудами не более 0,5 мм.
Перед установкой манометра на самолет или вертолет, а также в процессе его эксплуатации (после 100 ч работы) он должен быть проверен на работоспособность и точность работы. Одновременно проверяется у электромеханических манометров сопротивление изо-
Рис. 149. Схема проверки манометров:
1 — указатель: 2 — приемник; 3 — образцовый манометр; 4 — винтовой
пресс
ляции электрических элементов указателя и датчика. Проверка манометров на погрешности производится по образцовому манометру, а давление создается с помощью какого-либо гидравлического (воздушного пресса (насоса). Один из вариантов схемы проверки манометров приведен на рис. 149. Проверка производится сначала при повышении давления от 0 до максимума и затем при понижении на делениях шкалы, указанных в свободном паспорте на прибор.