Устройство временных спусков и маневренных площадок
Там, где береговая полоса, а также акватория не позволяют ограничиться только якорной стоянкой, устраивают временные спуски и маневренные площадки или же специальные пристани для посадки пассажиров и грузов.
Рама деревянного спуска обычно укрепляется на сваях или просто лежит закрепленной на фундаменте или непосредственно на грунте. Сверху^спуск обшивается двумя рядами толстых сосновых или дубовых досок. Направление досок каждого ряда
делается различным во избежание перекоса, причем доски верхнего ряда обыкновенно кладутся перпендикулярно к протяжению спуска или под углом 45°, чтобы при рассыхания в надводной части в щели между досками не могли попасть колеса тележки.
Часть спуска, находящуюся в воде, предварительно смолят или пропитывают креозотом для предохранения от гниения.
На гидроаэродромах с течением или сильным прибоем грунт около части спуска, омываемого водой, укрепляют с боков
и у конца камнями во избежание его размыва, а деревянную обшивку набивают со щелями — для прохода воды между отдельными досками.
В местах, подверженных большим прибылям воды, спуски устраиваются на сваях, поднятых над уровнем низкого берега, причем при постройке надо обращать внимание на их надежное укрепление в грунте.
Деревянные маневренные площадки строятся подобно спускам: на сваи или грунт кладут и скрепляют обтесанные бревна-лежни, на которые нашиваются двумя взаимно перпендикулярными рядами сосновые доски.
Для подъема гидросамолетов из воды устраиваются или ручные лебедки (рис. 158), или шпили. При наличии спуска небольшой крутизны для вытаскивания гидросамолета может быть использован тягач или трактор.
Другая конструкция простого и дешевого спуска показана на рис. 159. Спуск состоит из двух рядов деревянных свай, забитых в грунт. В продольном направлении спуска сваи связаны деревянными прогонами с рельсами, по которым двигается тележка. Гидросамолет при подходе к спуску заруливает на опущенную тележку и устанавливается на нее поплавками. Тележка поднимается по спуску при помощи лебедки или тягачом.
В поперечном направлении сваи связываются деревянными брусьями. По одной стороне спуска укладываются две доски, по которым в случае необходимости можно пройти до конца спуска.
В верхней части спуска уклон делается меньше, так как в этом месте тележка с установленным на ней гидросамолетом остается до тех пор, пока не возникнет необходимость в обратном спуске его на воду. В том случае, если постоянные деревянные
спуски делать неудобно или же является необходимость в приемке единичных гидросамолетов, например, для приема или высадки пассажиров, то на таких промежуточных станциях применяют следующие устройства. Для приема одиночного небольшого гидросамолета (рис. 160), на берегу, на деревянных
Рис. 160. Понюн дія причаїивания гидросамолетов |
сваях устраивается помост, от которого спускается лестница к небольшому деревянному понтону. Понтон имеет основанием несколько цилиндрических бочек, скрепленных вместе, на бочки накладывается настил из досок. Гидросамолет подруливает к пон-
Рис. 161. Понтон дія причаїивания гидросамоіетов |
тону, швартуется к нему и производит разгрузку. Для того чтобы при подходе гидросамолета к понтону предохранить поплавки или лодку от повреждений, наружный край понтона обивается мягким кранцем. Понтон укрепляется к сваям при помощи деревянных распорок, фиксирующих его положение.
На рис. 161 показано устройство, позволяющее принять больше чем один гидросамолет; принципиальной разницы с только что> описанным устройством в данном случае нет — увеличено лишь число понтонов.
BoJfte сложное устройство пловучих спусков показано на рис. 162 и 163. На рис. 162 показан плову Чий спуск, устроенный из нескольких понтонов, соединенных вместе и имеющих наклонный настил, одним концом уходящий в воду. Спуск рассчитан, на прием небольших гидросамолетов (на рис. амфибия) при помощи людей или ручной лебедки. Пловучий спуск укрепляется на якорях и соединяется с берегом посредством двух деревянных мостков.
Рис. 162. Пловучий спуск |
На рис. 163 показан пловучий спуск с вращающейся платформой. Он представляет* собой металлическую клепаную пространственную ферму, имеющую сверху деревянный настил длиной 25 м и шириной 14 м. Ферма поддерживается на плову при помощи цилиндрических цистерн, наполненных воздухом,, и специального балластного отсека, расположенного на конце пловучего спуска, уходящего в воду. В средней части имеется вращающаяся платформа диаметром 14 л«. Большой резервуар с сжатым воздухом и специально установленный воздушный компрессор обеспечивают быстрое маневрирование балластным отсеком при приеме гидросамолета, поддерживая ватерлинию спуска в безопасных пределах. Электромотор мощностью в 20 л. с., приводит в движение вращающуюся платформу со скоростью
одного оборота в минуту. В момент приема гидросамолета ватерлиния спуска проходит через центр вращающейся платформы, и гидросамолет, подруливая на моторах, входит на платформу, опираясь на свои поплавки или, если это амфибия, выходя на колесах. Платформа поворачивается на 90°, под колеса или поплавки устанавливаются подкладки, для того чтобы гидросамолет не мог сдвинуться с места; и платформа поворачивается на 180° от своего первоначального положения. Вся операция по подъему гидросамолета занимает от 20 до 30 сек.
Рис. 163. Шовучий спуск: |
а — резервуар для сжатого воздуха; б — балластные цистерны |
Спуск гидросамолета производится в обратном порядке.
Наличие помещений для пассажиров и достаточно удобное место для производства посадки их, а также быстрое маневрирование гидросамолетом является большим удобством пловучего спуска.
Все рассмотренные нами понтоны и спуски не зависят от колебания уровня воды и могут быть быстро переведены из одного места в другое, наконец, если в этом месте зимой водная поверхность замерзает, они могут быть быстро убраны й сохранены до следующей навигации.
Таким образом, условия эксплоатации гидросамолетов выявляют целый ряд специфических требований к оборудованию как постоянных, так и временных аэродромов. Поставив задачу — познакомить в общих^ чертах с оборудованием гидроаэродромов, считаем необходимым отметить, что при выборе места для размещения гидроаэродрома и проектировании его оборудования следует исходить из соображений всемерно сократить трудоемкие операции по подъему и спуску гидросамолетов, обслуживанию его в ангаре, а также правильно расположить якорные стоянки для обеспечения свободного и безопасного маневрирования гидросамолета ца роде.
Для обслуживания гидросамолета на воде в процессе его эксплоатации необходимы так называемые пловучие средства.
Пловучие средства бывают самоходные и несамоходные. К самоходным пловучим средствам относятся различного назна — " чения катера, глиссеры и моторные лодки со стационарным или подвесным двигателем, самоходные, баржи, самоходные пловучие краны и т. п. К несамоходным пловучим средствам относятся шлюпки разных размеров, понтоны различного назначения, грузовые баржи, пловучие краны и т. п.^
Катера по своему, назначению делятся на: буксирные рейдовые, буксирные мореходные, катера быстроходные, технической помощи, по обслуживанию полетов. Специализация их назначения характеризуется соответственными элементами водоизмещения мощностью двигателя и наличием специального оборудования
На рис. 164 показан катер .английских ВВС с установленным тентом. Особую форму имеет корпус: в носу сечение подводной части заострено вшиде клина, который по мере приближения к корме приобретает все более и более полные очертания, переходя у кормы в днище плоской формы, где расположены два винта.
Подобного рода катера могут быть использованы как для буксировки ‘гидросамолетов, — так и для перевозки пассажиров, а также для оказания помощи гидросамолету при вынужденной посадке.