Управление силовыми установками летательных аппаратов с турбовинтовыми двигателями
Для турбовинтовых двигателей зависимость мощности от час тоты вращения выражается полем мощностей 1—2—3—4—5 (рис. 23.12). С левой стороны поле мощностей ограничено характс ристикой 1—5, определяющей значение минимальной частоты вра-
щения, на которой двигатель работает устойчиво. Характеристика 1 2 является предельной но
температуре газа. Она ограничивает подачу топлива в зависимости от частоты вращения (раї года воздуха) и является характеристикой автомата приемистости. Характеристика 2—3 получается при .максимальном расходе топлива и также ограничивается максимальными значениями температуры газа. Эквидистантно ей изображены аналогичные характеристики для различных расходов топлива QT, <Зт2, QT3, Q-,-4 и (Этты — Линия 3—4 ограничивает поле мощностей справа. Она является характеристикой ограничителя максимальной частоты вращения для предотвращения раскрутки ротора двигателя. Характеристика 4—5 соответствует минимальному расходу топлива, при котором камеры сгорания по качеству смеси в полете работают устойчиво. Дальнейшее уменьшение расхода топлива вызывает срыв пламени и прекращение работы двигателя. Характеристика, соответствующая QTtmn, определяется ограничителем минимального расхода топлива. Она лежит в области отрицательных мощностей. Для работы двигателя при таких расходах топлива требуется подвод мощности извне, что достигается за счет энергии набегающего потока воздуха. Мощности турбины при этом не хватает для вращения компрессора и винта, и, следовательно, силовая установка создает отрицательную тягу. Еще ниже располагается кривая потребной мощности для холодной прокрутки ротора двигателя. В полете на это используется энергия набегающего воздушного потока, а на земле — мощность пускового устройства
Предельные значения (границы) поля мощностей обеспечиваются соответствующей настройкой автоматических устройств топливной аппаратуры и регулятора частоты вращения. Изменяя настройку последнего и положение РУД, можно получить в полете любую точку в пределах этого поля мощностей. Однако на большинстве ТВД эти возможности обычно не используются, что объясняется рядом особенностей этого типа двигателей, проявляющихся в плохой приемистости, в возможности помпажа при резком повышении режима работы, недопустимо большого заброса температуры Характеристики ТВД обычно протекают таким образом, что разница в мощностях двигателя и винта вне точки пересечения относительно невелика, что является причиной плохой приемистости
это о типа двигателей Пр — должительность перехода ТВД с режима мало о газа на взлетный достигает 15 с и более.
Рассмотрим характерів стики относительного изменения мощности, удельного расхода топлива и температуры газа перед турбиной по частоте вращения ТВД (рис. 23.13). Кривая Лгі соответствует случаю, когда винт при дросселиро, ванни двигателя затяжеляется.
Кривая JVj относится к ВФШ. Кривая N3 ‘получена при дросселировании двигателя с облегчением впита.
Соответственно этим зависимостям изменения мощности по частоте вращения представлены ‘кривые изменения температуры газа перед турбиной и удельных расходов топлива.
Из приведенных характеристик следует, что изменение мощности по кривой Лд соответствует более высокому температурному режиму двигателя и, следовательно, меньшему удельному расходу топлива. Изменению мощностидвигателя по кривым N2 и Лд будут соответствовать более низкие температуры газа и более высокие удельные расходы топлива. Очевидно, предельные случаи изменения характеристик ТВД будут соответствовать программам регулирования (=const и п—
=const, т. е. при изменении положения рычага управте
ния авиадвигателя в одном случае будет постоянной температура газа перед турбиной, а в другом —частота вращения
34J
Представленкые на рис. 23.13 характеристики ТВД соответствуют стационарным режимам работы двигателя. На переходных же режимах имеют место значительные отклонения параметров от этих характеристик, а поэтому не исключаются возможности перегрева и перехода двигателя в режим неустойчивой работы. Этому больше подвержены двигатели, имеющие дроссельные характеристики с высокими значениями температур газа перед турбиной, что следует из рис. 23.14. Здесь характеристика 5 соответствует программе регулирования 7’=consl, характеристика 4 — программе п = — const, а промежуточные характеристики /—3 соответствуют характеристикам, представленным на рис. 23.13.
При наличии программы регулирования 7’= const или близкой к ней по значениям температуры газа переходные режимы (при переходе из точки К в точку 0) всякий раз будут сопровождаться перегревом двигателя и неустойчивой работой (пунктирная кривая). В условиях эксплуатации этого допускать нельзя. Более безопасной с этой точки зрения является программа регулирования п =const и близкие к ней по значениям температуры.
Учитывая вышеизложенное, а также сложность систем регулирования, обычно отдается предпочтение системам, обеспечивающим постоянную частоту вращения. Характеристика такого двигателя при работе на земле будет соответствовать кривой а—б—с (см рис 23 12). Точка а соответствует режиму малого газа, при котором винт имеет наименьший угол установки лопастей флип — При перемещении рычага управления двигателем вперед до заданной частоты вращения происходит разгон двигателя по линии а—б. Дальнейшее перемещение рычага управления двигателем вперед не будет вызывать увеличения частоты вращения, так как при этом вступает в работх регулятор, который поддерживает заданную частоту вращения постоянной; мощность двигателя и угол установки лопастей при этом будут увеличиваться. При полном открытии дроссельного крана мощность двигателя возрастает до макснмаль — 344
don величины (точка С) Сказанное Здесь наглядно представлено графиками на рис 23 15
В полете при глубоком дросселировании а тем более при ви ключекпн двигателя, мощность будет снижаться в переводить в об дасть отрицательных значений. В зависимости от скорости полета частота вращении ротора двигателя может оставаться при угон постоянной, поддерживаться регулятором Таким образом частота вращения не характеризует мощность двигателя Она опредетя ется положением РУД