ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВОГО РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС

В настоящее время структура и содержание РО различных типов ВС во мно­гом определяется опытом и традициями разработчика ВС.

Одинаковые по назначению и технологиям выполнения регламентные рабо­ты формируются по-разному в зависимости от типа ВС даже одного класса и на­значения, но других разработчиков. Унификация структуры и содержания РО, указанная выше, позволяет унифицировать (типизировать) не только принципы назначения работ ТО к выполнению, но и содержание и периодичность отдель­ных видов работ.

Анализ содержания регламентов ТО различных типов ВС показывает, что до 80% работ являются типовыми для всех регламентов, но одинаковые работы, выполняемые при ТО ВС различных типов, изложены по-разному, хотя конст­рукции ВС и условия их эксплуатации не определяют таких различий в одина­ковых работах. Унификация содержания типовых работ обеспечит качество раз­работки РО различных типов ВС, качество выполнения ТО исполнителями по типовым технологиям при ТО различных типов ВС, а также сократит сроки раз­работки и корректировки РО при испытании и в эксплуатации. Решению ука­занных задач служит типовой регламент, разработанный автором как методиче­ский документ отрасли ГА.

Основные положения типового регламента ТО и условия его применения следующие.

Типовой регламент технического обслуживания (РО) самолета (вертолета) Г А разработан в качестве справочного документа в целях унификации структу­ры, оформления и основного содержания типовых регламентных работ при раз­работке или корректировке регламентов на конкретные типы воздушных судов.

Типовой РО разработан на основе действующих РО на самолеты и вертолеты ГА различных типов по результатам опыта их эксплуатации и в соответствии с требованиями действующих нормативных документов отрасли.

Типовой РО применяется в соответствии со следующими указаниями:

Все количественные и качественные характеристики типового РО (структура форм ТО и их периодичность, периодичность типовых работ) соответствуют наиболее распространенным их значениям в действующих РО на самолеты и вертолеты ГА, находящиеся в эксплуатации. Эти характеристики приведены в типовом РО для справки и определяют достигнутый уровень совершенства РО как базы для разработки или корректировки РО на конкретный тип ВС с учетом повышения эффективности его технической эксплуатации.

Перечень и периодичность регламентных работ на конкретный тип ВС не связаны с типовым РО и формируются в соответствии с действующими норма­тивными и методическими документами (МОСы к НЛГС и НЛГВ, руководство для конструкторов РДК-Э, стандарты и методики).

1. Раздел «Общие положения» типового РО определяет содержание данного раздела в любом РО на конкретный тип ВС и устанавливает единые правила на­значения видов работ и форм ТО к выполнению в соответствии с ОСТ 54 30054—88, а также систему нумерации РО по ГОСТ 18675 (или АТА-100, документ FAA).

Структура РО на конкретный тип ВС определяется ТЗ на разработку данного типа ВС или согласованными планами работ на проведение НИР по корректи­ровке существующего РО для ВС данного типа, поэтому типовая структура дан­ного раздела дополняется количественными характеристиками условий назна­чения видов, форм ТО к выполнению, их составу и периодичности.

2. Раздел «Меры безопасности» типового РО определяет унифицированное содержание данного раздела для любых типов ВС ГА в соответствии с дейст­вующими нормативными документами (НТЭРАТ ГА, ОСТ’ы по ТБ и ОТ) и ин­струкциями общего назначения.

Содержание этого раздела уточняется в соответствии с особенностями на­значения и условиями эксплуатации данного типа ВС и дополняется общими специальными мерами. Например, при ТО ВС, имеющего изделия с радиоактивными элементами, при ТО ВС, выполняющего авиахимработы с применением ядохимикатов или удобрений, и т. д.

Специальные меры безопасности при выполнении конкретных работ ТО на изделиях и системах ВС должны приводиться в соответствующих пунктах ТО на эти работы.

3. Раздел «Оперативное техническое обслуживание» типового РО определяет перечень типовых работ, выполняемых при оперативном ТО на большинстве эксплуатируемых типов ВС и отражающих сложившиеся в ГА объем и перио­дичность ТО, условия эксплуатации ВС и технический уровень отечественной авиационной техники.

Формирование перечня работ оперативного ТО и условий их назначения («+» или «-») производится в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, однако в случае выбора типовой работы, ее фор­мулировка, код и оформление должны соответствовать типовому РО.

4. Раздел «Периодическое техническое обслуживание» типового РО опреде­ляет перечень типовых работ, выполняемых при периодическом ТО на боль­шинстве эксплуатируемых типах ВС и соответствующих уровню отечественной авиационной техники.

Для всех систем ВС, кроме специальных систем вертолета, в типовом РО оп­ределена средняя периодичность. Для вертолетов периодичность выполнения работ на соответствующих системах примерно втрое ниже.

Формирование перечня работ периодического ТО производится по дейст­вующим методикам [60] и др., однако, при этом в случае выбора типовой работы ее формулировка должна соответствовать типовому РО.

Содержание типовых работ оперативного и периодического видов ТО при­менительно к конкретному ВС уточняется следующим образом, например:

■ типовая работа типового РО:

■ 029.20.00А — Осмотрите гидроагрегаты и трубопроводы вспомогательной гидросистемы;

■ работа РО конкретного типа ВС (Як-42):

■ 029.20.00А — Осмотрите гидроагрегаты и трубопроводы вспомогательной гидросистемы:

■ 029.20.10 — трубопровод к УГ122;

■ 029.20.20 — трубопровод к НС-46-3;

■ 029.20.30 — трубопровод от НС-46-3;

■ 029.21.00 — насосную станцию НС-46-3;

■ 029.22.00 — насосную станцию НС-55;

■ 029.23.00 — датчик давления НД-240;

■ 029.24.00 — обратный клапан ОК-6А;

■ 029.25.00 — предохранительный клапан РД-22;

■ 029.26.00-фильтр 14ГФ49Т-1 и т. д.

Работы РО конкретного типа ВС, которые отсутствуют в перечнях типовых работ, дополняются в соответствующие подсистемы работ типового РО с нуме­рацией по объектам обслуживания. Например, в подсистему 029.20.00 вводится нетиповая работа:

■ 029.21.00А — Проверьте внутреннюю герметичность насосной станции НС-46-3.

5. Раздел «Специальное техническое обслуживание» типового РО определя­ет перечень типовых особых случаев эксплуатации ВС, после которых выполня­ется специальное ТО. В этом разделе приведены особые ситуации эксплуатации, являющиеся общими для большинства типов ВС, находящихся в эксплуатации.

Дополнение типовых особых случаев эксплуатации специальными, свойст­венными только данному типу ВС и соответствующими этим случаям работами ТО, определит содержание раздела «Специальное ТО» для конкретного типа ВС.

6. Раздел «Техническое обслуживание при хранении» типового РО опреде­ляет типовое содержание и перечень типовых работ, выполняемых при хранении самолета.

7. Для каждого РО на конкретный тип ВС типовой РО применяется только в той части, которая соответствует особенностям конструкции и условий эксплуа­тации этого типа ВС, включая состав и перечень типовых работ. Если на кон­кретном типе ВС отсутствует какая-либо функциональная система, подсистема, либо она имеет другое конструктивно-схемное решение, то соответствующие им типовые работы типового РО не используются при формировании РО на этот тип ВС. Если, например, регламентные работы, в том числе проверки функцио­нирования, на данном типе ВС выполняются встроенной системой контроля, имеющей самостоятельные функции, то данная система контроля кодируется по резервным разделам в соответствии с ГОСТ 18675, а соответствующие регла­ментные работы формируются на основе действующих методических и норма­тивных документов.

8. Область применения типового РО определяется в каждом конкретном слу­чае для конкретного типа ВС участниками работ и на этапах, определенных про­граммой ТОиР по данному типу ВС.

Ниже приводится типовое содержание раздела РО «Общие положения» и примеры типового оформления таблиц различных разделов РО.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение РО

1.1.1. Настоящий регламент технического обслуживания (РО) является основным экс­плуатационным документом, определяющим объекты обслуживания (системы, подсистемы, изделия) самолета (тип) (под самолетом понимается и вертолет), перечень и периодичность выполняемых на них работ в соответствии с принятой системой технического обслуживания данного типа самолета.

1.1.2. РО составлен на самолет в целом. Объекты ТО, перечень и периодичность выпол­нения работ установлены для ожидаемых условий эксплуатации данного типа самолета и обеспечивают надежную и безопасную эксплуатацию самолета.

1.1.3. В РО включены все работы по ТО самолета, его систем и изделий, независимо от того, выполняют эти работы непосредственно на самолете или в лаборатории после демон­тажа изделий. Все работы, включенные в РО, являются регламентными работами.

1.1.4. Регламентные работы выполняют в соответствии с установленной технологией. Технология выполнения работ является основным рабочим документом и оформлена в виде технологических карт, являющихся составной частью Руководства по технической эксплуа­тации. Номер технологической карты совпадает с номером пункта РО.

1.1.5. Качество выполнения регламентных работ исполнителями должно контролиро­ваться ответственным лицом эксплуатационного авиапредприятия. Номенклатура контроли­руемых операций определяется технологической картой на выполнение каждой конкретной работы и устанавливается ведущим эксплуатационным авиапредприятием по данному типу самолета.

1.2. Структура РО

1.2.1. Структура РО определяет состав видов и форм ТО в реальных условиях эксплуа­тации и устанавливает правила назначения регламентных работ к выполнению.

1.2.2. РО самолета (тип) включает следующие виды ТО:

1. Оперативное ТО.

2. Периодическое ТО.

3. Специальное ТО.

4. ТО при хранении.

Оперативное и периодическое ТО составляют плановое ТО самолета при регулярной эксплуатации.

1.2.3. Оперативное ТО

1.2.3.1. Оперативное ТО включает вспомогательные работы и формы оперативного ТО.

Назначены следующие виды вспомогательных работ:

1. Работы по встрече — ВС.

2. Работы по обеспечению стоянки — ОС.

3. Работы по обеспечению вылета — ОВ.

Назначены следующие формы оперативного ТО:

1. Форма А) 2. Форма А2 3. Форма Б

1.2.3.2. Установлены следующие правила назначения видов вспомогательных работ к выполнению:

1.2.3.2.1. Работы по встрече самолета (ВС) выполняют непосредственно после каждой посадки.

Примечание. При учебно-тренировочных полетах и спецприменении самолета работы ВС выполняют при очередной заправке самолета топливом.

1.2.3.2.2. Работы по обеспечению стоянки (ОС) выполняют, если:

— продолжительность стоянки самолета до очередного вылета запланирована более (2 — 5) ч;

— самолет передается в АТБ для хранения или ТО;

— самолет перемещается на другую стоянку.

Примечание. При температуре наружного воздуха -25°С и ниже работы ОС выполняют при ожидаемом времени стоянки 1 ч и более.

1.2.3.2.3. Работы по обеспечению вылета (ОВ) самолета выполняют непосредственно перед каждым вылетом, после формы ТО или стоянки.

1.2.3.3. Установлены следующие правила назначения форм оперативного ТО к выпол­нению:

1.2.3.3.1. Работы по форме А, выполняют:

1. Перед каждым полетом (после каждой посадки) самолета, если не требуется выпол­нения более сложной формы ТО

или 2. При задержке вылета подготовленного к вылету самолета свыше 12 — 24 (в зависи­мости от типа самолета) ч

или 3. Перед полетом после периодического ТО.

Срок действия формы А) установлен 12-24 ч.

Примечание. При учебно-тренировочных полетах и спецприменении самолета форму А, выполняют при очередной заправке самолета топливом.

1.2.З. З.2. Работы по форме А2 выполняют:

1. После выполнения 5-15 обслуживании по форме А| или 2. Один раз в 1 — 3 суток при выполнении хотя бы одного полета в этот период или 3. Перед полетом после простоя самолета более 3-5 суток, если самолет не устанав­ливался на хранение

или 4. Перед полетом после специального ТО.

Срок действия формы А2 установлен 24 — 48 ч.

Примечание. При учебно-тренировочных полетах и спецприменении самолета форму А2 выполняют один раз в сутки по окончании (перед возобновлением) полетов.

1.2.3.3.3. Работы по форме Б выполняют:

1. Один раз в 10-20 суток регулярной эксплуатации (при выполнении хотя бы одного полета в сутки), если не требуется выполнять периодическое ТО. Указанный срок может быть продлен на количество нелетных суток, но не более пяти или 2. После наработки 100 — 150 посадок при учебно-тренировочных полетах или 3. Перед началом эксплуатации после поступления самолета в авиапредприятие с за — вода-изготовителя, ремонтного завода или другого предприятия или 4. Перед первым полетом после хранения.

Срок действия формы Б установлен 48 ч.

1.2.3.4. Подготовка самолета к полету обеспечивается последовательным выполнением вспомогательных работ и форм оперативного ТО. При регулярной эксплуатации самолета

назначают следующие виды подготовок к полету:

1. После посадки самолета выполняют ВС, форму А, (А2) и ОВ.

2. После посадки самолета выполняют ВС, ОС, форму А, (А2 или Б) и ОВ.

3. После посадки самолета выполняют ВС, форму А, (А2), ОС и ОВ.

Виды подготовок самолета к полету могут выполняться комплексно или с разделением во времени вспомогательных работ и оперативной формы.

1.2.3.5. Объем работ каждого вида вспомогательных работ и каждой оперативной фор­мы ТО определяется как сумма работ, против которых в соответствующих графах таблиц раздела З РО стоит знак «+».

1.2.4. Периодическое ТО.

1.2.4.1. Периодическое ТО состоит из работ, выполняемых через интервалы наработки часов (календарных сроков службы) самолета

Базовая периодичность работ установлена единой для самолета, систем, изделий и обо­рудования и составляет (300 л. ч или 3 месяца) эксплуатации (для вертолета — 100 л. ч или 3 месяца эксплуатации).

1.2.4.2. Периодическое ТО формируется из основных работ, выполняемых через каждые (300±30 ч налета или 3±0,5 месяца эксплуатации) и дополнительных работ, необходимость выполнения которых определяется через каждые (600, 900, 1200 и т. д. ч налета или 3, 6, 9, 12 и т. д. месяцев эксплуатации) планера самолета (для вертолета — 100±Ю л. ч или 2±0,5 месяца и каждые 200, 300 и т. д. л. ч, 4, 6, 8 и т. д. месяцев).

1.2.4.3. Работы периодического ТО сгруппированы в периодические формы ТО, вклю­чающие базовую и последующие периодические формы ТО.

Базовая периодическая форма ТО определяется как сумма работ, против которых в гра­фах «Периодичность выполнения» таблицы раздела 4 РО стоят цифры («300» или «3») (для вертолета-«100» или «2»),

Объем дополнительных работ определяется по аналогии, с периодичностью в графах таблицы раздела 4 РО 600, 900, 1200 и т. д. или 6, 9, 12 и т. д., соответственно (для вертолета цифры в л. ч уменьшаются втрое и в месяцах — в 1,5 раза).

Последующие за базовой периодические формы ТО определяются как сумма работ ба­зовой формы и дополнительных работ, необходимость выполнения которых появилась или повторилась при данной наработке планера самолета

1.2.4.4. Полный цикл периодических форм ТО равен наработке часов (календарному сроку службы) самолета до первой ремонтной формы. При отработке периода эксплуатации самолета между двумя смежными ремонтными формами цикл периодических форм ТО по­вторяется.

1.2.4.5. Для новых самолетов и самолетов, прошедших ремонт, периодическое ТО в цикле назначают с базовой формы ТО. Отсчет циклов ведут:

— для новых самолетов — с начала эксплуатации;

— для самолетов, прошедших ремонт — с последнего ремонта.

Исчисление наработки (срока службы) самолета для каждой последующей формы пе­риодического ТО ведут от цифр, кратных базовой периодичности, (т. е. от цифр 600, 900, 1200 и т. д. ч налета или 6, 9, 12 и т. д. месяцев эксплуатации) независимо от того, с каким до­пуском выполнялась предыдущая форма периодического ТО (для вертолета исчисление от цифр 200, 300, 400 и т. д. л. ч или 4, 6, 8 месяцев).

1.2.4.6. На самолетах, постоянно выполняющих учебно-тренировочные полеты, перио­дическое ТО назначается по количеству посадок с базовой периодичностью через каждые (300) посадок, если за указанное количество посадок самолет не налетал (80%) количества часов, необходимого для выполнения периодического ТО по налету часов (см. пункты раз­дела 4 РО, в которых периодичность задана в л. ч) (для вертолета — через каждые 200-300 по­садок).

1.2.4.7. Периодическое ТО самолета назначается по календарным срокам, если за соот­ветствующий календарный период самолет не налетал (50%) количества часов, необходимо­го для выполнения периодического ТО по налету часов (см. пункты раздела 4 РО, в которых периодичность задана в часах налета и календарных сроках).

1.2.4.8. При назначении периодического ТО по наработке работы периодического ТО, периодичность которых установлена только по календарным срокам (см. пункты раздела 4 РО), выполняют по наработке самолета, если за соответствующую наработку календарный период составил более 50% установленного календарного срока данной работы. В против­ном случае данная работа выполняется на ближайшей следующей периодической форме ТО, назначенной по наработке самолета.

1.2.4.9. При переводе самолета, ранее обслуживающегося по наработке на обслуживание по календарным срокам, отсчет календарных периодов ведут от последней выполненной по наработке формы периодического ТО и начинают с выполнения по календарному сроку формы ТО, следующей за последней, выполненной по наработке форме ТО. При возобнов­лении интенсивной эксплуатации обратный переход на периодическое ТО по наработке производят при наработке самолета, соответствующей ближайшей следующей с начала цик­ла по наработке форме ТО.

1.2.4.10. Работы по смазке соединений и узлов систем и изделий производят в объемах и с периодичностью по часам налета, в соответствии с указаниями в картах смазки (Приложе — ■ние к РО). При выполнении периодического ТО по посадкам или календарным срокам рабо­ты по смазке выполняют:

— назначенные через (300 л. ч —>• через каждые 300 посадок или 3 месяца);

— назначенные через (600 л. ч —^ через каждые 600 посадок или 6 месяцев);

— и т. д. (для вертолетов по анатогии).

1.2.4.11. Допускается поэтапное выполнение работ периодических форм ТО методами равной трудоемкости или равной продолжительности (поэтапное обслуживание) при усло­вии сохранения заданной периодичности выполнения каждой работы в пределах полного цикла периодических форм ТО.

1.2.5. Специальное ТО.

1.2.5.1. Специальное ТО назначают после особых случаев эксплуатации (грубая посадка, посадка с превышением массы, полет в интенсивной турбулентности, превышение эксплуа­тационных перегрузок, штормовые условия на земле, попадание в грозу, столкновение с птицами) или при изменении условий эксплуатации (подготовка к сезонной эксплуатации — ВЛН или ОЗН).

В остальных особых случаях специальное ТО назначают по решению комиссии.

1.2.5.2. Объем работ специального ТО определяется как сумма работ, против которых в графе, соответствующей данной особой ситуации стоит знак «+»(см. раздел 5 РО).

1.2.5.3. Комплексы работ по подготовке самолета к полетам после особых случаев экс­плуатации, начиная с момента определения и классификации особого случая и назначения объема работ специального ТО могут быть следующие:

1. Выполняют специальное ТО, затем форму А2 и ОВ.

2. Выполняют специальное ТО, затем ОС, форму А2 и ОВ.

3. Выполняют специальное ТО, затем форму А2, ОС и ОВ.

1.2.6. ТО при хранении.

1.2.6.1. ТО при хранении назначают по календарным срокам хранения самолета.

Работы ТО при хранении включают:

— работы по подготовке самолета к хранению;

— работы, выполняемые на самолете в процессе хранения;

— работы по подготовке самолета к полетам после хранения.

Время хранения самолета не учитывается при отсчете календарных сроков для назначе­ния периодического ТО, но засчитывается в календарный срок службы самолета (назначен­ный и межремонтный).

1.2.6.2. Работы, выполняемые на самолете в процессе хранения, назначают по следую­щим срокам хранения:

— через каждые (30±3) дня;

— через каждые (90±10) дней;

— через каждые (180±20) дней.

Объем работ, выполняемых в процессе хранения, определяется как сумма работ, против которых в графе, соответствующей сроку хранения стоит знак «+». (см. раздел 6 РО).

1.2.6.3. При подготовке самолета к полетам после хранения, независимо от срока хране­ния, выполняют оперативную форму Б и далее выполняют работы в соответствии с опера­тивными видами подготовок.

1.3. Технические условия на выполнение регламентных работ.

1.3.1. При выполнении каждого вида технического обслуживания самолета должны быть устранены отказы и неисправности, выявленные экипажем в полете и обнаруженные при техническом обслуживании, с которыми не допускается дальнейшая эксплуатация само­лета.

В тех случаях, когда устранение неисправности нарушает регулярность полетов допус­кается руководствоваться перечнями допустимых отказов и неисправностей, с которыми разрешается завершение рейса, полеты до очередной формы Б оперативного ТО или до оче­редной формы периодического ТО.

Решение о вылете с отказом или неисправностью, с которыми разрешается завершение рейса, принимается экипажем в соответствии с РЛЭ.

1.3.2. При выполнении формы Б оперативного ТО и всех форм периодического ТО должна проводиться проверка наработки двигателей, масел и всех агрегатов, имеющих огра­ниченный ресурс (срок службы) менее ресурса (срока службы) самолета с целью их свое­временной замены.

1.3.3. При замене двигателей (двигателя) на самолете должны выполняться работы, свя­занные непосредственно с заменой двигателей (двигателя) и работы, которые требуются к выполнению по наработке планера.

Подготовка самолета к применению после замены двигателей (двигателя) и последую­щие обслуживания замененных двигателей (двигателя) должны выполняться по наработке планера.

1.3.4. При выполнении работ, связанных с регулировкой или заменой агрегатов в систе­мах управления самолетом и двигателями, должны выполняться проверки на соответствие положения управляемого элемента положению командного органа. Должна быть выполнена проверка действия органов управления самолетом до крайних положений с обоих мест пилотов.

1.3.5. После демонтажа — монтажа агрегатов и фильтров топливных, масляных, гидрав­лических и др. систем, работающих под давлением, должна производиться проверка герме­тичности систем.

1.3.6. При замене агрегата всех функциональных систем должна выполняться проверка работоспособности вновь установленного агрегата и проверка функционирования данной системы, (подсистемы), а также систем, взаимосвязанных с той, в которой, установлен агре­гат.

1.3.7. Все работы на самолете, его изделиях и оборудовании должны выполняться с ис­пользованием исправного маркированного инструмента, СНО, КПА и механизации, преду­смотренной технологическими картами, инструкциями, бюллетенями, действующими для данного типа самолета.

1.3.8. Самолеты, на которых не проводятся работы по ТО, должны быть заглушены, обесточены и заземлены стационарными устройствами. Выходные двери и крышки люков этих самолетов должны быть закрыты на замки и, при необходимости, опечатаны.

1.4. Общие требования по организации и проведению контроля качества выполнения регламентных работ.

1.4.1. Качественное выполнение в полном объеме регламентных работ должно обеспе­чивать поддержание заданного уровня надежности и готовности самолетов.

1.4.2. Техническое обслуживание самолета должно производиться инженерно — техническим составом, имеющим допуск к обслуживанию) самолетов данного типа и несу­щим ответственность за полноту и качество выполняемых работ.

1.4.3. Каждая регламентная работа должна выполняться в полном объеме в последова­тельности технологических операций, установленных технологической картой. Ответствен-

ность за качество выполнения работ возлагается единолично на исполнителя, а там, где тех­нологической картой предусмотрен контроль качества ТО вышестоящим должностным ли­цом, персональную ответственность несут исполнитель и контролирующий. Указанные тре­бования о контроле и ответственности распространяются на все виды работ ТО, в том числа и непредусмотренные регламентом. Объем, технология выполнения и контроль качества до­полнительных к регламенту работ должны определяться документом, на основании которого они выполняются.

1.4.4. Контроль качества выполнения регламентных работ определяется технологиче­ской картой и устанавливается эксплуатационным авиапредприятием.

Контроль качества выполнения одной работы может выполняться пооперационно или по конечной (наиболее важной) операции и по работе в целом и должен возлагаться на одно­го контролирующего.

1.4.5. Рекомендуемое распределение работ по контролю качества ТО планера, систем и силовых установок между контролирующими эксплуатационного авиапредприятия приво­дится в табл. 4.10.

Таблица 4.10

Тип ВС

Наименование систем и оборудования

Категории должностных лиц,

ВС

осуществляющих контроль

1. Силовая установка, управление са­молетом и СУ, пилотажно­навигационное оборудование

Инженер ОТК

(К)

2. Шасси, гидросистема, ПОС, пожар-

Инженер смены, участка

ное оборудование, и топливная система

(И)

Самолет

3. Планер, высотное оборудование, ра-

Бригадир

диооборудование

(Т)

4. Аварийно-спасательное и бытовое

Исполнитель

оборудование, ВСУ и другие системы

(С)

1. Силовая установка, несущая систе­ма, управление, пилотажно­навигационное оборудование

Инженер ОТК (К)

2. Трансмиссии, пожарное оборудова-

Инженер смены, участка

ние, топливная система, ПОС

(И)

Вертолет

3. Гидравлическая и воздушная систе-

Бригадир

мы, вентиляция

(Т)

4. Фюзеляж, хвостовая часть, шасси и

Исполнитель

другие системы

(С)

1.4.6. Проверку качества выполнения работы контролирующий проводит в присутствии исполнителя данной работы.

1.4.7. Качество выполнения работы и их контроль исполнитель и контролирующий должны подтвердить подписями в соответствующем документе, на основании которого про­водилась данная работа.

1.4.8. Трудоемкость работ по контролю качества не включена в нормативную трудоем­

ко

кость выполнения каждой работы, указанную в технологических картах.

1.5. Связь регламента ТО с другой эксплуатационной и ремонтной документацией само­лета.

1.5.1. Цифровая нумерация пунктов регламентных работ и объектов обслуживания сов­падет с нумерацией разделов Руководства по технической эксплуатации самолета, двигате­лей и изделий (РЭ).

1.5.2. Нумерация регламентных работ включает в себя буквенные обозначения. Каждо­му номеру пункта регламента с буквенным обозначением соответствует технологическая карта, являющаяся составной частью Руководства по технической эксплуатации.

1.5.3. Последовательность расположения пунктов РО в разделах не означает последова­тельность выполнения работ. Технологическая последовательность выполнения работ на каждой форме ТО или виде подготовки единичного самолета, которые приведены в Прило­жениях к РО.

1.5.4. Если объемы и периодичность выполнения работ, указанных в настоящем РО не соответствует объемам и периодичности работ, приведенных в паспортах, формулярах и ин­струкциях по эксплуатации комплектующих изделий самолета, необходимо руководство­ваться настоящим Регламентом.

1.5.5. Внесение изменений в РО производят в соответствии с рекомендациями ОСТ 5430054-88.

1.6. Система нумерации.

1.6.1. Система нумерации регламентных работ выполнена по ГОСТ 18675-79 и включа­ет цифровое и буквенное обозначения.

Цифровое обозначение определяет нумерацию объекта обслуживания, а буквенное обо­значение определяет регламентную работу, выполняемую на объекте.

Например:

— 026.00.00 — система «Противопожарное оборудование»

— 026.10.00 — подсистема «Средства пожарной сигнализации»

— 026.11.00 — часть подсистемы «Обнаружение пожара в отсеках»

— 026.11.10 — изделие «датчик пожарной сигнализации…»

— 026.11.11- блок (деталь) изделия «корпус датчика пожарной сигнализации…»

— 026.11.10А-Осмотр датчика…

— 026.11.1ОБ — Проверка функционирования датчика и т. д.

1.6.2. Место расположения объекта обслуживания на самолете обозначено в соответст­вии с требованиями ОСТ 100264-78. «Зоны. Крышки смотровых люков и панели самолета. Система обозначений».

Самолет условно разделен на зоны, подзоны и участки:

— зона включает основные части конструкции самолета;

— подзона — часть объема зоны;

— участок — часть объема подзоны.

Зонам присвоены номера 100, 200, 300 и т. д. Подзонам присвоены номера 10, 20, 30 и т. д. Участкам присвоены номера 1,2,3, и т. д.

Определитель места обслуживания введен в обозначение четвертой цифрой через дефис и обозначает расположение объекта (вверху, внизу, снаружи, внутри участка, подзоны, зо­ны).

Крышки люков, панелей обозначены буквенным индексом из двух прописных букв, первая из которых определяет крышку люка (панели), а вторая дополнительно указывает ме­сто расположения (В — вверху, Н — внизу, Л — слева, П — справа, С — внутри).

Пример обозначения места расположения объекта:

— 110 — нижняя половина фюзеляжа от носовой части до ниши переднего шасси;

— 111 — участок 1 нижней половины фюзеляжа в носовой части до ниши переднего шасси;

— 111-4 — верхняя часть участка снаружи;

— 111-4А-крышка люка А;

— 111-4АС — объект обслуживания находится в нижней носовой части фюзеляжа до ниши

переднего шасси в верхней части участка 1 под крышкой люка А.

Схема деления и перечень обозначения зон, подзон, участков, а также крышек люков и панелей приведены в Приложении 4 РО.

1 6.3. Бортовые точки обслуживания обозначены на самолете в соответствии с требова­ниями ОСТ 100212-76 «Обозначения условных точек обслуживания самолетов и вертоле­тов».

Условные обозначения бортовых точек состоят из знака и надписи, которые в зависимо­сти от назначения классифицированы на три группы:

1.Подсоединение СНО для заправки, зарядки систем, подсоединение буксировочных и переговорных средств.

2.Осмотр и контроль систем, расположение узлов конструкций, агрегатов, такелажных узлов самолета (вертолета).

3.Обеспечение безопасности обслуживающего персонала и сохранности самолета (верто­лета).

Цвета условных обозначений бортовых точек обслуживания по указанным группам сле­дующие:

1 — черный на светлом фоне или белый на темном;

2 — желтый;

3 — красный.

Условные знаки нанесены в центре соответствующей крышки люка (опасной зоны) или рядом с местом обслуживания.

1.6.4. С целью сокращения изложения содержания и введения машинной обработка рег­ламентных работ в РО введено кодирование работ. Кодирование работ выполнено цифро­выми обозначениями в соответствии с ОСТ 5430054-88.

Все работы, выполняемые на самолете, разделены на три вида:

1. Контроль состояния.

2. Технологическое обслуживание.

3. Поддержание и восстановление надежности.

Каждый вид работ разделен на группы по общности технологических признаков и приемов выполнения работ.

Группы работ разделены на подгруппы, конкретизированные к реально выполняемым на самолете работам.

Видам работ присвоены номера 100, 200 и 300, группам — номера 10, 20, 30 и т. д., под­группам 1, 2, 3 и т. д.,

Например:

— 100 — контроль технического состояния;

— 110 — визуальный контроль без применения инструментальных средств;

— 111 — внешний осмотр минимальной трудоемкости.

1.6.5. Содержание кодов регламентных работ определено ГОСТ 28056 и ОСТ 543054.

Таблица 4.11

Типовая карта РО иа вспомогательные работы

Пункт

РО

Наименование объекта обслуживания и работы

Вид работы

Место

рас­

поло­

жения

объ­

екта

Код

рабо­

ты

При

меча

ние

ВС

ОС

ов

012.00.00 012.10.00 012.10.00 А

Обслуживание Приемка-сдача самолета Установите входной трап

+

+

+

235

Вид работы

Место

Пункт

РО

Наименование объекта обслуживания и работы

ВС

ОС

ов

рас­

поло­

жения

объ­

екта

Код

рабо­

ты

При

меча

ние

012.10.00Б

012.10.00В

012.10.00Г

012.10.00Д

Осмотрите самолет и полу­чите от членов экипажа ин­формацию о техническом состоянии самолета. Озна­комьтесь с записями в борто­вом журнале

Совместно с экипажем про­верьте остаток топлива на борту и запишите остаток топлива в бортжурнал

Примите самолет от экипажа

Проверьте в кабине экипажа исходные положения кранов, рычагов и тумблеров управ­ления системами самолета, убедитесь, что все потреби­тели электроэнергии отклю­чены

+

+

+

+

+

111

212

245

112

012.10.00Е

Снимите аккумуляторы с са­молета для хранения их в те­плом помещении

+

243

Выполняется при стоянке бо­лее 12 ч

Таблица 4.12

Типовая карта РО на оперативное ТО

Пункт

РО

Наименование объекта обслужи­вания и работы

Форма об­служивания

Место

рас-

по­

ложе­

ния

объ­

екта

Код

ра­

бо­

ты

При-

меча

ние

Часы

нале­

та

Ка-

лен-

дар-

ный

срок

021.00.00

021.10.00

021.10.00А

Система кондиционирования воз­духа

Система наддува

Осмотрите агрегаты системы над­дува

300

4

112

Пункт

РО

Наименование объекта обслужи­вания и работы

Форма об­служивания

Место

распо

ложе-

ния

объ­

екта

Код

раб

о-ты

При-

меча

ние

Часы

нале­

та

Кале

ндар

ный

срок

021.20.00

Распределение

021.20.00Б

Осмотрите агрегаты системы рас-

300

4

112

пределения

021.20.00В

Проверьте функционирование аг-

ООО

12

140

регатов системы распределения

021.30.00

Регулирование давления

021.30.00А

Проверьте чистоту бортовых шту-

церов регуляторов и задатчиков

300

4

118

давления

021.30.00В

Проверьте функционирование ос-

новной системы регулирования

900

12

140

давления

021.30.00Г

Проверьте функционирование

дублирующей системы регулиро-

300

4

140

вания давления

021.30.00Д

Замените фильтроэлементы и уп-

лотнения системы регулирования

900

_

337

давления

Таблица 4.13

Типовая карта РО на периодическое ТО

Пункт

РО

Наименование объекта обслужи — вания и работы

Форма об­служивания

Место

распо-

ложе-

ния

объекта

Код

ра­

боты

При-

меча

ние

А,

А 2

Б

021.00.00

Система кондиционирования

воздуха

021.20.00

Распределение

+

112

021.20.00А

Осмотрите трубопроводы отбора

воздуха от двигателей, запорные

краны и заслонки

021.30.00

Регулирование давления

118

021.30.00А

Проверьте чистоту бортовых

штуцеров, регуляторов и задат-

_

__

+

чиков давления

Пункт

РО

Наименование объекта обслужи­вания и работы

Форма об­служивания

Место

распо-

Код

При-

меча

ние

А]

^2

Б

ложе-

ния

объекта

ра­

боты

021.30.00Б

Проверьте функционирование электромеханизмов регулирова­ния давления

+

132

021.50.00

Система охлаждения

021.50.00А

Проверьте уровень масла в тур­бохолодильниках и при необхо­димости дозаправьте

+

212

021.70.00

Система кондиционирования

021.70.00А

Выполните автоматизированный контроль системы кондициони­рования

+

131

На основе положений данного раздела сформирована структура видов и форм ТО всех отечественных типов ВС. Некоторые характеристики ТО приве­дены в таблицах 4.4 — 4.14 и на рис. 4.4 — 4.6.

N

Наименование работ

Кол-во

СНО

Время, мин

Ті,

п/п

спец-та

0

10

20

30

40

50

чел.-ч

1

2

Заземление самолета Пров-ка токосъема

3

1.2

0.017

0.067

3

и установка колод Подключение н аз-го

3

АПА

0.33

4

электропитания Проверка уровня г/ж, масла, ост. топлива

2

0.133

5

Подготовка к заправке

і

• •

0.017

ТОПЛИВОМ

б

Высадка пассажиров Осмотр па маршруту Заливка топливом

0.000 0 333

7

2.3

1

8

■ • • ■

0.250

9

10

Обслуживание з/о, пож. крана осв. отс.

4

"

0.267

Уборка салона /кабины/

0.000

11

Обслуживание

5

.

0.250

приборного

оборудования

0.000

0.017

0.000

0.017

12

1

13

Заключ-е работы по

14

15

заправке топливом Посадка пассажиров Осмотр антенн Р90

3

тт л 9 •

16

Слив отстоя

1

_

0.050

17

/после заправки/ Подготовка к запуску

1.3

.

■Ж

0.267

18

19

двигателей

Осмотр люков, дверей Отключение заземления

2

2

ШИ • • шш • •

0.017

0.017

20

Уборка колодок

3

0.017

21

Отключение наз-го электропитания

3

АЛА

0.017

— критические работы; — • •

■-•некритические работы

Итого;

1.783

Рис. 4.4. Технологический график транзитного ТО самолета Як-42

Подпись: ■ № П.П. Пункт РО і. 012.10.00А 2. 012.10.00Г 3. 012.10.00Д 4. 012.10.00Е 5. 012.20.00А 6. 010.10.00Г 7. 010.10.003 8. 010.20.00А 9. 010.20.00Б 10. 010.20.00В 11. 012.10.00Ж 12. 012.10.003 13. 012.10.00И 14. 012.10.00К 15. 012.20.000 image46"Подпись: Время

Рис. 4.5. Типовой технологический график выполнения вспомогательных работ по обеспечению стоянки — ОС

N

п/п

Наименование работ

Кол-во

сн

Время, мин

Ті,

чел.-ч

спец-то В (номер)

О

0

10

20

30

40

50

50

і

1

2

3

Установка колодок Заземление самолета Осмотр указателей грубой посадки

1.2

3

3

■ • • •

»

і

і

і

і

і

і

0.067

0.017

0.083

5

HbiuvlKa пассажиров Прослушивание роторов на выбеге

1.2 ‘

і

і

0.133

6

Осмотр стоек шасси

3

АП

НМ • •

П

і

0.167

0.133

7

Подключение наземного

1.2

і

8

электропитания

Осмотр гондол двигателей и

А

і

2

1

і

і

і

0.433

пилонов

Осмотр по маршруту Уборка салона /кабины/

9

10

і

і

0.000

и

Слив отстоя

Проверка работоспособности эл-го обор-я

Проверка работоспособности нав-х огней Осмотр антенн Р90

3

■Р • •

і

і

0 017

12

13

4

і

і

і

0.017

5

МІ • •

і

і

0.033

0.033

14

4

"

і

15

Подготовка к заправке

3

тз

" ’ М

і

16

17

Заливка топливом Осмотр РВП

3

3

ТЗ

і

і

і

0.183

0.033

18

Заключ-е работы по заправке топливом

1

ТЗ

і

і

_ і

0.017

0.000

19

Отстой топлива Проверка наддува гидробака Посадка пассажиров

і

20

_

• • {

0.000

21

22

23

24

25

Слив отстоя /после заправки/ Заключительный осмотр Отключение заземления Уборка колодок Отключение наземного

3

1.2

3

1.2

1.2

АП

■*

і

і

т

»

»

0.117

0.200

0.033

0.067

0.033

электропитания

А

критические работы; — 1— • •

• некритические работы;

« • • •

резерв времени

Итого:

2.350

Рис. 4.6. Технологический график транзитного ТО самолета Ил-86

Характеристики структуры ТОиР отечественных типов самолетов

п/п

Тип

самолета

Нал (срок СЛ’

маненный ресурс ужбы, л. ч/пос. (годы)

Межремонтный ресурс (срок службы, л. ч/пос. (годы)

Структура ТО

НРР

НРФ

НРИ

МРР

МРФ

МРИ

Оперативное

Периодическое

задано

фактически

задано

фактически

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Ил-86

30 000

(im

30 000

пт

30 000

пт

10 000

Не

установлен

Типовая

П 300, 900, 1800

пззз, 1000, 2000

10 000

10 000

10 000

IV J

40 000

2

Ил-76Т

30 000

Пт

20 000

пт

Свыше 20 лет

5000

5000

5000

пт

Не

установлен

Типовая

П 200, 600, 1200

ПЗЗЗ, 1000, 2000

10 000

7000

2500

IV J

2500

2500

3

Ил-62(М)

30 000

35 000

пх

45 000

6000

ґ<

10 000

12 000

Не

установлен

Типовая

П 200, 600, 1200

П 300, 900, 1800, 3600

7000

7500

vz-V

8500

tvJ

2000

(о;

2700

2700

4

Ил-18

25 000

пт

40 000

пт

Свыше 30 лет

4000

5000

Свыше 3 лег

Не

установлен

Типовая

П 100, 300, 900

П 300, 900, 1800

7000

18 000

W

2000

2500

5

Ил-96-300

60 000

——- (20)

15 000

24 000

——- (20)

6000

Не

установлен

Типовая

Типовая

0 300

П 500, 1500,

3000,12 000

6

Ил-114

45 000

——- (20)

45 000

6000

——— (5)

6000

Не

установлен

Типовая

Типовая

0 300

П 500, 3000,6000

7

Ил-103

14 000

——- (15)

20 000

14 000

5000

5000

Типовая

Типовая

П 50, 150, 300

П 50, 100, 300

20 000

?)

5000

IV;

5000

8

Ту-154Б

30 000

pm

37 500

45 000

6000

10 000

({Л

15 000

/ІЛ

He

установлен

Типовая

П 200, 600, 1200

П 300, 900, 1800

П600, 1200 год.

20 000

16 000

v/—V

18 000

4000

4000

6000

9

Ту-154М

30 000

30 000

nm

6000

____

10 000

____

15 000

He

установлен

Типовая

П 200, 600, 1200

П 300, 900, 1800

П 600, 1200 год.

15 000

15 000

P)

4000

P)

4000

Vі AJ

6000

10

Ту-134А

25 000

——- (20)

25 000

40 000

45 000

4000

6000

____ (A <

До

8,5 лет

He

установлен

Типовая

П 200, 600, 1200

ПЗЗЗ, 1000, 2000

25 000

30 000

KD)

4000

4000

11

Ту-204

45 000

——- (20)

30 000

5000

——- (5)

2000

He

установлен

Типовая

Типовая

0 500

0 300

12

Як-42

30 000

——- (20)

20 000

20 000

——- (20)

14 000

He

установлен

Типовая

Типовая

П 300, 900, 1800

0 600

13

Як-40

25 000

32 000

38 000

4000

r<

6000

9000

пл

Не

установлен

Типовая

П 200, 600, 1200

0 600

25 000

28 000

ly-v

35 000

IV;

4000

K°)

6000

Пт/

8000

14

Ан-124-100

8000

——- (15)

2000

He

установлен

Типовая

Типовая

Не

установлен

0 300

Окончание табл. 4.14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

15

Ан-12

20 000

——- (20)

10 000

35 000

43 000

мп

4000

4000

8000

/1<

He

установлен

Типовая

Не

установлен

0 300 или 0 600

13 500

К™)

16 000

w

2000

2000

2500

16

Ан-24

20 000

54 000

ИПЇ

60 000

60 000

5000

8000

/1 л

He

установлен

Типовая

Не

установлен

0 300 или 0 600

20 000

36 000

42 000

42 000

5000

6000

17

Ан-26

20 000

nm

30 000

36 000

nm

36 000

6000

8000

He

установлен

Типовая

П 200, 600, 1200

0 300 или 500

10 000

16 000

20 000

• yjv) 20 000

v-V

4000

5000

18

Ан-32

16 000

(4

16 000

4000

4000

7000

He

установлен

Типовая

П 200, 600

0 450

10 000

Iі D)

8000

KV

2000

3000

6000

19

Ан-74

30 000

——- (20)

15 000

10 000

——- (20)

5000

40 000

——- (20)

20 000

He

установлен

Типовая

Типовая

0 300

0 300

20

Ан-72

30 000

——- (20)

30 000

5000

——- (20)

5000

15 000

——- (20)

15 000

He

установлен

Типовая

Типовая

0 300

0 300

Подпись: о о
Примечание. Ресурсы: НРР и МРР — назначенный и межремонтный расчетные ресурсы, соответственно;

НРФ и МРФ — назначенный и межремонтный фактические ресурсы, соответственно;

НРИ н МРИ — назначенный и межремонтный индивидуальные ресурсы, соответветственно. Формы: П — пирамидальное построение структуры форм;

Ф — фазовое построение структуры форм.