ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВОГО РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС
В настоящее время структура и содержание РО различных типов ВС во многом определяется опытом и традициями разработчика ВС.
Одинаковые по назначению и технологиям выполнения регламентные работы формируются по-разному в зависимости от типа ВС даже одного класса и назначения, но других разработчиков. Унификация структуры и содержания РО, указанная выше, позволяет унифицировать (типизировать) не только принципы назначения работ ТО к выполнению, но и содержание и периодичность отдельных видов работ.
Анализ содержания регламентов ТО различных типов ВС показывает, что до 80% работ являются типовыми для всех регламентов, но одинаковые работы, выполняемые при ТО ВС различных типов, изложены по-разному, хотя конструкции ВС и условия их эксплуатации не определяют таких различий в одинаковых работах. Унификация содержания типовых работ обеспечит качество разработки РО различных типов ВС, качество выполнения ТО исполнителями по типовым технологиям при ТО различных типов ВС, а также сократит сроки разработки и корректировки РО при испытании и в эксплуатации. Решению указанных задач служит типовой регламент, разработанный автором как методический документ отрасли ГА.
Основные положения типового регламента ТО и условия его применения следующие.
Типовой регламент технического обслуживания (РО) самолета (вертолета) Г А разработан в качестве справочного документа в целях унификации структуры, оформления и основного содержания типовых регламентных работ при разработке или корректировке регламентов на конкретные типы воздушных судов.
Типовой РО разработан на основе действующих РО на самолеты и вертолеты ГА различных типов по результатам опыта их эксплуатации и в соответствии с требованиями действующих нормативных документов отрасли.
Типовой РО применяется в соответствии со следующими указаниями:
Все количественные и качественные характеристики типового РО (структура форм ТО и их периодичность, периодичность типовых работ) соответствуют наиболее распространенным их значениям в действующих РО на самолеты и вертолеты ГА, находящиеся в эксплуатации. Эти характеристики приведены в типовом РО для справки и определяют достигнутый уровень совершенства РО как базы для разработки или корректировки РО на конкретный тип ВС с учетом повышения эффективности его технической эксплуатации.
Перечень и периодичность регламентных работ на конкретный тип ВС не связаны с типовым РО и формируются в соответствии с действующими нормативными и методическими документами (МОСы к НЛГС и НЛГВ, руководство для конструкторов РДК-Э, стандарты и методики).
1. Раздел «Общие положения» типового РО определяет содержание данного раздела в любом РО на конкретный тип ВС и устанавливает единые правила назначения видов работ и форм ТО к выполнению в соответствии с ОСТ 54 30054—88, а также систему нумерации РО по ГОСТ 18675 (или АТА-100, документ FAA).
Структура РО на конкретный тип ВС определяется ТЗ на разработку данного типа ВС или согласованными планами работ на проведение НИР по корректировке существующего РО для ВС данного типа, поэтому типовая структура данного раздела дополняется количественными характеристиками условий назначения видов, форм ТО к выполнению, их составу и периодичности.
2. Раздел «Меры безопасности» типового РО определяет унифицированное содержание данного раздела для любых типов ВС ГА в соответствии с действующими нормативными документами (НТЭРАТ ГА, ОСТ’ы по ТБ и ОТ) и инструкциями общего назначения.
Содержание этого раздела уточняется в соответствии с особенностями назначения и условиями эксплуатации данного типа ВС и дополняется общими специальными мерами. Например, при ТО ВС, имеющего изделия с радиоактивными элементами, при ТО ВС, выполняющего авиахимработы с применением ядохимикатов или удобрений, и т. д.
Специальные меры безопасности при выполнении конкретных работ ТО на изделиях и системах ВС должны приводиться в соответствующих пунктах ТО на эти работы.
3. Раздел «Оперативное техническое обслуживание» типового РО определяет перечень типовых работ, выполняемых при оперативном ТО на большинстве эксплуатируемых типов ВС и отражающих сложившиеся в ГА объем и периодичность ТО, условия эксплуатации ВС и технический уровень отечественной авиационной техники.
Формирование перечня работ оперативного ТО и условий их назначения («+» или «-») производится в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, однако в случае выбора типовой работы, ее формулировка, код и оформление должны соответствовать типовому РО.
4. Раздел «Периодическое техническое обслуживание» типового РО определяет перечень типовых работ, выполняемых при периодическом ТО на большинстве эксплуатируемых типах ВС и соответствующих уровню отечественной авиационной техники.
Для всех систем ВС, кроме специальных систем вертолета, в типовом РО определена средняя периодичность. Для вертолетов периодичность выполнения работ на соответствующих системах примерно втрое ниже.
Формирование перечня работ периодического ТО производится по действующим методикам [60] и др., однако, при этом в случае выбора типовой работы ее формулировка должна соответствовать типовому РО.
Содержание типовых работ оперативного и периодического видов ТО применительно к конкретному ВС уточняется следующим образом, например:
■ типовая работа типового РО:
■ 029.20.00А — Осмотрите гидроагрегаты и трубопроводы вспомогательной гидросистемы;
■ работа РО конкретного типа ВС (Як-42):
■ 029.20.00А — Осмотрите гидроагрегаты и трубопроводы вспомогательной гидросистемы:
■ 029.20.10 — трубопровод к УГ122;
■ 029.20.20 — трубопровод к НС-46-3;
■ 029.20.30 — трубопровод от НС-46-3;
■ 029.21.00 — насосную станцию НС-46-3;
■ 029.22.00 — насосную станцию НС-55;
■ 029.23.00 — датчик давления НД-240;
■ 029.24.00 — обратный клапан ОК-6А;
■ 029.25.00 — предохранительный клапан РД-22;
■ 029.26.00-фильтр 14ГФ49Т-1 и т. д.
Работы РО конкретного типа ВС, которые отсутствуют в перечнях типовых работ, дополняются в соответствующие подсистемы работ типового РО с нумерацией по объектам обслуживания. Например, в подсистему 029.20.00 вводится нетиповая работа:
■ 029.21.00А — Проверьте внутреннюю герметичность насосной станции НС-46-3.
5. Раздел «Специальное техническое обслуживание» типового РО определяет перечень типовых особых случаев эксплуатации ВС, после которых выполняется специальное ТО. В этом разделе приведены особые ситуации эксплуатации, являющиеся общими для большинства типов ВС, находящихся в эксплуатации.
Дополнение типовых особых случаев эксплуатации специальными, свойственными только данному типу ВС и соответствующими этим случаям работами ТО, определит содержание раздела «Специальное ТО» для конкретного типа ВС.
6. Раздел «Техническое обслуживание при хранении» типового РО определяет типовое содержание и перечень типовых работ, выполняемых при хранении самолета.
7. Для каждого РО на конкретный тип ВС типовой РО применяется только в той части, которая соответствует особенностям конструкции и условий эксплуатации этого типа ВС, включая состав и перечень типовых работ. Если на конкретном типе ВС отсутствует какая-либо функциональная система, подсистема, либо она имеет другое конструктивно-схемное решение, то соответствующие им типовые работы типового РО не используются при формировании РО на этот тип ВС. Если, например, регламентные работы, в том числе проверки функционирования, на данном типе ВС выполняются встроенной системой контроля, имеющей самостоятельные функции, то данная система контроля кодируется по резервным разделам в соответствии с ГОСТ 18675, а соответствующие регламентные работы формируются на основе действующих методических и нормативных документов.
8. Область применения типового РО определяется в каждом конкретном случае для конкретного типа ВС участниками работ и на этапах, определенных программой ТОиР по данному типу ВС.
Ниже приводится типовое содержание раздела РО «Общие положения» и примеры типового оформления таблиц различных разделов РО.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение РО
1.1.1. Настоящий регламент технического обслуживания (РО) является основным эксплуатационным документом, определяющим объекты обслуживания (системы, подсистемы, изделия) самолета (тип) (под самолетом понимается и вертолет), перечень и периодичность выполняемых на них работ в соответствии с принятой системой технического обслуживания данного типа самолета.
1.1.2. РО составлен на самолет в целом. Объекты ТО, перечень и периодичность выполнения работ установлены для ожидаемых условий эксплуатации данного типа самолета и обеспечивают надежную и безопасную эксплуатацию самолета.
1.1.3. В РО включены все работы по ТО самолета, его систем и изделий, независимо от того, выполняют эти работы непосредственно на самолете или в лаборатории после демонтажа изделий. Все работы, включенные в РО, являются регламентными работами.
1.1.4. Регламентные работы выполняют в соответствии с установленной технологией. Технология выполнения работ является основным рабочим документом и оформлена в виде технологических карт, являющихся составной частью Руководства по технической эксплуатации. Номер технологической карты совпадает с номером пункта РО.
1.1.5. Качество выполнения регламентных работ исполнителями должно контролироваться ответственным лицом эксплуатационного авиапредприятия. Номенклатура контролируемых операций определяется технологической картой на выполнение каждой конкретной работы и устанавливается ведущим эксплуатационным авиапредприятием по данному типу самолета.
1.2. Структура РО
1.2.1. Структура РО определяет состав видов и форм ТО в реальных условиях эксплуатации и устанавливает правила назначения регламентных работ к выполнению.
1.2.2. РО самолета (тип) включает следующие виды ТО:
1. Оперативное ТО.
2. Периодическое ТО.
3. Специальное ТО.
4. ТО при хранении.
Оперативное и периодическое ТО составляют плановое ТО самолета при регулярной эксплуатации.
1.2.3. Оперативное ТО
1.2.3.1. Оперативное ТО включает вспомогательные работы и формы оперативного ТО.
Назначены следующие виды вспомогательных работ:
1. Работы по встрече — ВС.
2. Работы по обеспечению стоянки — ОС.
3. Работы по обеспечению вылета — ОВ.
Назначены следующие формы оперативного ТО:
1. Форма А) 2. Форма А2 3. Форма Б
1.2.3.2. Установлены следующие правила назначения видов вспомогательных работ к выполнению:
1.2.3.2.1. Работы по встрече самолета (ВС) выполняют непосредственно после каждой посадки.
Примечание. При учебно-тренировочных полетах и спецприменении самолета работы ВС выполняют при очередной заправке самолета топливом.
1.2.3.2.2. Работы по обеспечению стоянки (ОС) выполняют, если:
— продолжительность стоянки самолета до очередного вылета запланирована более (2 — 5) ч;
— самолет передается в АТБ для хранения или ТО;
— самолет перемещается на другую стоянку.
Примечание. При температуре наружного воздуха -25°С и ниже работы ОС выполняют при ожидаемом времени стоянки 1 ч и более.
1.2.3.2.3. Работы по обеспечению вылета (ОВ) самолета выполняют непосредственно перед каждым вылетом, после формы ТО или стоянки.
1.2.3.3. Установлены следующие правила назначения форм оперативного ТО к выполнению:
1.2.3.3.1. Работы по форме А, выполняют:
1. Перед каждым полетом (после каждой посадки) самолета, если не требуется выполнения более сложной формы ТО
или 2. При задержке вылета подготовленного к вылету самолета свыше 12 — 24 (в зависимости от типа самолета) ч
или 3. Перед полетом после периодического ТО.
Срок действия формы А) установлен 12-24 ч.
Примечание. При учебно-тренировочных полетах и спецприменении самолета форму А, выполняют при очередной заправке самолета топливом.
1.2.З. З.2. Работы по форме А2 выполняют:
1. После выполнения 5-15 обслуживании по форме А| или 2. Один раз в 1 — 3 суток при выполнении хотя бы одного полета в этот период или 3. Перед полетом после простоя самолета более 3-5 суток, если самолет не устанавливался на хранение
или 4. Перед полетом после специального ТО.
Срок действия формы А2 установлен 24 — 48 ч.
Примечание. При учебно-тренировочных полетах и спецприменении самолета форму А2 выполняют один раз в сутки по окончании (перед возобновлением) полетов.
1.2.3.3.3. Работы по форме Б выполняют:
1. Один раз в 10-20 суток регулярной эксплуатации (при выполнении хотя бы одного полета в сутки), если не требуется выполнять периодическое ТО. Указанный срок может быть продлен на количество нелетных суток, но не более пяти или 2. После наработки 100 — 150 посадок при учебно-тренировочных полетах или 3. Перед началом эксплуатации после поступления самолета в авиапредприятие с за — вода-изготовителя, ремонтного завода или другого предприятия или 4. Перед первым полетом после хранения.
Срок действия формы Б установлен 48 ч.
1.2.3.4. Подготовка самолета к полету обеспечивается последовательным выполнением вспомогательных работ и форм оперативного ТО. При регулярной эксплуатации самолета
назначают следующие виды подготовок к полету:
1. После посадки самолета выполняют ВС, форму А, (А2) и ОВ.
2. После посадки самолета выполняют ВС, ОС, форму А, (А2 или Б) и ОВ.
3. После посадки самолета выполняют ВС, форму А, (А2), ОС и ОВ.
Виды подготовок самолета к полету могут выполняться комплексно или с разделением во времени вспомогательных работ и оперативной формы.
1.2.3.5. Объем работ каждого вида вспомогательных работ и каждой оперативной формы ТО определяется как сумма работ, против которых в соответствующих графах таблиц раздела З РО стоит знак «+».
1.2.4. Периодическое ТО.
1.2.4.1. Периодическое ТО состоит из работ, выполняемых через интервалы наработки часов (календарных сроков службы) самолета
Базовая периодичность работ установлена единой для самолета, систем, изделий и оборудования и составляет (300 л. ч или 3 месяца) эксплуатации (для вертолета — 100 л. ч или 3 месяца эксплуатации).
1.2.4.2. Периодическое ТО формируется из основных работ, выполняемых через каждые (300±30 ч налета или 3±0,5 месяца эксплуатации) и дополнительных работ, необходимость выполнения которых определяется через каждые (600, 900, 1200 и т. д. ч налета или 3, 6, 9, 12 и т. д. месяцев эксплуатации) планера самолета (для вертолета — 100±Ю л. ч или 2±0,5 месяца и каждые 200, 300 и т. д. л. ч, 4, 6, 8 и т. д. месяцев).
1.2.4.3. Работы периодического ТО сгруппированы в периодические формы ТО, включающие базовую и последующие периодические формы ТО.
Базовая периодическая форма ТО определяется как сумма работ, против которых в графах «Периодичность выполнения» таблицы раздела 4 РО стоят цифры («300» или «3») (для вертолета-«100» или «2»),
Объем дополнительных работ определяется по аналогии, с периодичностью в графах таблицы раздела 4 РО 600, 900, 1200 и т. д. или 6, 9, 12 и т. д., соответственно (для вертолета цифры в л. ч уменьшаются втрое и в месяцах — в 1,5 раза).
Последующие за базовой периодические формы ТО определяются как сумма работ базовой формы и дополнительных работ, необходимость выполнения которых появилась или повторилась при данной наработке планера самолета
1.2.4.4. Полный цикл периодических форм ТО равен наработке часов (календарному сроку службы) самолета до первой ремонтной формы. При отработке периода эксплуатации самолета между двумя смежными ремонтными формами цикл периодических форм ТО повторяется.
1.2.4.5. Для новых самолетов и самолетов, прошедших ремонт, периодическое ТО в цикле назначают с базовой формы ТО. Отсчет циклов ведут:
— для новых самолетов — с начала эксплуатации;
— для самолетов, прошедших ремонт — с последнего ремонта.
Исчисление наработки (срока службы) самолета для каждой последующей формы периодического ТО ведут от цифр, кратных базовой периодичности, (т. е. от цифр 600, 900, 1200 и т. д. ч налета или 6, 9, 12 и т. д. месяцев эксплуатации) независимо от того, с каким допуском выполнялась предыдущая форма периодического ТО (для вертолета исчисление от цифр 200, 300, 400 и т. д. л. ч или 4, 6, 8 месяцев).
1.2.4.6. На самолетах, постоянно выполняющих учебно-тренировочные полеты, периодическое ТО назначается по количеству посадок с базовой периодичностью через каждые (300) посадок, если за указанное количество посадок самолет не налетал (80%) количества часов, необходимого для выполнения периодического ТО по налету часов (см. пункты раздела 4 РО, в которых периодичность задана в л. ч) (для вертолета — через каждые 200-300 посадок).
1.2.4.7. Периодическое ТО самолета назначается по календарным срокам, если за соответствующий календарный период самолет не налетал (50%) количества часов, необходимого для выполнения периодического ТО по налету часов (см. пункты раздела 4 РО, в которых периодичность задана в часах налета и календарных сроках).
1.2.4.8. При назначении периодического ТО по наработке работы периодического ТО, периодичность которых установлена только по календарным срокам (см. пункты раздела 4 РО), выполняют по наработке самолета, если за соответствующую наработку календарный период составил более 50% установленного календарного срока данной работы. В противном случае данная работа выполняется на ближайшей следующей периодической форме ТО, назначенной по наработке самолета.
1.2.4.9. При переводе самолета, ранее обслуживающегося по наработке на обслуживание по календарным срокам, отсчет календарных периодов ведут от последней выполненной по наработке формы периодического ТО и начинают с выполнения по календарному сроку формы ТО, следующей за последней, выполненной по наработке форме ТО. При возобновлении интенсивной эксплуатации обратный переход на периодическое ТО по наработке производят при наработке самолета, соответствующей ближайшей следующей с начала цикла по наработке форме ТО.
1.2.4.10. Работы по смазке соединений и узлов систем и изделий производят в объемах и с периодичностью по часам налета, в соответствии с указаниями в картах смазки (Приложе — ■ние к РО). При выполнении периодического ТО по посадкам или календарным срокам работы по смазке выполняют:
— назначенные через (300 л. ч —>• через каждые 300 посадок или 3 месяца);
— назначенные через (600 л. ч —^ через каждые 600 посадок или 6 месяцев);
— и т. д. (для вертолетов по анатогии).
1.2.4.11. Допускается поэтапное выполнение работ периодических форм ТО методами равной трудоемкости или равной продолжительности (поэтапное обслуживание) при условии сохранения заданной периодичности выполнения каждой работы в пределах полного цикла периодических форм ТО.
1.2.5. Специальное ТО.
1.2.5.1. Специальное ТО назначают после особых случаев эксплуатации (грубая посадка, посадка с превышением массы, полет в интенсивной турбулентности, превышение эксплуатационных перегрузок, штормовые условия на земле, попадание в грозу, столкновение с птицами) или при изменении условий эксплуатации (подготовка к сезонной эксплуатации — ВЛН или ОЗН).
В остальных особых случаях специальное ТО назначают по решению комиссии.
1.2.5.2. Объем работ специального ТО определяется как сумма работ, против которых в графе, соответствующей данной особой ситуации стоит знак «+»(см. раздел 5 РО).
1.2.5.3. Комплексы работ по подготовке самолета к полетам после особых случаев эксплуатации, начиная с момента определения и классификации особого случая и назначения объема работ специального ТО могут быть следующие:
1. Выполняют специальное ТО, затем форму А2 и ОВ.
2. Выполняют специальное ТО, затем ОС, форму А2 и ОВ.
3. Выполняют специальное ТО, затем форму А2, ОС и ОВ.
1.2.6. ТО при хранении.
1.2.6.1. ТО при хранении назначают по календарным срокам хранения самолета.
Работы ТО при хранении включают:
— работы по подготовке самолета к хранению;
— работы, выполняемые на самолете в процессе хранения;
— работы по подготовке самолета к полетам после хранения.
Время хранения самолета не учитывается при отсчете календарных сроков для назначения периодического ТО, но засчитывается в календарный срок службы самолета (назначенный и межремонтный).
1.2.6.2. Работы, выполняемые на самолете в процессе хранения, назначают по следующим срокам хранения:
— через каждые (30±3) дня;
— через каждые (90±10) дней;
— через каждые (180±20) дней.
Объем работ, выполняемых в процессе хранения, определяется как сумма работ, против которых в графе, соответствующей сроку хранения стоит знак «+». (см. раздел 6 РО).
1.2.6.3. При подготовке самолета к полетам после хранения, независимо от срока хранения, выполняют оперативную форму Б и далее выполняют работы в соответствии с оперативными видами подготовок.
1.3. Технические условия на выполнение регламентных работ.
1.3.1. При выполнении каждого вида технического обслуживания самолета должны быть устранены отказы и неисправности, выявленные экипажем в полете и обнаруженные при техническом обслуживании, с которыми не допускается дальнейшая эксплуатация самолета.
В тех случаях, когда устранение неисправности нарушает регулярность полетов допускается руководствоваться перечнями допустимых отказов и неисправностей, с которыми разрешается завершение рейса, полеты до очередной формы Б оперативного ТО или до очередной формы периодического ТО.
Решение о вылете с отказом или неисправностью, с которыми разрешается завершение рейса, принимается экипажем в соответствии с РЛЭ.
1.3.2. При выполнении формы Б оперативного ТО и всех форм периодического ТО должна проводиться проверка наработки двигателей, масел и всех агрегатов, имеющих ограниченный ресурс (срок службы) менее ресурса (срока службы) самолета с целью их своевременной замены.
1.3.3. При замене двигателей (двигателя) на самолете должны выполняться работы, связанные непосредственно с заменой двигателей (двигателя) и работы, которые требуются к выполнению по наработке планера.
Подготовка самолета к применению после замены двигателей (двигателя) и последующие обслуживания замененных двигателей (двигателя) должны выполняться по наработке планера.
1.3.4. При выполнении работ, связанных с регулировкой или заменой агрегатов в системах управления самолетом и двигателями, должны выполняться проверки на соответствие положения управляемого элемента положению командного органа. Должна быть выполнена проверка действия органов управления самолетом до крайних положений с обоих мест пилотов.
1.3.5. После демонтажа — монтажа агрегатов и фильтров топливных, масляных, гидравлических и др. систем, работающих под давлением, должна производиться проверка герметичности систем.
1.3.6. При замене агрегата всех функциональных систем должна выполняться проверка работоспособности вновь установленного агрегата и проверка функционирования данной системы, (подсистемы), а также систем, взаимосвязанных с той, в которой, установлен агрегат.
1.3.7. Все работы на самолете, его изделиях и оборудовании должны выполняться с использованием исправного маркированного инструмента, СНО, КПА и механизации, предусмотренной технологическими картами, инструкциями, бюллетенями, действующими для данного типа самолета.
1.3.8. Самолеты, на которых не проводятся работы по ТО, должны быть заглушены, обесточены и заземлены стационарными устройствами. Выходные двери и крышки люков этих самолетов должны быть закрыты на замки и, при необходимости, опечатаны.
1.4. Общие требования по организации и проведению контроля качества выполнения регламентных работ.
1.4.1. Качественное выполнение в полном объеме регламентных работ должно обеспечивать поддержание заданного уровня надежности и готовности самолетов.
1.4.2. Техническое обслуживание самолета должно производиться инженерно — техническим составом, имеющим допуск к обслуживанию) самолетов данного типа и несущим ответственность за полноту и качество выполняемых работ.
1.4.3. Каждая регламентная работа должна выполняться в полном объеме в последовательности технологических операций, установленных технологической картой. Ответствен-
ность за качество выполнения работ возлагается единолично на исполнителя, а там, где технологической картой предусмотрен контроль качества ТО вышестоящим должностным лицом, персональную ответственность несут исполнитель и контролирующий. Указанные требования о контроле и ответственности распространяются на все виды работ ТО, в том числа и непредусмотренные регламентом. Объем, технология выполнения и контроль качества дополнительных к регламенту работ должны определяться документом, на основании которого они выполняются.
1.4.4. Контроль качества выполнения регламентных работ определяется технологической картой и устанавливается эксплуатационным авиапредприятием.
Контроль качества выполнения одной работы может выполняться пооперационно или по конечной (наиболее важной) операции и по работе в целом и должен возлагаться на одного контролирующего.
1.4.5. Рекомендуемое распределение работ по контролю качества ТО планера, систем и силовых установок между контролирующими эксплуатационного авиапредприятия приводится в табл. 4.10.
Таблица 4.10
|
1.4.6. Проверку качества выполнения работы контролирующий проводит в присутствии исполнителя данной работы.
1.4.7. Качество выполнения работы и их контроль исполнитель и контролирующий должны подтвердить подписями в соответствующем документе, на основании которого проводилась данная работа.
1.4.8. Трудоемкость работ по контролю качества не включена в нормативную трудоем
ко
кость выполнения каждой работы, указанную в технологических картах.
1.5. Связь регламента ТО с другой эксплуатационной и ремонтной документацией самолета.
1.5.1. Цифровая нумерация пунктов регламентных работ и объектов обслуживания совпадет с нумерацией разделов Руководства по технической эксплуатации самолета, двигателей и изделий (РЭ).
1.5.2. Нумерация регламентных работ включает в себя буквенные обозначения. Каждому номеру пункта регламента с буквенным обозначением соответствует технологическая карта, являющаяся составной частью Руководства по технической эксплуатации.
1.5.3. Последовательность расположения пунктов РО в разделах не означает последовательность выполнения работ. Технологическая последовательность выполнения работ на каждой форме ТО или виде подготовки единичного самолета, которые приведены в Приложениях к РО.
1.5.4. Если объемы и периодичность выполнения работ, указанных в настоящем РО не соответствует объемам и периодичности работ, приведенных в паспортах, формулярах и инструкциях по эксплуатации комплектующих изделий самолета, необходимо руководствоваться настоящим Регламентом.
1.5.5. Внесение изменений в РО производят в соответствии с рекомендациями ОСТ 5430054-88.
1.6. Система нумерации.
1.6.1. Система нумерации регламентных работ выполнена по ГОСТ 18675-79 и включает цифровое и буквенное обозначения.
Цифровое обозначение определяет нумерацию объекта обслуживания, а буквенное обозначение определяет регламентную работу, выполняемую на объекте.
Например:
— 026.00.00 — система «Противопожарное оборудование»
— 026.10.00 — подсистема «Средства пожарной сигнализации»
— 026.11.00 — часть подсистемы «Обнаружение пожара в отсеках»
— 026.11.10 — изделие «датчик пожарной сигнализации…»
— 026.11.11- блок (деталь) изделия «корпус датчика пожарной сигнализации…»
— 026.11.10А-Осмотр датчика…
— 026.11.1ОБ — Проверка функционирования датчика и т. д.
1.6.2. Место расположения объекта обслуживания на самолете обозначено в соответствии с требованиями ОСТ 100264-78. «Зоны. Крышки смотровых люков и панели самолета. Система обозначений».
Самолет условно разделен на зоны, подзоны и участки:
— зона включает основные части конструкции самолета;
— подзона — часть объема зоны;
— участок — часть объема подзоны.
Зонам присвоены номера 100, 200, 300 и т. д. Подзонам присвоены номера 10, 20, 30 и т. д. Участкам присвоены номера 1,2,3, и т. д.
Определитель места обслуживания введен в обозначение четвертой цифрой через дефис и обозначает расположение объекта (вверху, внизу, снаружи, внутри участка, подзоны, зоны).
Крышки люков, панелей обозначены буквенным индексом из двух прописных букв, первая из которых определяет крышку люка (панели), а вторая дополнительно указывает место расположения (В — вверху, Н — внизу, Л — слева, П — справа, С — внутри).
Пример обозначения места расположения объекта:
— 110 — нижняя половина фюзеляжа от носовой части до ниши переднего шасси;
— 111 — участок 1 нижней половины фюзеляжа в носовой части до ниши переднего шасси;
— 111-4 — верхняя часть участка снаружи;
— 111-4А-крышка люка А;
— 111-4АС — объект обслуживания находится в нижней носовой части фюзеляжа до ниши
переднего шасси в верхней части участка 1 под крышкой люка А.
Схема деления и перечень обозначения зон, подзон, участков, а также крышек люков и панелей приведены в Приложении 4 РО.
1 6.3. Бортовые точки обслуживания обозначены на самолете в соответствии с требованиями ОСТ 100212-76 «Обозначения условных точек обслуживания самолетов и вертолетов».
Условные обозначения бортовых точек состоят из знака и надписи, которые в зависимости от назначения классифицированы на три группы:
1.Подсоединение СНО для заправки, зарядки систем, подсоединение буксировочных и переговорных средств.
2.Осмотр и контроль систем, расположение узлов конструкций, агрегатов, такелажных узлов самолета (вертолета).
3.Обеспечение безопасности обслуживающего персонала и сохранности самолета (вертолета).
Цвета условных обозначений бортовых точек обслуживания по указанным группам следующие:
1 — черный на светлом фоне или белый на темном;
2 — желтый;
3 — красный.
Условные знаки нанесены в центре соответствующей крышки люка (опасной зоны) или рядом с местом обслуживания.
1.6.4. С целью сокращения изложения содержания и введения машинной обработка регламентных работ в РО введено кодирование работ. Кодирование работ выполнено цифровыми обозначениями в соответствии с ОСТ 5430054-88.
Все работы, выполняемые на самолете, разделены на три вида:
1. Контроль состояния.
2. Технологическое обслуживание.
3. Поддержание и восстановление надежности.
Каждый вид работ разделен на группы по общности технологических признаков и приемов выполнения работ.
Группы работ разделены на подгруппы, конкретизированные к реально выполняемым на самолете работам.
Видам работ присвоены номера 100, 200 и 300, группам — номера 10, 20, 30 и т. д., подгруппам 1, 2, 3 и т. д.,
Например:
— 100 — контроль технического состояния;
— 110 — визуальный контроль без применения инструментальных средств;
— 111 — внешний осмотр минимальной трудоемкости.
1.6.5. Содержание кодов регламентных работ определено ГОСТ 28056 и ОСТ 543054.
Таблица 4.11 Типовая карта РО иа вспомогательные работы
|
Вид работы |
Место |
||||||
Пункт РО |
Наименование объекта обслуживания и работы |
ВС |
ОС |
ов |
рас поло жения объ екта |
Код рабо ты |
При меча ние |
012.10.00Б 012.10.00В 012.10.00Г 012.10.00Д |
Осмотрите самолет и получите от членов экипажа информацию о техническом состоянии самолета. Ознакомьтесь с записями в бортовом журнале Совместно с экипажем проверьте остаток топлива на борту и запишите остаток топлива в бортжурнал Примите самолет от экипажа Проверьте в кабине экипажа исходные положения кранов, рычагов и тумблеров управления системами самолета, убедитесь, что все потребители электроэнергии отключены |
+ + |
+ + |
+ |
111 212 245 112 |
||
012.10.00Е |
Снимите аккумуляторы с самолета для хранения их в теплом помещении |
+ |
243 |
Выполняется при стоянке более 12 ч |
Таблица 4.12 |
Типовая карта РО на оперативное ТО
|
Пункт РО |
Наименование объекта обслуживания и работы |
Форма обслуживания |
Место распо ложе- ния объ екта |
Код раб о-ты |
При- меча ние |
|
Часы нале та |
Кале ндар ный срок |
|||||
021.20.00 |
Распределение |
|||||
021.20.00Б |
Осмотрите агрегаты системы рас- |
300 |
4 |
112 |
||
пределения |
||||||
021.20.00В |
Проверьте функционирование аг- |
ООО |
12 |
140 |
||
регатов системы распределения |
||||||
021.30.00 |
Регулирование давления |
|||||
021.30.00А |
Проверьте чистоту бортовых шту- |
|||||
церов регуляторов и задатчиков |
300 |
4 |
118 |
|||
давления |
||||||
021.30.00В |
Проверьте функционирование ос- |
|||||
новной системы регулирования |
900 |
12 |
140 |
|||
давления |
||||||
021.30.00Г |
Проверьте функционирование |
|||||
дублирующей системы регулиро- |
300 |
4 |
140 |
|||
вания давления |
||||||
021.30.00Д |
Замените фильтроэлементы и уп- |
|||||
лотнения системы регулирования |
900 |
_ |
337 |
|||
давления |
Таблица 4.13 |
Типовая карта РО на периодическое ТО
|
Пункт РО |
Наименование объекта обслуживания и работы |
Форма обслуживания |
Место распо- |
Код |
При- меча ние |
||
А] |
^2 |
Б |
ложе- ния объекта |
ра боты |
|||
021.30.00Б |
Проверьте функционирование электромеханизмов регулирования давления |
— |
— |
+ |
132 |
||
021.50.00 |
Система охлаждения |
||||||
021.50.00А |
Проверьте уровень масла в турбохолодильниках и при необходимости дозаправьте |
— |
— |
+ |
212 |
||
021.70.00 |
Система кондиционирования |
||||||
021.70.00А |
Выполните автоматизированный контроль системы кондиционирования |
— |
— |
+ |
131 |
На основе положений данного раздела сформирована структура видов и форм ТО всех отечественных типов ВС. Некоторые характеристики ТО приведены в таблицах 4.4 — 4.14 и на рис. 4.4 — 4.6.
N |
Наименование работ |
Кол-во |
СНО |
Время, мин |
Ті, |
||||||
п/п |
спец-та |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
чел.-ч |
|||
1 2 |
Заземление самолета Пров-ка токосъема |
3 1.2 |
“ |
0.017 0.067 |
|||||||
3 |
и установка колод Подключение н аз-го |
3 |
АПА |
— |
0.33 |
||||||
4 |
электропитания Проверка уровня г/ж, масла, ост. топлива |
2 |
0.133 |
||||||||
5 |
Подготовка к заправке |
і |
— |
• • |
0.017 |
||||||
ТОПЛИВОМ |
|||||||||||
б |
Высадка пассажиров Осмотр па маршруту Заливка топливом |
0.000 0 333 |
|||||||||
7 |
2.3 1 |
||||||||||
8 |
■ • • ■ |
0.250 |
|||||||||
— |
|||||||||||
9 10 |
Обслуживание з/о, пож. крана осв. отс. |
4 |
" |
0.267 |
|||||||
Уборка салона /кабины/ |
— |
— |
0.000 |
||||||||
11 |
Обслуживание |
5 |
. |
0.250 |
|||||||
приборного оборудования |
0.000 0.017 0.000 0.017 |
||||||||||
12 |
1 |
||||||||||
13 |
Заключ-е работы по |
||||||||||
14 15 |
заправке топливом Посадка пассажиров Осмотр антенн Р90 |
3 |
— |
тт л 9 • |
|||||||
16 |
Слив отстоя |
1 |
_ |
0.050 |
|||||||
17 |
/после заправки/ Подготовка к запуску |
1.3 |
. |
■Ж |
0.267 |
||||||
18 19 |
двигателей Осмотр люков, дверей Отключение заземления |
2 2 |
— |
ШИ • • шш • • |
0.017 0.017 |
||||||
20 |
Уборка колодок |
3 |
— |
— |
0.017 |
||||||
21 |
Отключение наз-го электропитания |
3 |
АЛА |
0.017 |
|||||||
— критические работы; — • • |
■-•некритические работы |
Итого; |
1.783 |
Рис. 4.4. Технологический график транзитного ТО самолета Як-42 |
Рис. 4.5. Типовой технологический график выполнения вспомогательных работ по обеспечению стоянки — ОС
N п/п |
Наименование работ |
Кол-во |
сн |
Время, мин |
Ті, чел.-ч |
|||||||
спец-то В (номер) |
О |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
50 і |
||||
1 2 3 |
Установка колодок Заземление самолета Осмотр указателей грубой посадки |
1.2 3 3 |
— |
■ ■ • • • |
» і і і і і і |
0.067 0.017 0.083 |
||||||
5 |
HbiuvlKa пассажиров Прослушивание роторов на выбеге |
1.2 ‘ |
— |
— |
і і |
0.133 |
||||||
6 |
Осмотр стоек шасси |
3 |
АП |
НМ • • |
П і |
0.167 0.133 |
||||||
7 |
Подключение наземного |
1.2 |
і |
|||||||||
8 |
электропитания Осмотр гондол двигателей и |
А |
і |
|||||||||
2 1 |
— |
і і і |
0.433 |
|||||||||
пилонов Осмотр по маршруту Уборка салона /кабины/ |
||||||||||||
9 10 |
— |
і і |
0.000 |
|||||||||
— |
||||||||||||
и |
Слив отстоя Проверка работоспособности эл-го обор-я Проверка работоспособности нав-х огней Осмотр антенн Р90 |
3 |
— |
■Р • • |
і і |
0 017 |
||||||
12 13 |
4 |
і і і |
0.017 |
|||||||||
5 |
МІ • • |
і і |
0.033 0.033 |
|||||||||
14 |
4 |
" |
і |
|||||||||
15 |
Подготовка к заправке |
3 |
тз |
" ’ М |
і |
|||||||
16 17 |
Заливка топливом Осмотр РВП |
3 3 |
ТЗ |
і і і |
0.183 0.033 |
|||||||
18 |
Заключ-е работы по заправке топливом |
1 |
ТЗ |
і і _ і |
0.017 0.000 |
|||||||
19 |
Отстой топлива Проверка наддува гидробака Посадка пассажиров |
“ |
• |
і |
||||||||
20 |
_ |
• • { |
0.000 |
|||||||||
21 22 23 24 25 |
Слив отстоя /после заправки/ Заключительный осмотр Отключение заземления Уборка колодок Отключение наземного |
3 1.2 3 1.2 1.2 |
АП |
■* і і т » » |
0.117 0.200 0.033 0.067 0.033 |
|||||||
электропитания |
А |
|||||||||||
критические работы; — 1— • • |
• некритические работы; |
« • • • |
резерв времени |
Итого: |
2.350 |
Рис. 4.6. Технологический график транзитного ТО самолета Ил-86
Характеристики структуры ТОиР отечественных типов самолетов
|
7 |
Ил-103 |
14 000 ——- (15) 20 000 |
14 000 |
— |
5000 |
5000 |
— |
Типовая |
Типовая |
П 50, 150, 300 |
П 50, 100, 300 |
20 000 |
?) 5000 |
IV; 5000 |
|||||||||
8 |
Ту-154Б |
30 000 pm |
37 500 |
45 000 |
6000 |
10 000 ({Л |
15 000 /ІЛ |
He установлен |
Типовая |
П 200, 600, 1200 |
П 300, 900, 1800 П600, 1200 год. |
20 000 |
16 000 |
v/—V 18 000 |
4000 |
4000 |
6000 |
||||||
9 |
Ту-154М |
30 000 |
30 000 nm |
— |
6000 ____ |
10 000 ____ |
15 000 |
He установлен |
Типовая |
П 200, 600, 1200 |
П 300, 900, 1800 П 600, 1200 год. |
15 000 |
15 000 |
P) 4000 |
P) 4000 |
Vі AJ 6000 |
|||||||
10 |
Ту-134А |
25 000 ——- (20) 25 000 |
40 000 |
45 000 |
4000 |
6000 ____ (A < |
До 8,5 лет |
He установлен |
Типовая |
П 200, 600, 1200 |
ПЗЗЗ, 1000, 2000 |
25 000 |
30 000 |
KD) 4000 |
4000 |
||||||||
11 |
Ту-204 |
45 000 ——- (20) 30 000 |
5000 ——- (5) 2000 |
— |
He установлен |
— |
— |
Типовая |
Типовая |
0 500 |
0 300 |
12 |
Як-42 |
30 000 ——- (20) 20 000 |
20 000 ——- (20) 14 000 |
— |
He установлен |
— |
— |
Типовая |
Типовая |
П 300, 900, 1800 |
0 600 |
13 |
Як-40 |
25 000 |
32 000 |
38 000 |
4000 r< |
6000 |
9000 пл |
Не установлен |
Типовая |
П 200, 600, 1200 |
0 600 |
25 000 |
28 000 |
ly-v 35 000 |
IV; 4000 |
K°) 6000 |
Пт/ 8000 |
||||||
14 |
Ан-124-100 |
8000 ——- (15) 2000 |
— |
He установлен |
— |
— |
Типовая |
Типовая |
Не установлен |
0 300 |
Окончание табл. 4.14
|
Примечание. Ресурсы: НРР и МРР — назначенный и межремонтный расчетные ресурсы, соответственно;
НРФ и МРФ — назначенный и межремонтный фактические ресурсы, соответственно;
НРИ н МРИ — назначенный и межремонтный индивидуальные ресурсы, соответветственно. Формы: П — пирамидальное построение структуры форм;
Ф — фазовое построение структуры форм.