Характеристики вихревого следа самолета Ил-76
С помощью рассмотренной методики исслєдовньі характеристики вихревого следа за различными самолетами при различных условиях полета.
В данном разделе приводятся результаты исследования характеристик дальнего вихревого следа за самолетом Ил-76, при котором
Рис. 4.9. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолета Ил-76 |
Рис. 4.10. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолета В-747 |
Было выявлено влияние скорости и высоты полета на положение вихревого следа, а также влияние состояния атмосферы в соответствии с разд. 4.6.
На рис. 4.11 приведены результаты расчета положения центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76, летящим на высоте Н = 1000 м со скоростью V = 300км/ч при различных состояниях атмосферы: очень устойчивом (СА = 1), нейтральном (СА = 3) и очень неустойчивом (СА = 5). Видим, что в очень спокойной атмосфере вихревой след на удалении X = 15 км опустился уже на ДН = —110 м. В очень неустойчивой атмосфере (СА = 5) вихревой след быстро затухает за счет диффузии вихрей, высота опускания вихревых жгутов составила всего ДН = — 30м.
Рис. 4,11, Положение центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76 (V = 300км/ч, H = 1000 м) при разных состояниях атмосферы |
На рис. 4.12 аналогичные результаты представлены для самолета Ил-76, летящего на высоте Н = 1000 м со скоростью V = 500км/ч при тех же состояниях атмосферы. Видим, что теперь в очень спокойной атмосфере (СА = 1) вихревой след на удалении X = 15 км опустился на ДН = —55 м. В очень неустойчивой атмосфере (СА = 5) высота опускания вихревых жгутов составила ДН = —15 м.
Рис. 4.12. Положение центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76 (V = 500км/ч, H = 1000 м) при разных состояниях атмосферы |
На рис. 4.13 результаты приведены для самолета Ил-76, летящего на высоте Н = 1000 м со скоростью V = 700км/ч при тех же состояниях атмосферы. Видим, что в очень спокойной атмосфере (СА = 1) вихревой след на удалении X = 15 км на этот раз опустился на ДН = —35 м. В очень неустойчивой атмосфере (СА = 5) высота опускания вихревых жгутов составила ДН = —12 м.
Удаление, км Рис. 4.13. Положение центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76 (V = 700км/ч, H = 1000 м) при разных состояниях атмосферы |
Таким образом, установлено, что с увеличением скорости полета на одной и той же высоте за счет уменьшения циркуляции вихревых жгутов уменьшается высота опускания центров вихревых жгутов.
С увеличением высоты полета картина меняется. На рис. 4.14 приведены результаты расчета положения центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76, летящим на высоте Н = 5000 м со скоростью V = 300км/ч при состояниях атмосферы: очень устойчивом (СА = 1), нейтральном (СА = 3) и очень неустойчивом (СА = 5).
Рис. 4.14. Положение центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76 (V = 300км/ч, H = 5000 м) при разных состояниях атмосферы |
Видим, что в очень спокойной атмосфере (СА = 1) вихревой след на удалении X = 15 км опустился на ДН = —150 м. В очень неустойчивой атмосфере (СА = 5) высота опускания вихревых жгутов составила ДН = —40 м. Сравним: при = 1 на высоте Н = 1000м ДН = —110 м, а при СА = 5 ДН = — 30 м (см. рис. 4.11), т. е. с увели-
чєниєм высоты полета при прочих равных условиях высота опускания вихрей увеличивается. Аналогичная картина наблюдается и при других скоростях полета (см. рис. 4.13 и рис. 4.14).
На рис. 4.15 приведены результаты расчета положения центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76, летящим на высоте Н = 5000 м со скоростью V = 500км/ч при состояниях атмосферы: очень устойчивом (СА = 1), нейтральном (СА = 3) и очень неустойчивом (СА = 5). В очень спокойной атмосфере (СА = 1) вихревой след на удалении X = 15 км опустился на ДН = —70 м. В очень неустойчивой атмосфере (СА = 5) высота опускания вихревых жгутов составила ДН = —25 м. Сравним: на высоте Н = 1000 м при СА = 1 ДН = —55 м, а при
= 5 ДН = —15м (см. рис. 4.12).
Рис. 4.15. Положение центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76 (V = 500км/ч, H = 5000 м) при разных состояниях атмосферы |
Рис. 4.16 представляет результаты расчета положения центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76, летящим на высоте Н = 5000 м со скоростью V = 700км/ч при тех же состояниях атмосферы.
Рис. 4.16. Положение центров вихревых жгутов за самолетом Ил-76 (V = 700км/ч, H = 5000 м) при разных состояниях атмосферы |
В очень спокойной атмосфере (СА = 1) вихревой след на удалении X = 15 км опустился на АН = —45 м. В очень неустойчивой атмосфере (СА = 5) высота опускания вихревых жгутов составила АН = —15 м. Сравним: на высоте Н = 1000 м при СА = 1 АН = —35 м, а при СА = 5 АН = —12м (см. рис. 4.13).
Таким образом, установлено, что с увеличением высоты при одной и той же скорости полета за счет увеличения циркуляции вихревых жгутов увеличивается высота опускания центров вихревых жгутов, (см. рис. 4.14 —рис. 4.16).
Влияние состояния атмосферы на затухание вихрей можно проследить на рис. 4.17 —рис. 4.21.
б Рис. 4.17. Поля возмущенных скоростей за самолетом Ил-76 при t = 0 с (а) и t = 11с (б) (V = 500 км/ч, H = 5000 м, СА = 5) |
На рисунках 4.17 и 4.18 показаны результаты расчета полей возмущенных скоростей за самолетом Ил-76, летящим на высоте H = 5000 м со скоростью V = 500км/ч в очень неустойчивой атмосфере (СА = 5) на различных удалениях от самолета: X = 0; 1,53; 3,06 и 4,58 км. Видим, что при этих условиях полета уже на удалении 4-5 км вихревые жгуты затухают и перестают быть опасными для других самолетов.
Рис. 4.18. Поля возмущенных скоростей за самолетом Ил-76 при t = 22 c (а) и t = 33 с (б) (V = 500 км/ч, H = 5000 м, СА = 5) |
В спокойной атмосфере картина меняется. На рис. 4.19-4.21 представлены результаты расчета полей возмущенных скоростей за самолетом Ил-76, летящим на высоте H = 5000 м со скоростью V = 500км/ч в очень устойчивой атмосфере (СА = 1) на удалениях X = 0; 1,53; 3,06; 4,58; 12,5 и 14,86 км. При этих условиях полета вихревые жгуты также
Рис. 4.19. Поля возмущенных скоростей за самолетом Ил-76 при t = 0 c (а) и t = 11с (б) (V = 500 км/ч, H = 5000 м, СА= 1) |
затухают, но это происходит уже на значительно Больших удалениях (примерно 12-14 км).