МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Глубокое изучение проблемы обеспечения безопасности полетов показывает, что эта проблема является комплексной и іреиует си­стемного подхода к ее решению. Оно связано с изучением эксплуа­тационных свойств авиационной техники (надежности, технологич­ности, эрогономичпости и т. д.), физики появления отказов и неис­правностей, психофизиологических возможностей человека и др. Таким образом, проблема обеспечения безопасности полетов ре­шается различными специалистами, среди которых ученые, инже­нерно-технический состав, занятый проектированием, изготовлением, эксплуатацией н ремонтом авиационной техники, летный состав и другие работники, связанные с использованием летательных аппа­ратов.

Мероприятия по обеспечению безопасности полетов разрабаты­ваются исходя из основных групп факторов, влияющих на ее уро­вень. Все мероприятия по условиям их воздействия на различные свойства авиационной транспортной системы при обеспечении без­опасности полетов могут быть разделены на несколько важнейших направлений: техническое, психофизиологическое, оргашізацноино — техническое.

Техническое направление — мероприятия направлены на повы­шение безопасности полетов путем улучшения показателей качест­ва летательных аппаратов и наземных средств (назначения, надеж­ности, технологичности н эрогономичностн). Высокий уровень без­опасности полетов при этом обеспечивается созданием совершен­ных летательных аппаратов, имеющих такие летно-техннческие ха­рактеристики, которые исключают опасность возникновения аварийных ситуаций в полете из-за отказов техники и существенно снижают нагрузку на членов экипажа. Летательные аппараты должны оснащаться высоконадежными техническими устройствами, бортовыми автоматическими системами контроля и обеспечения безопасности, автоматически ликвидирующими последствия отка­зов в полете.

Техническое направление предусматривает увеличение вероят­ности парирования экипажем последствий, вьізьіваемьіх отказами техники в полете. Это возможно двумя путями: увеличением распо­лагаемого времени /р (см. рис. 25.2) и уменьшением потребного времени вмешательства пилота

Для увеличения располагаемого времени необходимо так яіро — ектировать летательные аппараты, чтобы при отказах, связанных с появлением возмущающих моментов, параметры отклонялись от заданных достаточно медленно 382

Особую актуальносіь это мероприятие приобрело в связи с внедрением систем автоматического управления (САУ), обеспечи взюших у правление лет ательным аппаратом па режимах взлета и посадки, где отказ САУ, вызывающий отклонение руля от балаи сировочного положения, может создать повышенную угрозу без опасности полета

Новым направлением является использование специальных си стем обеспечения безопасности полета (СОБ) Эти системы обес печивают мгновенное вмешательство в управление с цетью париро вания отказов и выявляют отказ по большему числу параметров, чем пилот. Кроме того, СОБ обеспечивает световую или звуковую сигнализацию экипажу об отказах и выдает речевую информацию о его дальнейших действиях.

Важное значение в обеспечении безопасности полетов имеют компоновка и оборудование кабин, т. е. эргономические показатели летательного аппарата. Конструкция, окраска и размещение рыча гов управления, переключателей, средств сигнализации и индикации должны сводить к минимуму возможность допущения ошибок в их использовании, которые могли бы являться непосредственной прн чиной особой ситуации.

Чрезвычайно важное значение в обеспечении безопасности по летов имеют мероприятия по повышению уровня надежности авиа ционной техники, которые были рассмотрены во 2-й главе

К техническому направлению относятся мероприятия, связанные с обеспечением требуемой сертификаций летательных аппаратов и аэропортов, внедрением автоматических систем управления поле­тами, систем диагностики летательных аппаратов, автоматического поиска неисправностей и др.

Основная ответственность за разработку мероприятий техниче­ского направления возлагается на конструкторов и специалистов, занятых на производстве. Однако летный и инженерно-технический состав эксплуатационных предприятий в этом также принимает активное участие Оно заключается в исследовании реальных усло­вий эксплуатации летательных аппаратов, глубоком анализе отка зов н неисправностей функциональных систем и узлов, разработке требований и рекомендаций промышленности по устранению их на действующем парке и учете при проектировании новых летательных аппаратов. Важная роль в разработке этих требований н рекомен даций отводится инжеиерно-авнационгой службе гражданской авиации.

Психофизиологическое направление — мероприятия, направлен ные ил повышение эргономических показателей тетате. тьных апиа ратов, наземных средств и на повышение возможностей человека Это направление включает в себя следующие мероприятия определение оптимального распределения фушашй чеждт эки пажем и автоматическими системами управтеиня.

обеспечение соответствия характеристик тегательного аппарата, систем управления и наземных средств пенхофпз ю. тогическнм воз можяостям членов экипажа и операторов,

создание оптимальных систем информации; отбор и обучение летного состава и операторов назем 1ых средств.

Важным мероприятием в обеспечении безопасности полетов являются систематические тренировки в целях привития навыков летному составу и поддержания их на заданном уровне. С этой целью создаются тренажеры, позволяющие отрабатывать действия экипажа при моделировании отказов и имитации аварийных си­туаций.

Организационно-техническое направление включает в себя ме­лующие мероприятия:

совершенствование в эксплуатирующих предприятиях планиро­вания управления и руководства полетами;

подготовку и повышение квалификации летного н наземного персонала;

поддержание высокого уровня трудовой дисциплины, организо­ванности и порядка в эксплуатационных предприятиях;

разработку и совершенствование руководящих документов (ин­струкций, руководств по летной эксплуатации летательных аппара­тов н т. д.);

совершенствование методов технического обслуживания и при­меняемых при этом средств;

совершенствование службы управления воздушным движением;

улучшение организации применения наземных средств обеспече­ния полетов.