Особенности эксплуатации приборов контроля работы силовых установок

Особенности эксплуатации тахометров. Датчики тахометров ус­танавливаются на раме двигателя и сое^: чяются с главным валом двигателя специальной муфтой с кожаной шайбой. Измеритель та­хометра устанавливается на приборной доске.

Перед установкой на самолет каждый тахометр проверяется на работоспособность и точность измерения угловой скорости. В про­цессе эксплуатации тахометры также периодически подвергаются проверкам. Проверка тахометров на точность измерения угловой скорости проводится с помощью эталонного тахометра на пове­рочной установке типа КТУ-1, принципиальная схема которой приведена на рис. 148.

Проверка комплекта тахометра сводится к сравнению его пока­заний с показаниями эталонного (образцового) тахометра. Угло­вую скорость вала, с которым связаны датчики тахометров, зада­ют с помощью фрикционного механизма от электродвигателя. По­грешность проверяемого тахометра находят как разность между показаниями поверяемого и эталонного тахометров.

Особенности эксплуатации термометров. Указатели термомет­ров устанавливаются на приборной доске. Около измерителя дол­жен быть укреплен шильдик, указывающий, для измерения темпе­ратуры какой среды предназначается прибор, например: «масло», «вода» и т. д.

Особенности эксплуатации приборов контроля работы силовых установокРис. 148 Принципиаль-
ная схема установки
КТУ для проверки та-
хометров:

1 — датчик эталонного тахо­метра; 2 — указатель эта­лонного тахометра; 3 — электродвигатель; 4, 5 —

фрикционные диски; 6 —
указатель проверяемого та-
хометра; 7 — датчик прове-
ряемого тахометра

Приемники термометров устанавливаются в специальные отвер­стия в авиадвигателе или в трубопроводах, в местах, где необходи­мо измерять температуру. При установке приемника ставится уп­лотнительная (медно-асбестовая) шайба.

Перед установкой на самолет каждый термометр проверяется на работоспособность и точность измерения температуры, а также про­водится периодическая проверка в процессе эксплуатации. Провер­ка термометров на погрешности проводится с помощью эталонных термометров, а нагрев датчика создается с помощью специальных термобань.

Часто указатели проверяются отдельно, они включаются в экви­валентную схему, по которой создают соответствующие заданным температурам сопротивления или т. э. д. с. Например, при провер­ке ТУЭ-48 вместо приемника температуры включают магазин со­противлений, с помощью которого по специальной таблице задают сопротивление, соответствующее данной температуре, и сравнива­ют эту температуру с показанием прибора. Разность между ними и будет погрешностью указателя ТУЭ-48.

При определении погрешности измерителя термоэлектрических термометров они включаются в электрическую схему, эквивалент­ную данному термометру. Термоэлектродвижущая сила, подавае­мая на штыри штепселя измерителя, выбирается по специальной градуировочной таблице. Величина погрешности термометра опре­деляется как разность между показаниями измерителя и истинным значением температуры при данной т. э. д. с.

Особенности эксплуатации манометров. Приемники манометров устанавливаются в местах измерения давления, а указатели, как правило, на приборной доске бортинженера или летчика. При ус­тановке приемников особое внимание обращается на герметичность соединения их с резервуаром измеряемого давления, а также на выбор места установки. В местах установки приемников темпера­тура не должна превышать —60 —-f-75°C, и вибрации находиться по частоте в пределах от 10 до 200 гц с амплитудами не более 0,5 мм.

Перед установкой манометра на самолет или вертолет, а также в процессе его эксплуатации (после 100 ч работы) он должен быть проверен на работоспособность и точность работы. Одновременно проверяется у электромеханических манометров сопротивление изо-

Подпись: 2 3*Особенности эксплуатации приборов контроля работы силовых установокРис. 149. Схема про­верки манометров:

1 — указатель: 2 — прием­ник; 3 — образцовый ма­нометр; 4 — винтовой

пресс

ляции электрических элементов указателя и датчика. Проверка ма­нометров на погрешности производится по образцовому манометру, а давление создается с помощью какого-либо гидравлического (воздушного пресса (насоса). Один из вариантов схемы провер­ки манометров приведен на рис. 149. Проверка производится снача­ла при повышении давления от 0 до максимума и затем при пони­жении на делениях шкалы, указанных в свободном паспорте на прибор.