Разведывательные БЛА,. созданные на базе. серийных самолетов
В первые послевоенные годы работы, проводимые в СССР по созданию ядерного оружия, потребовали создания специального самолета для проведения замеров уровня радиации в ходе ядерных испытаний. С целью предельного уменьшения риска при проведении сложнейшего и уникального эксперимента по замеру уровня радиации в “грибе”, образовывавшемся в атмосфере пылевыми образованиями при ядерном взрыве, в 1949 году было переоборудовано пять самолетов Як-9В18-1г- "* (двухместный “вывозной” вариант серийного истребителя Як-947) в вариант радиоуправляемого беспилотного самолета дозиметрического контроля. Для использования по назначению — отбора проб воздуха — на Як-9В были установлены “бочки" — специальные устройства с сетчатыми фильтрами и приборами радиационного контроля — две на верхней поверхности крыла, одна — над кабиной. Управление самолетами Як-9 В велось с воздушного командного пункта — переоборудованного самолета Ту-2. Под пункты воздушного управления было переоборудовано десять серийных фронтовых бомбардировщиков Ту-2.
Управление беспилотным аппаратом на режимах выруливания со стоянки, взлете, разворотах, в полете и при посадке — выполнялось по радиокомандам. После проведения доработок и испытаний первоначально в пилотируемом, а затем и в дистанционно управляемом вариантах на аэродроме Багерово под Керчью самолеты по железной дороге были переброшены на ядерный испытательный полигон под Семипалатинском. При подготовках к “основному” полету при испытании ядерного оружия два самолета было потеряно.
О применении радиационных беспилотных разведчик ов, созданных на базе самолетов Як-9В, в различных изданиях приводятся противоречивые данные.
Вработах В. Мелешенковского72 и М. Ребров а119 гов ориться, что в о время испытаний первого отечественного атомного заряда 29 августа 1949 года один из специальных беспилотных самолетов типа Як-9В пролетел через “атомный гриб”.
В воспоминаниях С. Куликова18 отмечено, что переброска дозиметрических разведчиков Як-9В и самолетов управления на аэродром Жана — Семей под Семипалатинском было произведено только в июне 1951 года. Были произведены опытные полеты при управлении с самолетов-маток Ту-2 для имитации отбора проб из “облака взрыва” с выполнением повторных заходов в “облако”. Трудности в дистанционном пилотировании беспилотных самолетов Як-9В возникали при проведении посадки. По результатам работы экспертной комиссии были выявлены недостатки в разработанной системе автоматики. Разработка средств для беспилотного отбора проб радиоактивных продуктов ядерных взрывов была прекращена.
Со второй половины 1950-х годов в СССР велось проектирование самолетов-разведчиков различных классов и назначения несколькими авиационными конструкторскими бюро. Создание специализиров анных беспилотных самолетов-разведчиков в болееранние годы было практически невозможно и только развитие радиоэлектроники, оптики, двигателестро — ения, материаловедения и других областей науки и техники в последующие годы позволило решить эту комплексную задачу.
В 1957-1958 годах в ОКБ-115 главного конструктора А. С.Яковлева под руководством ведущего инженера проекта В. А. Зарубы на базе барражирующего перехватчика Як-25 велась разработка высотного самолета — разведчика.’В 1959 году был создан и с I марта по 29 мая прошел испытания дальний одноместный высотный разведчик Як-25РВ (в отечественных и зарубежных изданиях встречаются обозначения РВ. Як-РВ), который находился на вооружении до начала 1970-х годов27-5<1,56-156.
На базе Як-25РВ были разработаны и серийно выпускались следующие беспилотные модификации самолета: Як-25РВ — беспилотный (переоборудуемый из пилотируемого) разведчик с автопилотом и специальной аппаратурой, позволяющей выполнять полет в автоматическом режиме, Як-25РВ-1 и Як-25РВ-2 — беспилотные радиоуправляемые мишени многоразового применения, о которых будет сказано ниже.
Беспилотный разведчик Як-25РВ, как и его пилотируемый аналог, мог использоваться для проведения фотографической разведки, а при оснащении специальной аппаратурой и в качестве радиационного разведчика.
Серийное производство самолетов Як-25РВ велось на авиационном заводе N99 в Улан-Удэ, где было выпущено 74 самолета в пилотируемом варианте и 81 — в беспилотном (Як-25РВ-2) 27 ,56.