Моделирование управления углом тангажа
Реакция самолета на управляющие воздействия автопилота угла тангажа.
Рассмотрим модель продольного короткопериодического движения самолета (3.19), управляемого автопилотом угла тангажа с законом управления (9.1). Управляющее воздействие формируется пилотом путем отклонения рукоятки «Спуск-подъем». Модель содержит уравнение состояния, уравнения выхода и входа, а также закон управления автопилота:
(9.12) |
к (I) = Апкхпк (I) + BSKuk (t), Упк (t) = Хпк (t) , |
uUt) = |
где |
Подставим уравнения выхода (9.12), входа (9.13) и закон управления (9.14) в уравнение состояния (9.11) и выполним преобразование Лапласа при нулевых начальных условиях:
(Pi — Апк — BLD^YnHp) = BLCUAV(P).
-W All!) £ Ч П |И |
Получим вектор передаточных функций замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа» по параметрам продольного короткопериодического движения на управляющее воздействие по углу тангажа
Переходная матрица состояния по параметрам продольного короткопериодического движения самолета при включенном автопилоте угла тангажа
Элементами вектора (р) являются передаточные функции самолета по соответствующим параметрам вектора выхода YnK(p). Он совпадает в рассматриваемом случае с вектором переменных состояния по параметрам продольного короткопериодического движения Хпк(р) на управляющее воздействие по углу тангажа Аоэад(р)
Переходная матрица состояния
фГ(р> = {ФпкПи(Р)}пР/:ФГ(Р)1 ■ (9-15)
Определитель матрицы
!ф:г(р)1 =
= р3 + А^У + АГир + AoAnv = ДАПи(р). (9.16)
(9.17)
Подставим выражения для определителя (9.16) и присоединенной матрицы (9.17) в (9.15): —
К) ~ аа, ШіаШі, а]/ААП%;
Тогда вектор передаточных функций определяется следующим образом:
р(р — «O. J v-вЛ
ААПи(р)
P^ajii, а,,,. ї’ І-,
.ЛПи . .
al),ut(p — аа, о) а<мАи
А |
АПи / ч
(р)
-*АПи |
|
|
|
|
|
|
к£(ЬР*1) |
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
Рис. 9.15. Структурная схема замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа»:
а — автопилот с жесткой обратной связью в сервоприводе; 6- автопилот с изодромной обратной связью в сервоприводе ‘ ■ ■
Реакция самолета на ступенчатое отклонение руля высоты пилотом была рассмотрена в подразделе 3.3.2. Изменение этой реакции при включении в проводку управления руля высоты демпфера тангажа показано в 6.1.2.
Рассмотрим реакцию замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа» на ступенчатое отклонение пилотом рукоятки «Спуск-подъем». На этапе короткопериодического движения сформируется новое установившееся значение угла тангажа
Ди,,сг = Ііт{рДомд(р)ЇУд““(р)} =
р->0
= lim Bfup + ВГ =
P-ol Р ^ + дАПу + дАШр + дАіь/
тчАПи а
ИД * |
В] Аощд
а АПи
Ао
Установившиеся значения угловой скорости тангажа и угла атаки примут нулевые значения:
Аналогичным образом определяют переходные процессы по угловой скорости тангажа и углу атаки.
Реакция замкнутой системы «самолет-автопилот угла тангажа» на внешние возмущения. Рассмотрим модель продольного короткопериодического вынужденного движения самолета, управляемого автопилотом угла тангажа, при наличии внешних возмущений:
х„к (I) = Апкхпк(1) + BLuL (I) + В“Хк№, (9.25)
. . УшсШ = xnK(t), (9.26)
uL(t) =5Anu(t), (9.27)
5Ani>(t) =DAnuynK(t). (9.28)
Вектор входа UnK(t) и матрица входа В“к определены выражениями (3.148) и (3.149). Подставим уравнение выхода (9.26) и закон управления (9.28) в уравнение состояния (9.25) и возьмем преобразование Лапласа при нулевых начальных условиях:
3 . * АПо 2 і і шш. * і Р + А2 р + Ai р + А0 Р |
3 . а^По 2ґ,• а *АПи. д^АПи Р + А2 р + А! р + АС? |
AuVCT = lim {pAmZB(p)W^"(p)}
р^О
{ pfC^p + C^Am, І У + A^V + A|% + С0-* |
Следовательно, автопилот угла тангажа с законом управления (9.1) является астатическим по отношению к внешнему импульсному момент — ному возмущению по тангажу.
Если внешний момент тангажа ступенчатый AmZB (t) = 1 (I) Am^,, AmZB(p) = AmZB/p, то управление будет происходить со статической ошибкой:
т. е. автопилот угла тангажа с законом управления (9.1) является статическим по отношению к внешнему ступенчатому моментному возмущению по тангажу. Для уменьшения статической ошибки необходимо увеличивать передаточный коэффициент ки. 1
Аналогичным образом могут быть получены передаточные функции и исследована реакция на внешние возмущения для замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа» с законом управления (9.5). Такой автопилот обеспечивает астатическое управление при ступенчатом моментом возмущении.