На высотомере установлено давление аэродрома вылета (посадки)

Полнота учета ошибок высотомера зависит от характера мест­ности и полетов, их продолжительности и значений высот.

а). Расчет минимальной безопасной высоты полета по кругу над аэродромом производится без учета барической поправки высотомера по формуле

Ямб кр = ЯИст. без ДЯпреп ДЯтемш (15.1)

где Яист. без = 100 м при выполнении полета по правилам визуаль­ного полета (ПВП) и 200 м при выполнении полета по приборам ДШП); ДЯпреп—превышение препятствий над более низким по­рогом ВПП в полосе ±5 км, округляемое в сторону увеличения до значения кратного 10; ДЯтеМп — температурная поправка высо­томера, рассчитываемая по минимальному значению температуры to за многолетний период.

Пример. Рассчитать ЯМ¥, для полета по ППП, если в полосе ±5 км на г МБ кр

местности, абсолютная высота которой Ям = 455 м, расположено препятствие высотой 145 м. Высота более низкого порога ВПП #аэр*=388 м, минималь­ная температура воздуха у земли в районе аэродрома по многолетним наблю­дениям /о=—35° С.

Решение. 1. Находим превышение препятствия над порогом ВПП, ок­ругляем его в сторону увеличения до значения кратного 10:

АЯцреп^ (ЯM-j-Лпреп)—Яаэр= (4554-145)—388 = +212~220 м.

1. Определяем относительную безопасную высоту полета по кругу:

Я0тн. без. кр = ЯИст. без + ДЯпреп = 200+220 = 420 м.

Так как барическая поправка не учитывается, то Яотв. без. кр равна

Я и спр. без. кр.

2. Находим температурную поправку высотомера по приближенной фор^ муле:

АЯтеМп=[(^о-15)/300] Яи спр. без. кр — [ (—35—15) /300] 420=—70 м.

3. Определяем минимально безопасное показание высотомера для полета по кругу над данным аэродромом (показание точного прибора):

ЯМБ кр ==Яиспр. без. кр—ЛЯтемп = 420—(—70) =490 м.

4. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) соответствующее этой высоте минимально безопасное показание высотомера при полете по кругу: Япр. мбкр — =500 м.

б) . Расчет минимальной безопасной высоты полета в районе аэродрома (в радиусе 50 км} предусматривает обеспечение безопасности от столкновения с зем­ной поверхностью и наземными препятствиями прилетающих на данный аэродром воздушных судов после перехода к выдержива­нию высоты относительно давления на уровне его ВПП.

В данном случае барическая ошибка высотомера также не учитывается, расчет выполняется по формуле

Ямб азр = 300 + АЯрел 4" АЯдреп» (15.2)

Пример. Рассчитать ЯМБ аэр> абсолютная высота ВПП которого ЯаЭр = = 270 м.

Решение. 1. Определяем по полетной карте с использованием горизон­талей абсолютную высоту наивысшей точки рельефа и превышение препят­ствий над ней в радиусе 50 км от аэродрома (КТА): Ярел = 420 м, препятствие высотой Л=80 м расположено на местности с абсолютной высотой Ям=390 м, его превышение ДЯПреп= (Ям+/*преп)—Ярел= (390+80)—420 =+50 м.

2. Определяем превышение рельефа местности:

ДЯрел^Ярел—Яаэр^420—270 = — f-150 м.

3. Определяем минимально безопасное показание высотомера для района данного аэродрома (показание точного прибора):

ЯМБ аэр =300+150+50=500 м.

Значение Ямб аэр указывается на схемах района аэродрома в сборниках и перечнях навигационных данных этих аэродромов и в инструкции по производству полетов на аэродроме.

Для использования Ямб аор необходимо из схемы данного аэро­дрома выбрать ее значение, затем войти в таблицу поправок вы­сотомера (табл. 3.1) и отсчитать соответствующее этой высоте (эшелону) минимально безопасное показание высотомера

Япр. МБ-

в) Полеты на средних высотах, в горной мест­ности и по длительным маршрутам. Расчеты вы­полняются по формуле

Япр. без. аор==Яист> без 4" АЯрел 4" АЯпреп 4” 1 1 (Рприв. аэр Рприв. мин)

— АЯтемп — (15.3)

Пример. Рассчитать Япр. без. аэр, если #ист. без = 900 м, р*эР = 729 мм рт. ст., Яаэр = 440 м, ожидаемое минимальное атмосферное давление по маршруту, приведенное к уровню моря 750 мм рт. ст., Ярел = 1140 м, вышка высотой 120 м установлена на местности с абсолютной высотой 1100 м, температура воздуха у земли f0=—10° С.

Решение. 1. Определяем превышение рельефа местности:

ДЯрел^Ярел—//аэр^1140—440 = +700 м.

2. Определяем превышение препятствия над наивысшей точкой рельефа:

АЯпреп= (1100+120) — 1140 = +80 м.

3. Определяем относительную высоту:

^7отн. без^^ист. без+А//рел + А//Преп^900 + 700+80= 1680 м.

4. Находим высоту, исправленную на барическую поправку высотомера:

ЯИспр. без^=Яотн. без+11 (Рприв. аэр—Рприв. мин)»

где

Рпрнв. аэр Раэр+Яаэр/11 729440/11 = 769 ММ рт. СТ.

Тогда

Яиспр. без = 1680+11 (769—750) = 1889 м.

5. Рассчитываем температурную поправку высотомера по приближенной формуле:

Д#темп = [(*о-15)/300] Яиспр = [(— Ю—15)/300] 1889 =—157 м.

6. Определяем показание безопасной высоты (для точного прибора):

Я пр. без. аэр^Яиспр. без—АЯ-гемп1889+157=2046 м.

7. Определяем показание высотомера с учетом его суммарной поправки (табл. 3.1): Япр. без — 2066 м.

Температурную поправку в показание высотомера более точ­но можно внести расчетом на НЛ-10М (см. рис. 3.14), предвари­тельно определив /н и t0 + ^н:

*н = к — ^грЯиспр = — 10 — 0,0065 • 1889 « — 22° С. to + tn = — 10 — 22 = —32° С.

Тогда в нашем примере показание высотомера с учетом его суммарной поправки Япр. без = 2100 м.

II. На высотомере установлено минимальное приведенное дав­ление.

В этом случае расчет показания прибора, обеспечивающего определение минимальной безопасной высоты полета по маршру­ту ниже нижнего эшелона, выполняется по формуле

^МБ марш = -^ист. без Н" ^рел 4" Д^преп — Д^темп* (1^.4)

Пример. Запланирован перелет по маршруту большой продолжительности, командир установил летчику Яист. без = 300 м, температура воздуха у земли

в точке минимального давления to =—10° С. Рассчитать Я„„

МБ марш

Решение. 1. Определяем по полетной карте высоту рельефа местности, а по местам расположения искусственных препятствий — их превышение над наивысшей точкой рельефа:

Ярел =480 АЯпреп = +90 м.

2. Определяем относительную безопасную высоту:

Я Яист, без+^релН-АЯпреп=300+480+90 = 870 м.

МБ отн

3. Рассчитываем температурную поправку высотомера:

АЯтемп=[(— Ю—15)/300] 870=—72 м.

4. Определяем минимально безопасное показание высотомера (показание точного прибора), учтя АЯ темп»

ЯМБ марш = Я МБ отн—АЯтемп = 870—(—72)^942 M.

5. Определяем показание высотомера с учетом его суммарной поправки (табл. 3.1): ЯПр. МБ = 962 м.

III. На высотомере установлено давление 760 мм рт. ст.

I ) Д7/темп*

(15.5)

Подпись: НМБ ; Подпись: ://Ист. без + ^рел +ДЯпреп “Ь 1 1 (760 /?при

Расчет показания прибора, обеспечивающего определение мини­мального безопасного эшелона, выполняется по формуле

Пример. Запланирован перелет с выдерживанием высоты полета по дав­лению 760 мм рт. ст. Яист. без = 900 м, температура воздуха у земли наивыс­шей точки рельефа местности /0=+25°С, рПрив. мин = 735 мм рт. ст. Опре­делить Ям б эш*

Решение. 1. Определяем по карте с помощью горизонталей:

Ярел = 1280 м. АЯПреп =+70 м.

2. Определяем исправленную высоту:

Яиспр. МБ эш = 900 + 1280+70+11 (760—735) =2525 м.

3. Рассчитываем температурную поправку высотомера:

АЯТемп =[(+25—15) /300]2525 = +84 м.

4. Определяем минимально безопасное показание высотомера (показание точного прибора), учтя А Я темп’

Я пр. МБ =2525—84 = 2441 м.

Ближайший эшелон с ИПУ = 0 + 179° (180 — f 359°) — 2700 (3000)м.

5. Определяем показание высотомера с учетом его суммарной поправки (табл. 3.1): Ямб эш = 2750 (3070) м.

Безопасность от столкновения с земной (водной) поверхностью и препятствиями вне видимости земли гарантируется только в том случае, когда полет выполняется не ниже рассчитанного уров­ня высоты.