PHOENIX
Великобритания |
БПЛА Phoenix («Феникс») предназначен для наблюдения, обнаружения, распознавания и слежения за целями в реальном масштабе времени круглосуточно в интересах артиллерийского полка дивизии и целеуказания ракетным системам залпового огня. Кроме того, на БПЛА могут возлагаться задачи по осуществлению радиоэлектронной разведки и РЭП, подавлению систем ПВО, ведению химической, бактериологической и радиационной разведки, радиоретрансляции. На вооружение БПЛА принят в 1998 г.
В составе каждого артиллерийского полка общевойсковых дивизий сухопутных войск Великобритании имеется взвод БПЛА, куда входят две-три лет-
— Л’
ные секции — основное тактическое подразделение, которое включает два расчета: первый —управления и пуска, второй — поиска и спасения БПЛА.
Расчет управления БПЛА располагает двумя автомашинами с прицепами. Пункт управления размещается в пуленепробиваемом контейнере, установленном на автомобиле, который оборудован системами защиты от воздействия мощного электромагнитного импульса и оружия массового поражения. Являясь командным пунктом летной секции, он обеспечивает управление полетом БПЛА, прием и обработку полученных с помощью аппарата разведывательных данных, выдачу целеуказания и корректировку огня подразделений артиллерийского полка, в интересах которого он используется. Для решения последней задачи система связи полетной секции сопряжена с системой управления огнем артиллерийского полка.
Пункт управления имеет три боевых поста (БП): оператора управления выполнением задачи, дешифровальщика принятых изображений и оператора управления полетом. БП оснащены одинаковыми дисплеями. на которых в различных масштабах может высвечиваться карта местности, положение на ней БПЛА и целей. Пункт управления оборудован ав томатизированными устройствами, облегчающими решение задач поиска, обнаружения и распознавания целей, а управление аппаратом упрощено благодаря использованию автономного или командного режима управления полетом, не требующего пилотажных навыков. Обслуживающий персонал насчитывает четыре человека.
В походном положении автомобиль буксирует прицеп с агрегатом электропитания, а автомашина
Подготовка БИЛЛ к запуску |
«Лэнд Ровер» — прицеп, где располагается терминал связи. Последний оснащен моноимпульсной РЛС с остронаправленной антенной, работающей в диапазоне ЗО гіц и предназначенной для отслеживания местонахождения БПЛА, обеспечения засекреченной цифровой связи управления полетом и аппаратурой в подвесном контейнере, а также для приема видеосигналов в реальном масштабе времени и данных о состоянии летательного аппарата. РЛС обеспечивает отслеживание БПЛА по азимуту и дальности, а угол места определяется с учетом дальности и высоты полета, значения которых передаются с его борта.
Расчет пуска и спасения БПЛА включает три автомашины, одна из которых оборудована пусковой установкой, подъемным краном, пневматической и гидравлической катапультами, пусковой рампой, аппаратурой
— JL
запуска двигателя, встроенным оборудованием провер ки работоспособности БПЛА и аппаратурой программирования полета.
С целью повышения живучести компонентов летной секции расчеты обычно рассредоточиваются на местности. Так, связной терминал может находиться на удалении до 1 км от наземного пункта управления, а пусковая установка — до 20 км.
БПЛА «Феникс» обладает малой визуальной, радиолокационной, инфракрасной и акустической заметностью, создан по двухблочной схеме и снабжен двухтактным бензиновым двигателем мощностью 25 л. с. Выполненный из композиционных материалов планер БПЛА имеет модульную конструкцию, что позволяет быстро заменять узлы, поврежденные
РЛС сопровож дения БПЛА |
Летная секция БПЛА «Феникс» |
при приземлении. Время подготовки к запуску после доставки первого летательного аппарата к ПУ — 58 минут. второго БПЛА (с этой же пусковой установки) — 8 минут. Хранение и транспортировка БПЛА осуществляются в разобранном виде в контейнерах, защищенных от мощных электромагнитных импульсов. Сменный контейнер с полезной нагрузкой до 45 кг, располагающийся снизу, рассчитан на стартовые перегрузки до 10g. В его состав входят: ИК-камера с полем зрения 40-60° (диапазона волн 8-14 мкм); телеобъ-
— X’
ектив с переменным фокусным расстоянием и увеличением в 2,5-10 раз; 16-разрядный процессор; автоматически переключаемые передняя и задняя антенны передачи данных, обеспечивающие остронаиравлен — ную засекреченную связь. Контейнер в полете стабилизирован по крену в двух плоскостях. Тепловизионная камера и телеобъектив установлены на поворотной турели, позволяющей управлять с земли их сканированием в пределах 360° по азимуту и углу места. В зависимости от решаемых задач в полете может использоваться режим автоматического сканирования но углу места или с заранее установленным утлом наклона к горизонту.
Полет выполняется по командам с земли или по заранее составленной программе. Приземление — на парашюте.
БПЛА «Феникс» также принят на вооружение сухопутных войск Нидерландов. В боевых условиях он впервые использовался в ходе военных действий НАТО в Косово.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла, м………………………………………………… 4,20
Длина, м……………………………………………………………… ЗДО
Высота, м………………………………………………………….. 0,86
Масса, кг…………………………………………………………… 140
Скорость, км/ч:
максимальная………………………………………………. 185
крейсерская………………………………………….. 110-155
Радиус действия, км……………………………………………… 50
Продолжительность полета, ч…………………………………… 4
Практический потолок, м………………………………. 12 750
Полезная нагрузка, кг……………………………………………. 45