Х-45

США

Х-45

Разработку экспериментального боевого БПЛА Х-45 ведет фирма «Боинг» совместно с Управлением перспективных исследований Министерства оборо­ны США (DARPA) и ВВС США. В настоящее время в рамках второго этапа программы приступили к лет­ным испытаниям демонстрационных образцов аппа­рата, кроме того, изготовлены прототип контейнера для их долговременного хранения, а также наземная станция управления.

Х-45

Аппарат Х-45 выполнен по аэродинамической схе­ме «летающее крыло» и оснащен трехопорным, уби­рающимся в полете шасси с носовым колесом (ис­пользуются модернизированные стойки шасси истребителя F-5). В конструкции планера применены композиционные материалы на основе углерода. По заявлению разработчиков, их массовая доля в де­монстрационных образцах достигает около 45%, а в серийных будет доведена до 90%. Операции по от­клонению управляющих аэродинамических поверх­ностей и створок бомбового люка, уборка-выпуск шасси, работа тормозной и ряда других систем обес­печиваются электрическими приводами.

В состав силовой установки входит двухконтур­ный турбореактивный двигатель F124 (максималь­ная тяга — 28 кН), оборудованный системой управле­ния вектором тяги по углу рыскания. На серийных образцах планируется использовать более мощный двигатель, полностью отвечающий заданным такти-

— М’

ко-техническим требованиям и обеспечивающий вы­сокую околозвуковую скорость полета.

Основное бортовое радиоэлектронное оборудова­ние представлено радиолокационной станцией с фа­зированной антенной решеткой, активным лазерным локационным комплексом, ИК-станцией переднего обзора, видеокамерами, аппаратурой радиоэлектрон­ной разведки, связи, навигации и опознавания, систе­мой управления оружием.

В состав применяемого вооружения боевого ЬПЛА Х-45 планируется включить управляемые авиацион­ные бомбы серии JDAM различного калибра и управ­ляемые ракеты Hellfire с полуактивной лазерной или активной радиолокационной ГСН, управляемые бое­припасы LOCAAS, противорадиолокационные раке­ты и другие средства поражения, а также ложные це­ли ADM-160 и контейнеры с аппаратурой РЭБ. В зависимости от выполняемой задачи вооружение и подвесные топливные баки могут размещаться как во внутренних отсеках, так и на подкрыльевых уз­лах. В целях увеличения дальности полета при само­стоятельном перебазировании или боевого радиуса действия серийные аппараты предполагается оснас­тить также системой дозаправки топливом в воздухе.

Для контроля полета Х-45 предусматривается при­менять станции управления наземного, воздушного и корабельного базирования. При передаче команд и приеме информации планируется задействовать спутниковые системы связи, ЬПЛА или самолеты-ре — трансляторы. Аппарат будет применяться в полуавто­матическом и автономном режимах с использованием инерциальной навигационной системы с коррекци-

Jc

ей по данным космической радионавигационной си­стемы NAVSTAR (GPS). Кроме того, в случае частич­ной либо полной потери связи с БПЛА возможно продолжение автономного полета по заранее опреде­ленному маршруту в режиме ожидания команд или пе­реход на программное уничтожение заданных целей и возращение на аэродром базирования.

Для хранения и транспортировки боевых БПЛА Х-45 разработан специальный контейнер (срок хра­нения аппарата без регламентных работ до 10 лет) со встроенной контрольно-проверочной аппарату­рой и системой планирования полетного задания, позволяющей вводить программу полета непосред­ственно во время переброски аппаратов самолета­ми. Считается, что военно-транспортный самолет С-17А сможет обеспечивать переброску до шести кон­тейнеров, наземной станции управления и необходи­мого оборудования.

По расчетам разработчиков, стоимость каждого аппарата при серийном производстве составит от 8 до 10 млн. долларов, а эксплуатационные расходы не превысят 20% общих затрат, связанных с эксплу­атацией тактического истребителя F-16CJ.

Согласно установленному графику, демонстраци­онные летные испытания двух образцов боевых БПЛА Х-45 будут проводиться в 2002-2005 г. Б этот пе­риод планируется отработать следующие задачи: на­вигация по промежуточным пунктам маршрута, авто­матический поиск излучающей цели с передачей ее радиолокационного и оптического изображений на станцию управления, заход в заданный район и выход из него с имитацией атаки или реальным применени-

— Л

ем ракетнобомбового вооружения, проверка эффек­тивности функционирования основных элементов системы взаимодействия и перераспределения це­лей между аппаратами в воздухе.

Ожидается, что полномасштабная разработка бо­евых БПЛА будет проводиться в период с 2005 по 2009 г., серийное производство начнется в 2009 г., а поступление на вооружение — не ранее 2010 г. По первоначальной оценке, потребность ВВС. соста­вит около 200 аппаратов данного типа.

Х-45

Х-45

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м……………………………….

…………. 10,37

…………. 8,235

…………….. 2,15

Масса, кг:

…………… 4500

боевой нагрузки…………………………..

Радиус действия, км…………………………

Продолжительность полета, ч……………

Практический потолок, м…………………..

…………… 1350

…………… 1200

………………….. 3

……….. 13 500