АТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ И ПРОИЗВОДСТВО СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В соответствии с жизненным циклом ЛК, описанным в § 1.3, затраты на разработку его системы

Ср. р = Стт + Снаи + Снки + Сэ лк + Сл. й. (6.15)

Здесь соответственно стоимости: разработки ТТ — Стт, эскизного проектирования и автономной наземной отработки создаваемых раз­личными фирмами основных элементов и составных частей ЛК — Снди, наземной комплексной отработки составных частей ЛК — Снки, создания экспериментального ЛК -— Сэлк> проведения лет­ных испытаний ЛА на экспериментальном комплексе — Сл. и.

Затраты на наземную автономную отработку можно представить как сумму затрат фирм, создающих основные элементы ЛК по ТЗ го­ловного разработчика:

к

СнАИ = 2 СцАИі, (6.16)

1=1

где Снаи і — стоимость проектирования и наземной автономной от­работки і-го основного элемента.

Основная часть затрат Спаи і связана с разрушающими испыта­ниями опытных образцов, поэтому величину Спаи і можно пред­ставить как линейную функцию от числа паі опытных образцов, под­вергающихся автономным испытаниям:

Снаи і ” і "~Е ^аі^аг » (^’ ^

где aai, bа; — коэффициенты, постоянные для г-го основного элемента.

Аналогично затраты Снки на наземные комплексные испытания j = 1, 2, …, т отрабатываемых составных частей ЛК можно предста­вить в виде суммы линейных функций от числа nKj образцов /-Й состав­ной части ЛК, которые необходимы для проведения комплексных испы­таний:

т т

Снки = 2 Снки/ = 2 (ащ + (6.18)

/= і І—У

где a,,;, bKj — коэффициенты, постоянные для /-й составной части ЛК.

Стоимость экспериментального ЛК зависит от его характеристик и состава. Обычно такой комплекс состоит из одной или нескольких ПУ и необходимых элементов ЕЛК и ЛК (рис. 6.1), позволяющих отрабатывать функционирование комплекса при пусках ЛА. Затраты на проведение летных испытаний (ЛИ) экспериментального комплекса

можно по аналогии с (6.17) и (6.18) представить линейной функцией числа пп летных испытаний:

Сд. И === ^л. я 4“ * (6. ^^)

тде Ол. и, Ьп. п — постоянные коэффициенты.

Подставляя выражения (6.16)—(6.19) в (6.15), получим

k т

Ср. р = Стт + 2 (°аі 4" bainai) + 2 іак] + frn/V?) +

l= 1=1

4" Сэ. лк 4~ °л. и 4" Ьп. цПц. п • (6.20)

Следует отметить, что основную долю затрат на разработку ЛК •составляют стоимости экспериментального комплекса и его летных испытаний. Если ЛА и его пуски стоят весьма дорого, то целесообраз­но затрачивать больше средств на наземную автономную и комплекс­ную отработку.

На основе рассмотренной выше зависимости (6.20) можно сформу­лировать задачу оптимального распределения средств на разработку нового ЛК. Опыт показывает, что затраты на устранение просчетов в конструкции и технологии на этапах разработки эскизного проекта и наземных автономных испытаний, наземных комплексных испытаний и летных испытаний соотносятся как 1:10: 100. Устранение ошибки в проекте в 100 раз дешевле, чем на стадии летных испытаний экспе­риментального комплекса. В связи с этим очевидно увеличение вло­жений в наземные испытательные комплексы, позволяющие сократить число дорогостоящих летных испытаний, например при выполне­нии программы «Аполлон» практически были исключены летные испы­тания тяжелой ракеты-носителя, но увеличен объем наземных испыта­ний.

Рассмотрим возможности расчета затрат на производство ЛК при­менительно к структуре, приведенной на рис. 6.1, в предположении, что все ЕЛК содержат по одинаковому числу п ПУ, и все ЛК — по т единичных комплексов. Средняя удельная стоимость Сп производства •системы ЛК при заданном числе N ПУ, входящих в систему, будет складываться из затрат на производство: пусковой установки — СПу; элементов ЕЛК, отнесенных к одной ПУ,— СЕЛк /п; элемен­тов ЛК, отнесенных к одной ПУ, — Слк/(пт); элементов системы ЛК, отнесенных к одной ПУ, — Сс лк/(nml), т. е.

Сп = Спу 4~ Селкіп 4~ С лк! i. nm) 4~ Сс лк 1(пт1), (6.21)

:где N = nml — число ПУ в системе ЛК-

Основную долю затрат составляет стоимость пусковой установки

Спу — Сла + Сс 4- Сто + Стс + Сэс • (6.22)

Здесь соответственно стоимости: Л А — Сла, строительства и произ­водства стартового устройства или собственно пусковой установки — Сс, производства на заводе, монтажа и наладки технологического обо­рудования— Сто. технических и вспомогательных систем — Cjс, систем энергоснабжения — Сэс-

Основную долю стоимости Спу составляют затраты на производ­ство ЛА. При необходимости создания дорогостоящих сооружений для защиты и пуска ЛА вторая составляющая может стать соизмери­мой со стоимостью ЛА. Третья составляющая Сто определяет за­траты на производство и монтаж технологического оборудования.

Стоимость производства ЛА складывается из затрат на производство полезной нагрузки ЛА — Сп. н, конструкции ЛА — С,., двигательной установки — Сд. у, системы управления — Сс. у, топлива — Ст:

Сла = Сп. н + Ск + Сд. у — f- Сс. у + Ст. (6.23)

Удельный вес последней составляющей в зависимости (6.23) обыч­но мал, а остальные имеют один порядок величин.

В затратах Селк на производство элементов ЕЛК наибольший вес имеют стоимости пунктов контроля за техническим состоянием и управления пусками ЛА, а также линии энергоснабжения, связи, дороги и другое оборудование позиционного района.

Стоимость Слк складывается из затрат на оборудование, приме­няемое при эксплуатации ЛК (при приведении в готовность к приме­нению, поддержании его в этой готовности), стоимости создания пунк­тов и линий контроля и управления, энергоснабжения, связи, а также затрат на сооружения и средства, обеспечивающие быт обслуживаю­щего персонала.