Маневренные площадки
На береговой линии, обычно между ангарами и спусками, устраивается маневренная площадка.
Маневренная площадка представляет собой бетонную поверхность, предназначенную для вывода из ангаров и спусков гидросамолетов, для осмотра и подготовки их к полету, в то же время она является средством сообщения между ангарами и спусками. Маневренная площадка делается в уровень с верх-
Рис. 143. Вариант расположения манеореняон площадки;
а — ангар; б — маневренная площадка; в и і — спеісн
ней оконечностью спусков и полом ангаров. Форма и размеры маневренной площадки зависят от взаимного расположения ангаров и спусков с учетом необходимости одновременного размещения всех гидросамолетов, находящихся на гидроаэродроме, и таком их размещении, чтобы при работе моторов другой гидросамолет не находился в струе от винта и любой гидросамолет можно было спустить на воду, не трогая других (рис. 143).
В некоторых случаях нет необходимости делать маневренную площадку сплошной, достаточно иметь забетонированными только места стоянок гидросамолетов и дорожки, соединяющие места стоянок с ангарами и спусками (рис. 144).
Рис. 144. Вариант расположения маневренной площадки: а — ангар; б — маневренная площадка; виг — спуски; д — стоянки для гидросамолетов |
При постройке маневренной площадки следует давать небольшой уклон для стока дождевой воды.
В некоторых случаях для обслуживания тяжелых гидросамолетов на спусках, маневренных площадках и в ангарах устраиваются рельсовые пути, уложенные заподлицо для передвижения гидросамолетов на специальных тележках. Для перевода гидросамолета с одного пути на другой и поворотов устраивается необходимое число поворотных кругов.
Например, в Травемюнде (Германия) рельсовый путь уложен шириною в 5 м, по которому передвигается особая тележка, колеса тележки могут поворачиваться на 90°, так что она может въехать по рельсовому пути в самый ангар.
Для крепления гидросамолетов, хранящихся на маневренных площадках, от перемещения под действием силы ветра, на поверхности их устраиваются специальные рымы, за которые и укрепляются тросы или иные специальные устройства (риє. 145).
2. Оборудование для подъема и спуска гидросамолетов
Подъем гидросамолета из воды по спуску производится в зависимости от его тоннажа и оборудования гидроаэродрома или вручную, или трактором, или более совершенным способом — механической лебедкой. Во всех случаях необходимо для расчета знать величину потребного тягового усилия.
Условно считают, что сила тяжести гидросамолета G проходит через ось тележки, тогда при движении’ гидросамолета по спуску сила тяжести G разложится на две силы (рис. 146): силу. У — нормальную к поверхности спуска и силу F—параллельную ей. Сила N будет создавать трение в оси тележКи и между колесом и спуском, а сила F будет стремиться скатить гидросамолет по спуску вниз. Для того чтобы гидросамолет возможно было поднять по спуску, необходимо приложить силу Р, превосходящую силы 2V и F.
Сила Р определяется по формуле
Р= 2У-|- F — G cos ~ 4- G sin а,
где ^ — коэфициент трения, обычно принимаемый ОТ 0,01 ДО 0,03.
Определенная по этой формуле сила Р и является тяговой силой; увеличивая ее в 1,5 — 2,0 раза для получения запаса мощности, подбирают лебедку. Для определения потребного диаметра троса силу Р увеличивают в четыре раза. Так как трос при резких рывках лебедки находится под действием динамической нагрузки, необходимо иметь надлежащий запас прочности. Получив расчетную величину усилия, диаметр троса определяют по таблице стандартов.
Механические. лебедки обычно приводятся в действие электромотором постоянного тока.
Размещение лебедок на маневренной площадке может осуществляться двумя способами: 1) лебедка располагается перед спуском, который она обслуживает; в этом случае, чтобы не загромождать маневренной площадки, лебедка помещается в специальном помещении ниже уровня маневренной площадки; 2) одну лебедку можно также поставить на два спуска, тогда трос для вытаскивания пропускается через канифасблок, размещенный против каждого спуска.
Помимо подъема гидросамолетов при помощи спусков, крупные гидроаэродромы имеют специальные подъемные краны. Краны бывают подвижные, которые имеют возможность двигаться по специальному рельсовому пути вдоль береговой полосы гидроаэродрома, и стационарные, установленные на специальных площадка? (рис. 147).
Рис. 147. Стационарный подъемный кран
Характерной особенностью гидроаэродромных кранов является требование большого вылета стрелы, ооеспечивающего сохранность гидросамолета при подъеме в ветер. Обычно требуется, чтобы при подъеме гидросамолета в любом положении кругом него было чисто. Гидросамолет подруливает под подъемное приспособление крана, которое укрепляется на гидросамолете, затеи кран поднимает его, разворачивает и ставит на заранее подготовленную тележку на маневренной площадке.
Ввиду большой стоимости и сложности конструкции краны целесообразно ішименять там, где бывают большие колебания воды, высокий берег, недостаток меета, быстрое течение и т. п.
Обычно считают, что кран пригоден для подъема гидросамолетов малого и среднего тоннажа, иначе говоря до 20 т. При увеличении полетного веса гидросамолетов свыше 20 т их большие размеры влекут за собой, увеличение выноса стрелы крана за пределы целесообразной конструкции.
Таким образом, для гидросамолетов большего тоннажа казалось бы наиболее целесообразным применять спуск, однако перспективы дальнейшего увеличения тоннажа гидросамолетов заставляют пересмотреть эту точку зрения. Одним из способов, который может быть предположительно намечен, это устройство слипа (рис. 148), применяемого в настоящее время для подъема судов.
Постройка слипа не представляет больших трудностей в том случае, если стоимость его не превышает стоимости гидросамолета. Однако установка гидросамолета на тележку слипа может оказаться настолько сложной и требующей большой затраты времени, что поднимать систематически гидросамолет на слип становится невыгодным. В этом случае слип может быть заменен плову чим доком или укрытым бассейном. *
О применении пловучих доков до сих пор известно очень мало. Описание одного из таких доков, заимствованное из книги Бейер-Дезимон, „Аэропорты", мы здесь и приводим.
„По рис. 149 можно ознакомиться с процессом докирования. Погружение дока происходит таким же образом, как и пловучего дока для судов. Первые опыты представляли известные трудности, которые заключались в неравномерном распределении тяжести надстроек. Эти трудности были устранены путем придания всему доку продольного уклона (тримма). Такой док, с затопляемой средней частью, имеет подъемую силу около 100 т.
Платформа дока, принимающая самолет, подтягивается к четырем выступам при помощи цепей, проведенных через шкивы и гидравлические цилиндры. Гидравлические цилиндры вместе с их стаканами, поперечными приводами, цепями и шкивами размещены в вырезах между выступами на обоих концах двух пловучих боковых камер. Несущие платформу цепи связаны с боковыми камерами при помощи шкивов, чтобы обеспечить остойчивость понтона и правильный ход цепей на шкивах. Необходимую для гидравлических цилиндров смешанную с глицерином воду, под давлением около 100 am, подает приводимая в действие электрическим током насосная установка в центральном машинном отделении, расположенном в одной из двух пловучих камер. Трубопроводы диаметром 12 мм с водой под давлением для гидравлических цилиндров той камеры, которая не имеет центрального машин — ного отделения, по одному проекту подвешены к решетчатой конструкции, связывающей обе кахчеры. По другому проекту трубопровод прикреплен к двутавровой балке, которая в свою очередь подвешена на цепях к обеим камерам на такой глубине, что она свободно проходит под платформой при самом низком ее положении.
При поднятой платформе штоки гидравлических цилиндров разгружаются путем вставления клиньев под поперечины. Если платформу надо погрузить, то прежде всего следует пустить воду под (давлением по всему трубопроводу, чтобы получить возможность удалить клинья. Затем выключается нагнетательный насос, и вода под — давлением устремляется из гидравлических цилиндров через регулировочные вентили в цистерну до тех пор, пока не получится желаемая глубина погружения платформы. При подъеме платформы смешанная с глицерином вода снова забирается из цистерны при помощи нагнетательного насоса.
При устройстве воздушных камер вес платформы уравновешивается четырьмя ‘подъемными цилиндрами, погруженными лишь настолько, чтобы создать автоматическое погружение платформы. Благодаря такому устройству достигнуто значительное уменьшение [потребных усилий при подъеме платформы, так как применением воздушных камер собственный вес платформы в большей части уже уравновешен и остается преодолеть только вес поднимаемого самолета.
В одном из проектов, кроме воздушных камер, предусмотрены балластные цистерны для воды. При помощи гидравлических цилиндровщлатформа может быть так высоко приподнята, что вода автоматически вытекает из балластных цистерн. Тогда задвижки в днище (кингстоны) могут быть закрыты и платформа приподнята до тех Пор, пока она, всплывая, не освободится от поддерживающих ее балок.
Чтобы иметь возможность применять док на незначительных глубинах, во втором проекте поддерживающие платформу балки расположены вдоль ее боков. Устройство воздушных камер предусмотрено в средней части и по концам платформы. Водяные цистерны, расположенные между воздушными камерами, имеют в днище и на палубе задвижки, которые при погружении и подъеме соответственно открываются. Если платформа должна быть поднята, то кингстоны закрываются, а балластные водные цистерны откачиваются при помощи противопожарного трубопровода, и платформа с самолетом автоматически всплывает.
Размеры дока в ж
Длина платформы…………………………………………………………….. 56,0
Длина понтонов ………………………………………………………………. 30,0
Ширина в свету (иехду надстройками)…………………………………. 21,0
Наружная ширина по шпангоутам………………………………………. 33,0
Ширина каждого понтона……………………………………………………… 6,0
Надводннй~ борт……………………………………………………….. 1,5—1,1
Для питания током силовых и осветительных установок в центральном машинном отделении установлен нефтяной двигатель.
В одной из боковых камер проложен противопожарный трубопровод диаметром 65 мм и длиной около 24 м с тремя наружными кранами. Согласно техническим условиям, специальный противопожарный насос не предусмотрен.
В мастерской установлен один токарный станок с высотой центра 200 мм и с расстоянием между центрами 1500 мм. Ихмеется один сверлильный станок и один точильный станок с камнем. Эти станки приводятся в движение трансмиссией от электромотора. При дальнейшем развитии дока боковым его частям, т. е. надстройкам, будет придаваться такая высота, чтобы гидросамолет с его крыльями даже в погруженном состоянии мог пройти над ними; благодаря этому будет получено свободное пространство, которое позволит гидросамолету стартовать собственными силами непосредственно на самом доке или при помощи катапульты, приспособленной к погружению в воду".
Укрытый бассейн является классическим сухим доком, вырытым непосредственно в самом ангаре, его следует соединить с акваторией каналом, вход в который может быть закрыт водонепроницаемыми воротами.
Гидросамолет входит в бассейн без затруднений только против ветра, при наличии же бокового ветра заводка усложняется необходимостью удерживать его при помощи оттяжек. В случае необходимости осмотра подводной части из бассейна можно выкачать воду, и тогда гидросамолет встанет на дно центральным килем лодки и будет удерживаться в прямом положении подпорками.
Наличие такого укрытого бассейна — ангара—’Обеспечивает сохранность гидросамолета от штормов, которые неоднократно приводили к авариям тяжелые гидросамолеты, стоявшие на воде, устраняет необходимость иметь краны или слипы и делает маневрирование по уборке гидросамолетов быстрым и недорогим.
Одним из оригинальных решений проблемы подъема тяжелых гидросамолетов является проект крана-стрелы Kervarrec. .
Принципиальная схема этого крана показана на рис. 150. Стрела состоит из двух наклонных мачт о, нижний конец которых шарнирно укреплен на тележке б, тележка имеет колеса, при помощи которых она двигается по рельсам, уложенным на маневренной площадке.
Стрела вместе с тележкой приводится в движение по маневренной площадке при помощи тросов, укрепленных в точке в мачты, пропущенных через блоки г и шкивы д, и закрепленные неподвижно другими концами к маневренной площадке в точках е. Мачта в точке в имеет оттяжки. При вращении шкивов д тележка начнет передвигаться^
Подъем гидросамолета производится следующим образом. Вращением шкивов д тележка вместе со стрелою выдвигается на пирс, и подъемные стропы гидросамолета укрепляются при помощи гака к подъемному приспособлению крана.
Подъемное приспособление крана состоит из подъемного троса, присоединенного при помощи полиспаста к штоку поршня, движущемуся в цилиндре ж. Подъем гидросамолета производится путем впуска в цилиндр сжатого воздуха, что обеспечивает большую плавность подъема.
Для того чтобы гидросамолет не мог при подъеме разворачиваться ветром, нос его укрепляется к вспомогательной стреле з, имеющей цилиндр, наполненный сжатым воздухом, для амортизации его движений.
После того как гидросамолет поднят из воды, кран передвигают назад посредством вращения шкивов д и опускают гидросамолет на подставленную для него тележку.
Для подъема гидросамолета весом в 40 т необходим компрессор, приводимый в движение электромотором мощностью в 15 л. с., который в течение 4 час. наполняет сжатым воздухом специальный резервуар, обеспечивающий производство четырех подъемов со скоростью 3 м/сек.
Подъем гидросамолета может быть осуществлен также и при помощи электролебедки мощностью В 200 Кв, со скоростью В 0,2 м/сек. Однако подъем при помощи электролебедки происходит значительно грубее. При помощи же сжатого воздуха подъем происходит очень плавно, так как в тот момент, когда гидросамолет укреплен за гак подъемного приспособления, поршень в воздушном цилиндре двигается свободно, следуя движениям гидросамолета, затем плавно открывая кран впускащт воздух в цилиндр сперва под небольшим давлением, чтобы выбрать слабину троса, при этом гидросамолет имеет возможность плавно опускаться и подниматься на волне. Оператор, управляющий краном впуска воздуха, ловит момент, когда гидросамолет поднимется на вершину волны, и, плавно открывая кран, начинает подъем. VB зависимости от мощности подъемного устройства потребное время на подъем гидросамолета занимает примерно около 2 сек. Очевидно, что при этой скорости подъема лодка гидросамолета не подвергается риску удариться о набегающую волну.
Необходимо отметить, что кран подобной конструкции позволяет подъем гидросамолета с большим размахом без риска повредить его несущие поверхности о выступающие части крана. Кроме этого, принцип конструкции самой стрелы чрезвычайно прост и легок: мачты, из которых сделана стрела, работают только на сжатие, растягивающие усилия приходятся на тросы и на оттяжки мачты в. В частности, стрела не требует установки контргрузов, как это делается у кранов обычной конструкции, почти вдвое увеличивающих их вес.