ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

Обеспечение безопасности полетов является сложной и акту­альной проблемой на современном уровне развития авиации. От уровня безопасности полетов зависит как жизнь пассажиров н эки­пажей, так н эффективность воздушного транспорта. Исходя из этого требования к обеспечению безопасности полетов становятся все более жесткими

Сложность этой проблемы заключается в том, что уровень безо­пасности полетов зависит от многих факторов.

Эти факторы проявляются на всех стадиях проектирования, производства и эксплуатации авиационной техники в предприятиях гражданской авиации.

На рис. 25.1 приведена зависимость уровня эффективности от различных свойств авиационной транспортной системы.

Повышение уровня показателей назначения летательных аппа­ратов (скоростей полета, взлета н посадки, увеличение геометриче­ских размеров, уменьшение относительной жесткости конструкции) привело к росту влияния упругих деформаций на характеристики устойчивости и управляемости.

Конструктивные особенности современных летательных аппара­тов, связанные с расширением диапазонов скоростей и высот поле­та, оказывают влияние на безопасность начетов сложностью вы полняемых задач. Так, сверхзвуковые скорости полета приводят к необходимости регулирования входных устройств силовых устано­вок, применения необратимых систем управления рулями саматета и автоматических устройств для обеспечения требуемых характе­ристик устойчивости летательного аппарата. С ростом диапазонов скоростей и высот увеличивается количество иеустановившихся ре­жимов полета, что усложняет работу силовой установки. Все это требует увеличения количества приборов, индикаторов и сигнали­заторов и, следовательно, увеличения потока информации к эки­пажу.

Невозможность переработки всей поступающей информации и своевременного принятия решения вынуждает применять систе­мы автоматического управления полетом.

Надежность авиационной техники является важльш фактором, влияющим на безопасность полетов. Однако «а безопасность по-

Подготовленность и оснащенность наземного персонала

 

Приспособленность к устранению опасной ситуации

 

Профессиональная

соотВетстВеннощ

 

Наімкность

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

Подпись: ТехнологичностьПодпись: Оснащенность аварийными и спасательными средствами

подготовленность и оснащенность персонала управ­ления полетами

Приспособленность рабочего места (услоВия работай информативность)

Подпись:Подпись: ЭргономичностьИнтенсивность загрузни (объем и продолжатель — несть работы)

Рис. 25.1. Факторы, влияющие ни эффективность авиационной транспортной системы

летов Б основном влияют отказы, проявляющиеся в полете, кото­рые могут создавать аварийные ситуации. Такие отказы могут воз­никать из-за конструктивных и производственных дефектов, нека­чественного монтажа, попадания посторонних предметов в агрегаты и системы управления.

Значительное влияние на безопасность полетов оказывают эр­гономические факторы, оказывающие воздействие на психофизи­ологические возможности летного и инженерно-технического со­става.

Уровень значений показателей назначения, надежности и эрго­номических закладывается при проектировании и производстве. Однако на их величину существенное влияние оказывают процессы технического обслуживания, ремонта и эксплуатации авиационной техники: организация, объем и периодичность работ при техниче­ском обслуживании и ремонте, методы и средства, используемые при этом, квалификация и исполнительность личного состава, со­вершенство и надежность средств наземного обеспечения полетов н т. д.

На безопасность полетов большое влияние оказывает качество людей, характеризуемое обученностью и безошибочностью дейст­вии летных экипажей, персонала управления и специальных служб, а также внешние условия, к которым относятся неблагоприятные

метеорологические явления, массовые пролеты птиц, попадание в сПутный ‘След пролетевшего летательного аппарата и др

Из рассмотренного следует, что уровень безопасности почетов определяется следующими основными факторами

1. Уровнем технического совершенства летательных аппаратов, определяемого показателями назначения, надежности и эргоно­мичности.

2. Подготовленностью и исполнительностью летного и иазгм — иого персонала.

3. Уровнем контроля за постановкой эксплуатации и техниче­ского обслуживания летательных аппаратов

4. Состоянием среды, в которой осуществляется эксплуатация летательных аппаратов.

Кроме этих основных факторов, на безопасность полетов также оказывают влияние:

качество и полнота инструкций и руководств по эксплуатация авиационной техники;

качество регламентов и технологий технического обслуживания и ремонта;

уровень организации полетов, метеорологического обеспечения и т. п.

В связи с важностью задач обеспечения безопасности полетов, а также для координации работ в этой области создана Междуна­родная организация гражданской авиации (ИКАО), в которую входит и наша страна.

Возрастание требований к летно-эксплуатационным показате­лям качества летательных аппаратов привело к повышению требо­ваний к их надежности. Поэтому, несмотря на возрастание сложно сти летательных аппаратов, происходит рост уровня безопасности полетов, а число жертв на регулярных воздушных линиях но зару­бежным данным значительно сокращается. Так, за последние 20 лет налет на одну катастрофу увеличился примерно в 2 раза, а число жертв на 108 пассажиро-километров сократилось примерно в 10 раз и составляет около 0,2.

Однако, по данным ИКАО, в настоящее время необходимо обе спечить вероятность катастрофической ситуации не выше ИН, что допускает одну катастрофу на 10 миллионов полетов.

Принимая во внимание*дальиейшіш рост интенсивности пасса жирских перевозок и число эксплуатируемых летательных аппара­тов, требования по обеспечению безопасности полетов бдт воз растить.

Указанные обстоятельства предъявляют весьма высокие тре­бования как к качеству летательного аппарата, наземной техни­ке, так и к летному и инженерно-техническому составх

Решение проблемы безопасности полетов в гражданской авиа­ции невозможно без разработки ее теоретических основ Необхо­димость проведения теоретических исследований в этой области вызывается отставанием уровня безопасности потетов от требова­ний, предъявляемых научно-техническим прогрессом.

В настоящее время зарождаются основы теории безопасности полетов как самостоятельной науки Основными задачами ее явля — юкя исследование физических причин летных происшествий, разра — ботка аналитических критериев безопасности полетов и методов количественной оценки исследование зависимости безопасности Полетов от различных факторов, обоснование требований и созда­ние специальных программ по безопасности полетов, реализуемых в процессе проектирования, изготовления и эксплуатации авиацн — онной техники, разработка научных методов расследования летных происшествий н др

В ряде случаев для количественной оценки безопасности поле­тов используют статистические критерии, которые характеризуют безопасность полетов за прошедший период времени. Страны — члены ИКАО для количественной оценки безопасности полетов с помощью статистических показателей используют следующие ос­новные критерии:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

налет на одну катастрофу или одно летное происшествие

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

число катастроф на 100000 ч налета, или на 100 млн. км налета.

число смертных случаев на 108 пассажнро-кнлометров

— т-108

т=——— ,

(li. zi)

где л„ и л ли — число катастроф v летиых происшествий; T(1,h — общий налет в часах; пКТ, пкл — число катастроф за указанное выше время или километрах а лета; in, m — число смертных случаев на 108 пассажирр-кшн етров и число погибших пасса­жиров; z — общее число пере ззениых пассажиров; И — нале і в километрах.

Использование статистических показателей позволяет получить интегральную оценку уровня безс’.асности полетов с учетом всех причин летных происшествий без деления их на группы. Это огра­ничивает возможности применения этих показателей, к тому же требует большого объема информаци’ Вместе с тем приведенные выше статистические критерии позволяют в общем оценить уровень безопасности полетов. Она может быть количественно оценена как вероятность завершения полета без летного происшествия.

Комплексным показателем безопасности полета может быть принята вероятность завершення полета без летного происшествия

а вероятность появления летного происшествия—— Рб. п — Оба эти

события составляет полную группу несовместных событий, следо­вательно; Рб.„+/і,= 1.

Поскольку вероятность завершення полета без летного проис­шествия изменяется в процессе полета, то она является функцией

времени полета, т. е P^n(t) Представленный ниже общий аиалити ческий критерий, характеризующий безопасность полетов, состав­лен при допущении, что события, определяющие развитие летного происшествия по каждой из возможных причин, взаимно незави­симы.

N

Рб.„=Пїт

где РЛІ) —вероятность появления летного происшествия, вызван­ного одной из причин.

Подпись: Эта зависимость может рассматриваться лишь как приближенная, так как в действительности между стдечьнымн причинами летных происшествий наблюдаются взаимные связи и рассматривас мне события оказываются зависимыми. В качестве примера можно указать, что возникновение в полете отказа какой-либо из функциональных систем летательного аппарата без^ словно усложняет дей ствие экипажа и в особенности пилотов. В этих условиях повышается вероятность совершения ими ошибки и соответственно возникновения аварийной или катастрофической ситуаций

Это вызывает необходимость детального исследования зависи­мостей Рі(і) и факторов, оказывающих на них влияние. При извест­ных статистических критериях общую оценку безопасности полета можно выполнить следующим образом. Если известен средний на­лет на одно летное происшествие, то, используя экспоненциальное распределение времени налета до появления происшествия, вероят­ность завершения полета без летного происшествия за время ( бу _ /

дет равна Р6.1[(/)=е т-~-"

и соответственно вероятность летного происшествия

я6.,,М=1-Ли, М«“.

* Л«П

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

приближенное равенство справедливо при условии /<Глп. Отсюда можно определить средний налет самолета на одно летное проис шествие при заданном уровне риска за время /*:

Так, при уровне Рб. п=10~7, что отражает требования ИКАО, можно определить потребные значения Гл п для парка различных типов летательных аппаратов

Если летательные аппараты используются на внутрисоюзных линиях со средней продолжительностью типового начета /*~2 ч, то

V.

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

Если опн яаюяьзхются на межконтинентальных трассах с Продолжите тыюстыо типового полета /[3] = 10 ч без посаді^

то Гха=~~ =10-10′ ч.

^*„<0

Ш приведенных- данных следует, что использование летательны^ аппаратов иа трассах большой продолжительности беспосадочного полета соответственно повышает требования к качеств) техниче. сього обслуживания. Это утверждение, естественно, можно рас — сматривать лишь как формальное Для более точной оценки без — опасности полетов необходимо детатыю исследовать все факторц на нее влияющие, и выполнить количественную оценку значений

Pd*h