Предотвращение столкновений с летательными аппаратами в воздухе
Для обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве СССР, рационального его использования, осуществления контроля за движением ЛА Основными правилами полетов определен порядок их организации и проведения — режим полетов. Установлена система вертикального, продольного и бокового эшелонирования — рассредоточения ЛА по высоте, времени, рас
стоянию или угловому смещению при выполнении полетов по правилам визуальных полетов (ПВП) и полетов по приборам» (ППП).
Режим полетов может быть общим, т. е. действующим в воздушном пространстве всей страны, особым — в приграничной полосе и над отдельными районами, временным — на период учений и в случаях, требующих специальной организации безопасности полетов, и местным, устанавливаемым в отдельных районах территории военного округа и на отдельных участках МВД и воздушных трасс.
Все полеты выполняются в строгом соответствии с установленным режимом, с соблюдением правил эшелонирования ДА, исключающих опасное их сближение. Опасное сближение — не предусмотренное заданием схождение ДА в вертикальной или горизонтальной плоскости на интервалы и дистанции менее установленных, в результате которого возникает опасность их столкновения.
По вертикали воздушное пространство делится на нижнее иг верхнее. В нижнем воздушном пространстве, в котором летают — и вертолеты, эшелонирование осуществляется через 300 м, начиная с нижнего эшелона 900 м до 6 000 м. Высота эшелона выдерживается по давлению 760 мм рт. ст. Ниже нижнего эшелона высота полета в районе аэродрома выдерживается по давлению на уровне ВПП, а при полете по маршруту — по минимальному атмосферному давлению на маршруте полета, приведенному к уровню моря. При этом ДА со скоростями полета 300 км/ч и менее эшелонируются через 150 м. Правила вертикального эшелонирования и выполнения полетов на эшелонах и вне их рассматриваются в главе 17.
Рассредоточение ЛА, выполняющих полет на одинаковой высоте, осуществляется путем продольного и бокового их эшелонирования. Минимальные интервалы и дистанции между ЛА определяются ОПП и зависят от условий, в которых выполняются полеты, наличия непрерывного радиолокационного контроля.
Кроме того, Основными правилами полетов установлено распределение ответственности за соблюдение правил полетов и их безопасность. Днем в простых метеоусловиях, когда полет выполняется по ПВП, орган УВД отвечает за распределение воздушного пространства и информацию экипажей о воздушной и метеорологической обстановке. Командир ЛА в этих условиях отвечает за выдерживание заданной (безопасной) высоты, осмотрительность, соблюдение дистанций между ЛА, четкое выполнение правил визуального полета и команд органов УВД. Полеты по ПВП выполняются с максимальной осмотрительностью всего экипажа. Это особенно важно в районе аэродрома, где высокая насыщенность воздушного пространства, и при пролете точек пересечения МВД. Для обеспечения расхождений, избежания опасных сближений и столкновений с ЛА командир экипажа имеет право по своему усмотрению маневрировать курсом и скоростью. Минимальные интервалы между ЛА, следующими по одному маршруту на одн —
наковой высоте, должны быть не менее 2 км, в момент пересечения маршрута, занятого другим ЛА, не менее 2 км при скорости ЛА 300 км/ч и менее, а для более скоростных ЛА не менее 5 км. При обгоне впереди летящего ЛА на одной высоте его обходят справа не ближе 500 м. При полетах по аэродромному кругу обгон более скоростными Л А выполняется до третьего разворота с внешней стороны. С внутренней стороны обгон разрешается идущим на внеочередную посадку. На встречных курсах без бокового интервала на одной высоте расхождение выполняется левыми бортами (каждый отворачивает вправо). При встрече ЛА на пересекающихся курсах и на одинаковой высоте командир ЛА, заметивший другой ЛА справа от себя, должен увеличить высоту полета, а заметивший слева — уменьшить ее таким образом, чтобы разность высот обеспечивала их безопасное расхождение.
При выполнении полетов в составе групп правила и нормы эшелонирования ЛА определяются НПП. В боевом порядке секторы наблюдения между летчиками группы устанавливаются таким образом, чтобы при просмотре воздушного пространства был взаимный контроль.
О направлении полета ЛА ночью можно судить по аэронавигационным огням: слева по полету расположен красный огонь, справа зеленый, в хвосте белый. Своевременное обнаружение ЛА и определение направления его движения при встрече позволит грамотно выполнить расхождение с ним.
Командир ЛА, выполняющий полет по ПВП, должен быть в постоянной готовности для перехода к полету по ППП. При переходе на полет по приборам он обязан согласовать высоту (эшелон) полета с органом УВД, под управлением которого находится, так как в этом случае орган УВД отвечает не только за правильное назначение безопасного эшелона полета, но и за дальнейшее обеспечение установленного эшелонирования (вертикального, продольного, бокового), безопасное расхождение ЛА.
Продольное и боковое эшелонирование при полетах по ППП с непрерывным радиолокационным контролем за воздушным движением в данном районе (на участке маршрута, трассы) определено минимальными расстояниями между ЛА, для продольного эшелонирования без радиолокационного контроля — временными интервалами. Значения интервалов указаны в ОПП.
Развитие процесса управления воздушным движением идет по пути его автоматизации. При автоматизированном УВД на земле без запроса летчика по радио можно получить его позывной, текущую и заданную высоту полета, остаток топлива, сигналы отказа радиосвязи, нападения на экипаж, бедствия и др., а в перспективе— выдачу на борт рекомендаций по созданию бесконфликтных траекторий движения ЛА. Расширение автоматизации УВД еще больше повысит безопасность полетов.