Учет влияния воздушных винтов на. характеристики дальнего вихревого следа
Введем следующие обозначения:
d —диаметр винта; ш — угловая скорость вращения винта; V0 — скорость набегающего потока;
Vi = Vo + vi — осевая скорость в плоскости диска винта (vi — соответствующая индуктивная скорость);
V? = Vo + г? — осевая скорость в струе за винтом (г? — соответствующая индуктивная скорость), v? = 2vi;
To — радиус втулки винта;
л ro г, d
Е = — — относительный радиус втулки винта, где R = —;
Р — тяга винта; M — крутящий момент на валу винта.
Тогда dP = dmV? — dmVi = dv?, где dP — элемент тяги на радиусе т, dm = ?птйтр, Vi — массовый расход на радиусе г. Таким образом,
dP = 2прVlV2тdт.
Предположив, что распределение индуктивных осевых скоростей по диску винта равномерно, получим
R
rdr = 2-npV^i (R2 — r°) = npV1v2R2 (1 — £2)
С учетом равенств Vi = VO + vi и vo = 2vi получим
P = nR2p (1 — £°) (V0 + vi) 2vi = 2nR2p (1 — £2) (V0vi + v°) .
Введем относительную индуктивную осевую скорость V = ■vir, тогда
uR
P = 2nR2p (1 — Є2) (VquRV + w2R2V2) .
Поскольку P = apn2d4, ш = 2nn (a — коэффициент тяги винта, n — обороты винта),
apn2d4 = 2п^p (i — £2) ^V02nndV + 4n2n2d^V2^ ,
или, после сокращения на pd2,
an2d2 = 2 (1 — £2) {y^^ndV + n2n2d2V^ .
Выполнив сокращения и имея в виду, что Vo/nd = X —коэффициент скорости винта, получим
a = П (1 — £2) (nXV + n2V2^ .
Из этого выражения найдем V:
n°V2 + nXV —
V = 2
v=-—+ ,
2п ^ 4п2 п3 (і — С2)
Из двух корней квадратного уравнения выбран положительный.
Выражение для крутящего момента dM = dmu^r, где U2 (r) — распределение окружной индуктивной скорости по диску винта далеко за ним,
С учетом соотношения dm = 2nrdrpVi получим dM = 2npVyU2r2dr. Отсюда
Потребляемая винтом мощность N = Мш, т. е,
R
N = Мш = 2npwVi
В силу принятой вихревой схематизации винта можно считать, что U2 (r) = 2— > гДе Г — циркуляция порожденного винтом осєвого вихря, Тогда
N = Мш = 2пpшVi-Г-R2 (і — £2) = 1 ^V^R2 (і — £2) .
Поскольку N = Мш = (3fyn?(R, где в — коэффициент мощности винта, найдем
Jipn’d5 = 2р (і — £2) шV^ГR2.
С учетом ш = 2пп, Vi = Vo + vi, vi = VшR = 2nnRV, R = d/2 получим
epn3d5 = 2р (i — £2) 2nn (Vo + 2nndv) Г1
После сокращения на pnd2
впn2d3 = П (і — £2) (VO + nndV) Г.
Введем безразмерную циркуляцию Г = Г/uiRd, тогда
i2
pn2d3 = 4 (і — £2) (V0 + nndV) Г2ппу.
Сокращая на nd2, получаем
_ 2 ______________________ _
end = ^ (і — £2) (Vo + nndV) Г.
Отсюда
в = Т (і — e2)(nd + пУ)г или
2
в = —р (1 — е2) (Л + г
Следовательно,
4в
-‘О — «о (;
Используя выражение, полученное для V, найдем
Если задан режим работы винта — Л, а, в и известен относительный диаметр втулки £, то определить интенсивность генерируемого винтом осєвого вихря можно по формуле (5.6).
Если ввести в рассмотрение безразмерную циркуляцию осєвого вихря по формулам, принятым для ЛА в целом, Г* = Г/VoL, где L — некоторый характерный размер, то Г и Г* будут связаны соотношением r^Rd = r*V0L, т. е.
-р* -^n>Rd p2—nd d
= Г VoL = Vo 2L ’
Г* = Г — d,
Л
где d = d/L — относительный диаметр винта.
Вихревая схема струи винта будет иметь вид, показанный на рис. 5.2: п вихрей, расположенных равномерно по окружности, диаметр которой равен диаметру винта, моделируют поверхность струи винта.
Циркуляция каждого из этих вихрей равна Г*/п, а направление вращения противоположно направлению вращения осевого вихря. Осевой вихрь при этом создает вращение, совпадающее по направлению с вращением винта.
Таким образом, формула (5.6) является основной для расчета циркуляции осевого вихря. Вопрос о том, сколько нужно брать П-образ — ных вихрей для моделирования работы воздушного винта, рассмотрен в следующем разделе.
Для задания режима работы винта можно воспользоваться серийной диаграммой винта. Для точки,_еоответствующей заданному режиму по диаграмме, определяются: в —коэффициент мощности винта, А — коэффициент скорости винта, а — коэффициент тяги винта и п — коэффициент полезного действия.
Для учета осевой скорости в струе от винта применен следующий прием. Известно, что силу тяги двигателя P можно определить по формуле
P = G(Cc — И),
где G — расход воздуха через двигатель, Cc — скорость истечения струи, V —скорость полета. Задав режим работы двигателя или предположив равенство тяги и лобового сопротивления самолета, легко определяем осевую скорость Cc. Затем вычисляем во сколько раз осевая скорость превышает скорость полета. Строим треугольник скоростей, из которого и определяем перемещение осевого вихря в следующем расчетном сечении.