Виды обледенения

В зависимости от состояния воды в атмосфере и температуры воздуха возникают различные виды наземного обледенения. Они обладают разной силой сцепления с поверхностью ВС и оказывают разное влияние на самолет.

8.2.1. К первой группе относятся те, что образуются в результате перехода (сублимации) пара в лед, минуя жидкую фазу. Сюда входят иней, твердый (кристаллообразный) налет и кристаллическая изморозь.

Иней возникает в ясную тихую погоду на поверхности предметов, охлажденных излучением тепла и имеющих более низкую, чем воздух отрицательную температуру. Он может образовываться при любой отрицательной температуре и при различной относительной влажности.

Твердый кристаллический налет образуется при потеплении, когда предметы холоднее воздуха. Обычно толщина 3.. .4 мм.

Кристаллическая изморозь образуется в сильный мороз вследствие перенасыщения воздуха водяным паром.

Все эти три вида обледенения имеют минимальную плотность и менее прочно связаны с поверхностью ВС. Иногда их даже удаляют механически (щеткой), что не всегда обеспечивает чистоту поверхности. (Но они и наиболее опасны — по шероховатости).

8.2.2. Ко второй группе можно отнести виды обледенения, связанные с наличием в атмосфере переохлажденной воды. В этом случае лед образуется за счет кристаллизации на поверхности ВС капель дождя, тумана, мороси. (Если размеры капель менее 0,5мм, то это морось);

Туман состоит из мельчайших водяных пузырьков с воздухом, которая лопаются при соприкосновении с препятствием.

Наиболее часто этот вид обледенения встречается при t = 00С.

По структуре этот лед может быть различен: от прозрачного стекловидного льда до снежно-белого льда (все зависит от размера капель). Этот лед прочно сцепляется с поверхностью ВС и может достигать значительной толщины (более 10 мм).

(В полете в основном образуется такой лед).

8.2.3. К третьей группе относятся все виды наземного обледенения, образующиеся в результате замерзания на поверхности ВС обычного дождя, мокрого снега и т. д. Они тоже могут прочно связываются с поверхностью ВС.

В эту группу входит и т. н. «топливный лед», который образуется при t до +150С при замерзании обычных осадков на поверхности топливных баков, если в них находится топливо при t<00C (например: после длительного полета на высоте (до -550С) или в результате резкого потепления после отрицательных температур). Этот лед очень опасен тем, что он менее заметен (располагается на верхних частях кессонов и в большинстве случаев почти прозрачен). Толщина доходит до 10 мм.