Организация и проведение поисково-спасательных работ (ПСР)
Терпящее или потерпевшее бедствие ВС, либо судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно подлежит немедленному поиску. Поиск и спасение ВС осуществляется безвозмездно независимо от их ведомственной и государственной принадлежности.
для организации ПСР территория РФ разбита на районы, соответствующие территориальным управлениям ГА, а территория региональных управлений ГА на зоны ответственности между предприятиями управления. Границы районов устанавливаются с учетом местности, расположения средств УВД и т. д.
В состав поисково-спасательных сил и средств входят:
поисковые летно-спасательные экипажи, прошедшие специальную летную и наземную подготовку;
самолеты и вертолеты, оборудованные поисковой аппаратурой и комплектами спасательного имущества, поисково-спасательные расчеты аварийно-спасательных команд (АСК).
Поисково-спасательные расчеты формируются из работников ИАС, медицинской службы, ССТ, ЭРТОС, СОП и пожарных ВОХР и оснащаются спец. имуществом и наземным транспортом повышенной проходимости.
ПСР организуются и выполняются в случаях:
— получение сигнала бедствия с борта ВС;
— если в течении 10 мин. после расчетного времени ВС не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;
— если экипаж получил разрешение на посадку и не произвел ее, а радиосвязь с ним отсутствует;
— если при полете по воздушной трассе прекратилась связь с ВС и его местонахождение в течение 20 мин. установить не удалось;
— во всех других случаях, когда экипажу требуется помощь;
— по указанию руководителя предприятия ГА или вышестоящего руководства.
Руководитель полетов по получению сигнала бедствия от диспетчера УВД обязан
привести в готовность поисковые силы и средства аэропорта, сообщить об этом руководителю ПСР, при необходимости вызвать поисковые силы других ведомств (ВВС) и сообщить информацию руководителю предприятия ПДС РУ ГА. (Извещается и МЧС — ведет поиск по своему плану).
Руководитель ПСР ставит задачу группам наземного поиска и экипажам на поиск ВС (район, тип ВС, маршрут полета, число людей на борту, метод и способ поиска, метеообстановку).
После предполетной подготовки, но не позднее 30 мин. летом и 40 мин. зимой с момента получения сигнала бедствия поисковое ВС должно вылететь на поиск.
(Методы поиска: “гребенка”, “параллельное галсирование”, “расширяющийся
квадрат” — изложены в РПАСОП-91
В первом случае поиск осуществляют несколько ВС. Параллельно на расстоянии 0,75 захвата поисковой аппаратуры.
Во втором случае — это 2 самолёта работающие с тем же расстоянием между галсами.
В третьем — один самолёт).
При обнаружении терпящего бедствие ВС устанавливается связь с ним, выясняется возможна ли посадка, выясняется какая помощь нужна, наводятся на него другие поисковые средства (наземные).
После приземления поискового ВС поисково-спасательная группа принимает меры по оказанию помощи пострадавшим и их эвакуации. Общее руководство работами осуществляет старший группы.
До прибытия поисково-спасательной группы неотложные меры по спасению людей и оказанию им медицинской помощи, охране ВС осуществляют органы власти и организации в районе которых потерпело бедствие ВС.
Для оповещения о АП существует аварийная частота 121,5 МГц на которой все УВД ведет круглосуточное прослушивание.
С 1982 г. СССР, Франция, Канада и США совместно создали международную космическую систему поиска терпящих бедствие воздушных и морских судов (КОСПАС — САРСАТ). Спутники на орбите принимают сигналы бедствия аварийных радиостанций (Р — 855М) и автоматических радиобуев и сообщает их координаты в центр системы (частота 406 МГц).
Запрет на полеты всех ВС кроме СЛА без радиобуев в РФ существует с 2004г. (приказ МТ от 28.08.2004 № 17).