PHOENIX

Великобритания

PHOENIX

БПЛА Phoenix («Феникс») предназначен для на­блюдения, обнаружения, распознавания и слежения за целями в реальном масштабе времени круглосуточ­но в интересах артиллерийского полка дивизии и це­леуказания ракетным системам залпового огня. Кро­ме того, на БПЛА могут возлагаться задачи по осуществлению радиоэлектронной разведки и РЭП, подавлению систем ПВО, ведению химической, бак­териологической и радиационной разведки, радиоре­трансляции. На вооружение БПЛА принят в 1998 г.

В составе каждого артиллерийского полка обще­войсковых дивизий сухопутных войск Великобрита­нии имеется взвод БПЛА, куда входят две-три лет-

— Л’

ные секции — основное тактическое подразделение, которое включает два расчета: первый —управления и пуска, второй — поиска и спасения БПЛА.

Расчет управления БПЛА располагает двумя авто­машинами с прицепами. Пункт управления размеща­ется в пуленепробиваемом контейнере, установлен­ном на автомобиле, который оборудован системами защиты от воздействия мощного электромагнитного импульса и оружия массового поражения. Являясь командным пунктом летной секции, он обеспечива­ет управление полетом БПЛА, прием и обработку по­лученных с помощью аппарата разведывательных данных, выдачу целеуказания и корректировку огня подразделений артиллерийского полка, в интересах которого он используется. Для решения последней за­дачи система связи полетной секции сопряжена с си­стемой управления огнем артиллерийского полка.

Пункт управления имеет три боевых поста (БП): оператора управления выполнением задачи, дешиф­ровальщика принятых изображений и оператора управления полетом. БП оснащены одинаковыми ди­сплеями. на которых в различных масштабах может высвечиваться карта местности, положение на ней БПЛА и целей. Пункт управления оборудован ав томати­зированными устройствами, облегчающими решение задач поиска, обнаружения и распознавания целей, а управление аппаратом упрощено благодаря использо­ванию автономного или командного режима управления полетом, не требующего пилотажных навыков. Обслу­живающий персонал насчитывает четыре человека.

В походном положении автомобиль буксирует прицеп с агрегатом электропитания, а автомашина

PHOENIX

Подготовка БИЛЛ к запуску

«Лэнд Ровер» — прицеп, где располагается терминал связи. Последний оснащен моноимпульсной РЛС с ос­тронаправленной антенной, работающей в диапазо­не ЗО гіц и предназначенной для отслеживания мес­тонахождения БПЛА, обеспечения засекреченной цифровой связи управления полетом и аппаратурой в подвесном контейнере, а также для приема видео­сигналов в реальном масштабе времени и данных о состоянии летательного аппарата. РЛС обеспечива­ет отслеживание БПЛА по азимуту и дальности, а угол места определяется с учетом дальности и высоты по­лета, значения которых передаются с его борта.

Расчет пуска и спасения БПЛА включает три авто­машины, одна из которых оборудована пусковой уста­новкой, подъемным краном, пневматической и гидрав­лической катапультами, пусковой рампой, аппаратурой

— JL

запуска двигателя, встроенным оборудованием провер ки работоспособности БПЛА и аппаратурой програм­мирования полета.

С целью повышения живучести компонентов лет­ной секции расчеты обычно рассредоточиваются на местности. Так, связной терминал может находиться на удалении до 1 км от наземного пункта управления, а пусковая установка — до 20 км.

БПЛА «Феникс» обладает малой визуальной, ра­диолокационной, инфракрасной и акустической за­метностью, создан по двухблочной схеме и снабжен двухтактным бензиновым двигателем мощностью 25 л. с. Выполненный из композиционных материалов планер БПЛА имеет модульную конструкцию, что позволяет быстро заменять узлы, поврежденные

PHOENIX

РЛС сопровож дения БПЛА

PHOENIX

Летная секция БПЛА «Феникс»

при приземлении. Время подготовки к запуску после доставки первого летательного аппарата к ПУ — 58 ми­нут. второго БПЛА (с этой же пусковой установки) — 8 минут. Хранение и транспортировка БПЛА осущест­вляются в разобранном виде в контейнерах, защи­щенных от мощных электромагнитных импульсов. Сменный контейнер с полезной нагрузкой до 45 кг, располагающийся снизу, рассчитан на стартовые пе­регрузки до 10g. В его состав входят: ИК-камера с по­лем зрения 40-60° (диапазона волн 8-14 мкм); телеобъ-

— X’

ектив с переменным фокусным расстоянием и увели­чением в 2,5-10 раз; 16-разрядный процессор; автома­тически переключаемые передняя и задняя антенны передачи данных, обеспечивающие остронаиравлен — ную засекреченную связь. Контейнер в полете стаби­лизирован по крену в двух плоскостях. Тепловизионная камера и телеобъектив установлены на поворотной ту­рели, позволяющей управлять с земли их сканирова­нием в пределах 360° по азимуту и углу места. В за­висимости от решаемых задач в полете может использоваться режим автоматического сканирова­ния но углу места или с заранее установленным утлом наклона к горизонту.

Полет выполняется по командам с земли или по за­ранее составленной программе. Приземление — на па­рашюте.

БПЛА «Феникс» также принят на вооружение су­хопутных войск Нидерландов. В боевых условиях он впервые использовался в ходе военных действий НАТО в Косово.

PHOENIX

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м………………………………………………… 4,20

Длина, м……………………………………………………………… ЗДО

Высота, м………………………………………………………….. 0,86

Масса, кг…………………………………………………………… 140

Скорость, км/ч:

максимальная………………………………………………. 185

крейсерская………………………………………….. 110-155

Радиус действия, км……………………………………………… 50

Продолжительность полета, ч…………………………………… 4

Практический потолок, м………………………………. 12 750

Полезная нагрузка, кг……………………………………………. 45