ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
25.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Совокупность свойств летательного аппарата, его экипажа в обслуживающего персонала, наземных и воздушных средств связи, управлений и самолетовождения представляет собой авиационно-транспортную систему.
Безопасность полетов — свойство авиационно-транспортной системы, заключающееся В ее способности осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей, предупреждать возникновение особых ситуаций.
Особая ситуация — представляет собой совокупность факторов, обусловливающих потенциальное снижение уровня безопасности полетов. Такая ситуация может быть вызвана проявлением неблагоприятных особенностей аэродинамики, устойчивости, управляемости и прочности летательного аппарата, отказом функциональных систем, воздействием неблагоприятных внешних условий, недостатками в наземном обеспечении полетов, ошибкам личного состава, нарушениями правил эксплуатации авиатехники и пилотирования, различным сочетанием указанных выше факторов. По степени опасности особые ситуации разделяются иа усложнения условий полета, опасные, аварийные и катастрофические ситуации.
К усложнениям условий полета относят ситуации, характеризующиеся необходимостью повышенного внимания экипажа. Усложнение условий полета не связано с немедленным изменением плана полета и не требует для его благополучного завершения каких — либо экстренных действий экипажа.
К опасным ситуациям относят такие, которые характеризуются — гем, что предотвращение перехода ее в аварийную и пи катастсо — фическую ситуацию может быть обеспечено своевременными й
правильными действиями члеиов экипажа, в том числе немедленным изменением плана, профиля или режима полета
Аварийная ситуация характеризуется необходимостью экстренной посадки летательного аппарата или ситуацией, при которою предотвращение перехода в катастрофическую ситуацию связано со значительным повышением физических и психофизиологи юских нагрузок на экипаж и требует высокого профессионального ма стерства членов экипажа.
К катастрофическим относят такие ситуации, при которых пре дотвращеиие гибели людей и потери летательного аппарата оказывается практически невероятным событием
Безопасность полетов связана с таким понятиями, как авиационное происшествие и предпосылка к авиационному происшествию.
Авиационным происшествием называют событие, связанное с эксплуатацией летательного аппарата и происшедшее в период нахождения иа его борту пассажиров или экипажа с целью вы полнения полета, при котором произошло полное разрушение или повреждение летательного аппарата, повлекшее нарушение его прочности с гибелью или без гибели какого-либо из указанных лиц
К авиационным происшествиям относят также события, свя- ванные с пропажей без вести летательных аппаратов с находящимися иа них людьми, а также с утратой летательных аппаратов в результате вынужденных посадок, исключающих возможность их. эвакуации.
Все авиационные происшествия подразделяют на летные и на земные К летным относятся происшествия, происходящие в полете, а к наземяым — происшествия до или после полета. Полетом или временем полета считают период от начала разбега до окончания пробега после посадки. Окончанием пробега считается момент остановки летательного аппарата или начало сруливаяня с взлетно — посадочной полосы.
В зависимости от последствий для экипажа, находящихся иа борту пассажиров и летательного аппарата летные происшествия подразделяются на три группы: катастрофы, аварии и поломки (ГОСТ 18340—73).
Катастрофа — летное происшествие, которое приводит к гибели хотя бы одного лица из состава экипажа или пассажиров при полном или частичном разрушении летательного аппарата Летное происшествие считают катастрофой, если смерть людей от ранений, полученных при летном происшествии, наступает в течение десяти суток поеле него. К катастрофам также относят пропаже* без вести летательного аппарата с находящимися на нем людьми
Авария — летиое происшествие, которое не влечет за собой ги бели людей из состава экипажа или пассажиров и заключается в полном разрушении летательного аппарата или в таких повреждениях, при которых восстановление его является невозможным ил» нецелесообразным.
Поломка —летное происшествие, которое не влечет за собой ги — ■бели людей нз состава экипажа или пассажиров и заключается в таких повреждениях летательного аппарата, которые могут быть устранены силами ремонтных органов, после чего летательный аппарат может быть допущен к эксплуатации. Целесообразность ремонта летательного аппарата в каждом случае определяется комиссией, расследующей летное происшествие, с участием представителя ремонтного органа, в котором предполагается восстановление летательного аппарата.
Предпосылкой к авиационному происшествию считают такое событие, которое создает угрозу безопасности полета, а при определенных условиях может вызвать авиационное происшествие. Таким образом, предпосылка к летному происшествию — событие, возникающее в полете вследствие возникновения опасной или аварийной ситуации. Как следствие, предпосылка к происшествию приводит к вынужденной посадке, полету с неработающим двигателем, прерванному взлету, приземлению до начала ВПП или выкатыванию за ее пределы и др.
Предпосылка к летному происшествию отличается от летного происшествия только последствиями.
Вынужденная посадка — посадка «а аэродром или вне аэродрома вследствие отказов, возникающих в функциональных системах летательного аппарата в полете, не. позволяющих выполнять полет по заданию.
При рассмотрении аварийных ситуаций обычно выделяют аварийные факторы. Аварийный фактор представляет собой событие или явление, проявляющееся в виде отказа техники, попадания летательного аппарата в неблагоприятные условия, ошибки летиого или технического состава, при которых создается реальная угроза безопасности полета, т. е. становится возможным летное происшествие. В этой связи аварийной ситуацией считают обстановку, которая может сложиться в результате появления аварийного фактора. Если аварийный фактор привел к летному происшествию, то его классифицируют как причину летного происшествия. В том случае, когда аварийный фактор не привел к летному происшествию, •его классифицируют как предпосылку к летному происшествию.
В ряде случаев возникают чрезвычайные авиационные происшествия.
Чрезвычайное происшествие — событие, связанное с эксплуатацией летательного аппарата, но не относящееся к авиационным происшествиям, при котором наступило одно из следующих последствий: летательный аппарат разрушен или получил повреждения, которые повлекли нарушение прочности его конструкции или изменение летно-технических характеристик; ранение или гибель людей; гибель находившихся на борту людей после вынужденной посадка от голода, жажды, холода и других причин.
К наземным авиационным происшествиям относят случаи повреждения летательных аппаратов при нахождении их на стоянках, во время запуска и опробования двигателей, при техническом
обслуживании, во время руления, буксировки, при обслуживании спецтранспортом н средствами механизации, при пожарах, стихий дах бедствиях и других подобных обстоятельствах
В случае их появления руководители предприятий, начальники аэропортов и летно-испытательных станции докладывают о них немедленно начальнику управления гражданской авиации, ремонтного предприятия