Дистанционный гироиндукционный компас ГИК-1
Дистанционный гироиндукционный компас ГИК-1 представляет собой сочетание дистанционного индукционного компаса с ги — рополукомпасом, что позволяет повысить стабильность показаний измеряемого курса.
ГИК-1 предназначен для определения магнитного курса, уг — лоз разворота самолета и в комплекте с автоматическим радиополукомпасом АРК-54 — магнитного пеленга и курсовых углов на радиостанцию, необходимых для выполнения захода на посадку по системе ОСП.
В комплект ГИК-1 входят индукционный датчик, гироагрегат, усилитель, коррекционный механизм, указатель курса летчика типа УГР-1, указатель курса типа ПДК-49, соединительная коробка и кнопка быстрого согласования.
Индукционный датчик, коррекционный механизм и канал усиления усилителя системы отработки представляют собой дистанционный индукционный компас. В коррекционном механизме предусмотрено лекальное устройство для устранения остаточной девиации и инструментальных погрешностей и круговой потенциометр для связи коррекционного механизма с гироагрегатом.
Гироагрегат служит для осреднения вырабатываемого в коррекционном механизме магнитного курса и он по своей конструкции и принципу работы такой же, как и в ДГМК-7.
Осредненный в гироагрегаге магнитный курс передается на указатель летчика УГР-1 с помощью следящей системы.
При изменении самолетом курса потенциометр УГР-1 рассогласовывается с потенциометром гироагрегата и сигнал рассогласования, снимаемый со щеток потенциометра УГР-1 и усиленный в усилителе, поступает на управляющую обмотку двигателя отработки, который, отрабатывая потенциометр УГР-1 в согласованное состояние, будет поворачивать шкалу со стрелкой на угол изменения курса.
Таким образом, по шкале и индексу на фланце указателя можно прочесть курс самолета.
Разворот шкалы относительно неподвижного индекса при изменении курса самолета сделан так, чтобы воспроизвести истинную картину разворота самолета, так как при этом шкала будет вращаться в ту же сторону, в какую разворачивается самолет.
На шкале указателя УГР-1 имеется подвижная двойная стрелка, которую можно вращать с помощью кремальеры, задавая курс полета самолета.
Указатель УГР-1 является сдвоенным. В нем, кроме системы, показывающей магнитний курс, имеется показывающая система радиополукомпаса, связанная дистанционно сельсинной передачей с рамкой радиополукомпаса АРК’54. Это позволяет определять по шкале указателя не только магнитный курс, но и магнитный пеленг, а также курсовые углы на радиостанцию, необходимые для выполнения захода на посадку по системе ОСП.
На рис. 203 показана лицевая сторона УГР-1. Подвижная шкала 4 компаса разбита на 360° с оцифровкой через 30°. Цена деления 1°. Магнитный курс отсчитывается по верхнему треугольному индексу 2, нанесенному на фланце прибора 3. Стрелка курсозадат — чика 7 устанавливается кремальерой 6 на заданный курс по шкале магнитных курсов 4. Подвижная стрелка, связанная с АРК, дает возможность определить магнитный радиопеленг и курсовой угол на радиостанцию.
Прямой МРП отсчитывается по шкале 4 против конца удлиненной стрелки, обратный — по укороченному концу.
Курсовой угол на радиостанцию отсчитывается по шкале КУР 1, нанесенной на фланце прибора. Начало отсчета обозначено верхним треугольным индексом.
Совмещение указателей АР К и магнитного курса облегчает полет на радиостанцию (от радиостанции), привод самолета к аэродрому и совершение предпосадочного маневра («коробочки»).
При полете на радиостанцию, если самолет находится точно на линии заданного маршрута, КУР равен нулю, а магнитный курс равен МРП. Иными словами, стрелки АРК и курсозадатчика совпадают и находятся против неподвижного индекса.
При появлении бокового ветра, сносящего самолет с линии маршрута но шкале КУР отмечается изменение направления полета. Для выдерживания заданного направления необходимо развернуть самолет на некоторый угол (угол сноса) до совмещения стрелки курсозадатчика со стрелкой АРК. При этом совмещенные стрелки покажут на шкале 1 величину угла сноса.
Для привода самолета к аэродрому для посадки курсозадат — чик устанавливают на курс взлетно-посадочной полосы и затем выводят самолет на трассу посадочной полосы. Для этого необходимо разворачивать самолет до совмещения стрелки АРК со стрелкой курсозадатчика.
Для облегчения слепой посадки на фланце прибора 3 через каждые 90° нанесены треугольные индексы 5 и деления через 6°, соответствующие значениям КУР, при которых следует по инструкции начинать 2, 3 и 4-й развороты.
При пролете приводной радиостанции через определенное инструкцией время совершают разворот на 90°. Полет после первого разворота продолжают до тех пор, пока КУР не станет равен заданному (по шкале 1). Тогда начинают второй разворот на 90° и летят с курсом, обратным посадочному. Аналогичным образом совершают при заданных КУР третий и четвертый развороты, обеспечивая вывод самолета на посадочную полосу.
Таким образом, дистанционный гироиндукционный компас ГИК-1, работающий с указателем УГР-1, обеспечивает не только навигацию, но и пилотирование при заходе на посадку.
Основными техническими характеристиками ГИК-1 являются:
погрешность в определении магнитного курса на более ±1,5°;
послевпражная погрешность на каждую минуту разворота не более 0°,5;
погрешность в показаниях МРП не более ±3,5°; время готовности компаса к работе не более 3 мин; потребляемая мощность компаса с ВК’бЗРБ не более 85 ва; вес агрегатов компаса не более 10,5 кг.
Добрый день коллегии.Я хочу купить из комплекта ГИК-1 :1.Г-3м, Указатель УГР-1, Коррекционный механизм КМ, Указатель высоти ВД-10,Указатель скорости КУС 750/1100,Проверечный аппаратур КПА-ПВД,Авиогоризонт АГД-1