Х-45
США
Разработку экспериментального боевого БПЛА Х-45 ведет фирма «Боинг» совместно с Управлением перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA) и ВВС США. В настоящее время в рамках второго этапа программы приступили к летным испытаниям демонстрационных образцов аппарата, кроме того, изготовлены прототип контейнера для их долговременного хранения, а также наземная станция управления.
Аппарат Х-45 выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» и оснащен трехопорным, убирающимся в полете шасси с носовым колесом (используются модернизированные стойки шасси истребителя F-5). В конструкции планера применены композиционные материалы на основе углерода. По заявлению разработчиков, их массовая доля в демонстрационных образцах достигает около 45%, а в серийных будет доведена до 90%. Операции по отклонению управляющих аэродинамических поверхностей и створок бомбового люка, уборка-выпуск шасси, работа тормозной и ряда других систем обеспечиваются электрическими приводами.
В состав силовой установки входит двухконтурный турбореактивный двигатель F124 (максимальная тяга — 28 кН), оборудованный системой управления вектором тяги по углу рыскания. На серийных образцах планируется использовать более мощный двигатель, полностью отвечающий заданным такти-
— М’
ко-техническим требованиям и обеспечивающий высокую околозвуковую скорость полета.
Основное бортовое радиоэлектронное оборудование представлено радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой, активным лазерным локационным комплексом, ИК-станцией переднего обзора, видеокамерами, аппаратурой радиоэлектронной разведки, связи, навигации и опознавания, системой управления оружием.
В состав применяемого вооружения боевого ЬПЛА Х-45 планируется включить управляемые авиационные бомбы серии JDAM различного калибра и управляемые ракеты Hellfire с полуактивной лазерной или активной радиолокационной ГСН, управляемые боеприпасы LOCAAS, противорадиолокационные ракеты и другие средства поражения, а также ложные цели ADM-160 и контейнеры с аппаратурой РЭБ. В зависимости от выполняемой задачи вооружение и подвесные топливные баки могут размещаться как во внутренних отсеках, так и на подкрыльевых узлах. В целях увеличения дальности полета при самостоятельном перебазировании или боевого радиуса действия серийные аппараты предполагается оснастить также системой дозаправки топливом в воздухе.
Для контроля полета Х-45 предусматривается применять станции управления наземного, воздушного и корабельного базирования. При передаче команд и приеме информации планируется задействовать спутниковые системы связи, ЬПЛА или самолеты-ре — трансляторы. Аппарат будет применяться в полуавтоматическом и автономном режимах с использованием инерциальной навигационной системы с коррекци-
Jc —
ей по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR (GPS). Кроме того, в случае частичной либо полной потери связи с БПЛА возможно продолжение автономного полета по заранее определенному маршруту в режиме ожидания команд или переход на программное уничтожение заданных целей и возращение на аэродром базирования.
Для хранения и транспортировки боевых БПЛА Х-45 разработан специальный контейнер (срок хранения аппарата без регламентных работ до 10 лет) со встроенной контрольно-проверочной аппаратурой и системой планирования полетного задания, позволяющей вводить программу полета непосредственно во время переброски аппаратов самолетами. Считается, что военно-транспортный самолет С-17А сможет обеспечивать переброску до шести контейнеров, наземной станции управления и необходимого оборудования.
По расчетам разработчиков, стоимость каждого аппарата при серийном производстве составит от 8 до 10 млн. долларов, а эксплуатационные расходы не превысят 20% общих затрат, связанных с эксплуатацией тактического истребителя F-16CJ.
Согласно установленному графику, демонстрационные летные испытания двух образцов боевых БПЛА Х-45 будут проводиться в 2002-2005 г. Б этот период планируется отработать следующие задачи: навигация по промежуточным пунктам маршрута, автоматический поиск излучающей цели с передачей ее радиолокационного и оптического изображений на станцию управления, заход в заданный район и выход из него с имитацией атаки или реальным применени-
— Л
ем ракетнобомбового вооружения, проверка эффективности функционирования основных элементов системы взаимодействия и перераспределения целей между аппаратами в воздухе.
Ожидается, что полномасштабная разработка боевых БПЛА будет проводиться в период с 2005 по 2009 г., серийное производство начнется в 2009 г., а поступление на вооружение — не ранее 2010 г. По первоначальной оценке, потребность ВВС. составит около 200 аппаратов данного типа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|