Предотвращение столкновений с летательными аппаратами в воздухе

Для обеспечения безопасности движения в воздушном про­странстве СССР, рационального его использования, осуществле­ния контроля за движением ЛА Основными правилами полетов определен порядок их организации и проведения — режим поле­тов. Установлена система вертикального, продольного и бокового эшелонирования — рассредоточения ЛА по высоте, времени, рас­
стоянию или угловому смещению при выполнении полетов по правилам визуальных полетов (ПВП) и полетов по приборам» (ППП).

Режим полетов может быть общим, т. е. действующим в воз­душном пространстве всей страны, особым — в приграничной по­лосе и над отдельными районами, временным — на период учений и в случаях, требующих специальной организации безопасности полетов, и местным, устанавливаемым в отдельных районах терри­тории военного округа и на отдельных участках МВД и воздуш­ных трасс.

Все полеты выполняются в строгом соответствии с установлен­ным режимом, с соблюдением правил эшелонирования ДА, исклю­чающих опасное их сближение. Опасное сближение — не предус­мотренное заданием схождение ДА в вертикальной или горизон­тальной плоскости на интервалы и дистанции менее установленных, в результате которого возникает опасность их столкновения.

По вертикали воздушное пространство делится на нижнее иг верхнее. В нижнем воздушном пространстве, в котором летают — и вертолеты, эшелонирование осуществляется через 300 м, начиная с нижнего эшелона 900 м до 6 000 м. Высота эшелона выдержива­ется по давлению 760 мм рт. ст. Ниже нижнего эшелона высота полета в районе аэродрома выдерживается по давлению на уров­не ВПП, а при полете по маршруту — по минимальному атмос­ферному давлению на маршруте полета, приведенному к уровню моря. При этом ДА со скоростями полета 300 км/ч и менее эше­лонируются через 150 м. Правила вертикального эшелонирования и выполнения полетов на эшелонах и вне их рассматриваются в главе 17.

Рассредоточение ЛА, выполняющих полет на одинаковой высо­те, осуществляется путем продольного и бокового их эшелонирова­ния. Минимальные интервалы и дистанции между ЛА определя­ются ОПП и зависят от условий, в которых выполняются полеты, наличия непрерывного радиолокационного контроля.

Кроме того, Основными правилами полетов установлено распре­деление ответственности за соблюдение правил полетов и их безо­пасность. Днем в простых метеоусловиях, когда полет выполняется по ПВП, орган УВД отвечает за распределение воздушного про­странства и информацию экипажей о воздушной и метеорологи­ческой обстановке. Командир ЛА в этих условиях отвечает за вы­держивание заданной (безопасной) высоты, осмотрительность, соблюдение дистанций между ЛА, четкое выполнение правил ви­зуального полета и команд органов УВД. Полеты по ПВП выпол­няются с максимальной осмотрительностью всего экипажа. Это особенно важно в районе аэродрома, где высокая насыщенность воздушного пространства, и при пролете точек пересечения МВД. Для обеспечения расхождений, избежания опасных сближений и столкновений с ЛА командир экипажа имеет право по своему усмотрению маневрировать курсом и скоростью. Минимальные интервалы между ЛА, следующими по одному маршруту на одн —

наковой высоте, должны быть не менее 2 км, в момент пересечения маршрута, занятого другим ЛА, не менее 2 км при скорости ЛА 300 км/ч и менее, а для более скоростных ЛА не менее 5 км. При обгоне впереди летящего ЛА на одной высоте его обходят спра­ва не ближе 500 м. При полетах по аэродромному кругу обгон более скоростными Л А выполняется до третьего разворота с внеш­ней стороны. С внутренней стороны обгон разрешается идущим на внеочередную посадку. На встречных курсах без бокового интер­вала на одной высоте расхождение выполняется левыми борта­ми (каждый отворачивает вправо). При встрече ЛА на пересекаю­щихся курсах и на одинаковой высоте командир ЛА, заме­тивший другой ЛА справа от себя, должен увеличить высоту полета, а заметивший слева — уменьшить ее таким образом, чтобы разность высот обеспечивала их безопасное расхож­дение.

При выполнении полетов в составе групп правила и нормы эшелонирования ЛА определяются НПП. В боевом порядке сек­торы наблюдения между летчиками группы устанавливаются та­ким образом, чтобы при просмотре воздушного пространства был взаимный контроль.

О направлении полета ЛА ночью можно судить по аэронавига­ционным огням: слева по полету расположен красный огонь, спра­ва зеленый, в хвосте белый. Своевременное обнаружение ЛА и оп­ределение направления его движения при встрече позволит грамот­но выполнить расхождение с ним.

Командир ЛА, выполняющий полет по ПВП, должен быть в постоянной готовности для перехода к полету по ППП. При пере­ходе на полет по приборам он обязан согласовать высоту (эше­лон) полета с органом УВД, под управлением которого находит­ся, так как в этом случае орган УВД отвечает не только за пра­вильное назначение безопасного эшелона полета, но и за даль­нейшее обеспечение установленного эшелонирования (вер­тикального, продольного, бокового), безопасное расхожде­ние ЛА.

Продольное и боковое эшелонирование при полетах по ППП с непрерывным радиолокационным контролем за воздушным движе­нием в данном районе (на участке маршрута, трассы) определено минимальными расстояниями между ЛА, для продольного эшело­нирования без радиолокационного контроля — временными интер­валами. Значения интервалов указаны в ОПП.

Развитие процесса управления воздушным движением идет по пути его автоматизации. При автоматизированном УВД на земле без запроса летчика по радио можно получить его позывной, теку­щую и заданную высоту полета, остаток топлива, сигналы отказа радиосвязи, нападения на экипаж, бедствия и др., а в перспекти­ве— выдачу на борт рекомендаций по созданию бесконфликтных траекторий движения ЛА. Расширение автоматизации УВД еще больше повысит безопасность полетов.