Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком

В 1962 году па вооружение Со­ветской Армии принимается комплекс іакіичсской беспилотной разведки ТБР-1 с беспилотными анпаразами Л а-17Р45 “ (изделие “204”) с радиусом действия около 400 км. Беспилотный разведчик Ла-17Р, разработка кото­рого началась в 1958 году, создан в ОКБ-301 па базе планера беспилотной мишени Ла-17М (изделие “203") с двигателем АИ-25. На первых серий­ных агшаратвх типа Ла-17Р устанав­ливались двш аз ели РД-9БКР — корот­коресурсный без форсажной камеры вариаиз двіпаїсля РД-9Б.

Первые серийные БЛА имели только упрощенную систему управ­ления и систему стабилизации пара­метров полета, выполняли полет по программному полетному заданию. После выполнения полетного задания при возвращении в район посадки двигатель БЛА выключался, аппарат переводился на большие углы атаки и совершал посадку на двигатель.

Беспилотные аппаразы Ла-17Р применялись как фоторазведчикн, несколько позже были разрабозапы

Подпись: іПодпись:Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о комПодпись:Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком

бортовая телевизионная аппаратура для ведения разведки и передачи информации на наземный командный пунк г в реа з мюм масштабе времени и специальная аппаратура ыя радиа­ционной разведки. Разведчики оснаща­лись аэрофотоаппаратамн АФБА-40 и АФБА-21 (прнменя шсь АФА-40, АФА-20. БПФ-21, ЩФА-5М); теле­камерой "Чибис" или аппараіурой радиационной разведки “Сиіма".

Б 1465 году БЛА Ла-17Р был доработай. Двигаїель шра РД-Чбыл заменен на ТРД Р-ІІК-300. После введения дне і анциопной системы управления разведчиком ему было присвоено наименование.’ІИ-І7РМ (“204Л1")™.

Беспилотные разведчики Ла-17Р, как и мишени Ла 17М стартовали с наземной пусковой установки СУТР-1, выполненной на базе колес­ной повозки 100-мм зенитной пушки КС-19. Пусковая установка буксиро­валась іягачом типа КрАЗ-214 (позд­нее использовался тягач КрАЗ-255)

Управление БЛА использовалось не только при выполнении задания, но и для вывода аппарата на поса­дочную глиссаду и обеспечения поса тки на заданную площадку. Для облегчения визуального кот роля н темное время су гок га посадкой БЛА в процессе снижения работал пиро­технический трассер палевой консоли крыла. Поса іка разведчика Ла-17Р (Ла-17РМ). как и мишени “203", осущсствля іась па двшатель.

До 1967 юда в конструкторском бюро ведись проработки унифици­рованного варианта БЛА — Ла-17У — мишени и беспилотного разведчика на базе единого планера.

Позднее для тактических развед­чиков Л а-17Р и Л а-17 РМ была создана самоходная ПУ САТР-1 на базе автомобп тя ЗиЛ — 134К Для обеспече­ния транспорт провкн беспилотного разведчика на самоходной ПУ про­ведена еще одна доработ ка — введено складное крыло.

Серийное производство беспилот­ных разведчиков типа Ла-17 в раз­личных модификациях было раз­верну го в 1962-1966 годах на авиа­заводе N475 в Смоленске’8.

Работы по машинам семейства Ла-17 в ОКБ-301 продолжались до середины 1960-х годов и были прек­ращены в связи с переориентацией ОКБ на создание космических систем (сначала ОКБ-301 работало в составе ОКБ-52 главного конструктора В. Н.Челомея, позднее как самостоя­тельная организация — ОКБ им.

Подпись: Характеристики Ла-17Р Ла-17РЛ1 ”204" "20 Ш" Разработчик О К В-301 ОКВ "Сокол" Изготовитель завод "Стрста” НО "Стрела” Производство серия с 1902 но 1965 готы серийное Сої тояиие на вооружении 1962-1970 годы ИЛ вооружении Размеры, мм: - XIИ на 8980 8980 - размах крыла 7500 7500 - высота 2980 2980 - диаметр фюзеляжа 550 550 Взлетная масса, кг 3100 3100 Двигатель, тип: РД РД - марка РД-9Б Р Радиус д< НСТБНЯ, км 200 100 Скорость полетая, км/ч: 750-900 900 (280-855) Высоты полета, м 100-7000 000-15000 Тин ПУ ( нос итеть) САТР-1 СА I Р-1. Наземная Система посадки гы рашютная парашютная Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о комПодпись: Пусковая установка САТР-1 ( боевое и транспортное положения) Основные характеристики тактических беспилотных разведчиков тина .1а-17 С. А.Лавочкииа) и передачеґі. материа лов по всем вариантам Ла-17 казанс­кому КБ СА, позднее переимено­ванному в ОКБ “Сокол".

Под обозначением УР-1 разведы­вательный комплекс с аппаратами Ла-17РМ был поставлен Сирии.

В 1960-х годах за рубежом, особенно активно в США, велись разработки ДПЛА различного наз­начения. Активное применение аме­риканских БЛА типа Ryan-147 было

ОТМеЧСНО В боСВЫХ ДСИС1ВІІЯХ во

Вьетнаме: в период с 1964 по 1975 годы было произведено 3435 боевых вылетов ЬЛА. из которых 2873 оказались успешными. При этом не погиб ни один военнослужащий США из обслуживающего персонала комп­лексов БЛА. Применение же пило­тируемой авиации приносило зна­чительные по і ери высоко квалифици­рованного летного состава. За зги же годы было сбито более 2500 боевых самолетов п потеряно около 5000 членов экипажей. Приведенные ста­тист ическне данные нс еле іует счи га і ь “абсолютными", т. к. беспилотные летательные аппараты не могуі полностью заменить н вытеснить пилотируемые ют а гельные аппара і ы, а только дополняют их.

Учитывая опыт боевого приме­нения и поступавшую информацию о проводимых на Западе разработках новых беспилотных аппаратов в Советском Союзе начались активные работы по созданию и совершепсі — вованию БЛА.

В 1976 году успешно прошел Государственные испытания и в 1982 году был принят на вооружение ВВС Советской Армии второй, выпус­кавшийся серийно, тактический беспилотный разведывательный ком­плекс ВР-3 “Рейс" с БЛА Ту-143 (ведущий коне і рук юр проекта БЛА Г. М.Гофбауэр), сменивший в войсках комплекс разведки с БЛА типа Ла-17РМ“|П4155.

Первый полет аппара г Гу-143, выполненный по аэродинамической схеме “утка”,соверши 11 декабря 1970 года. Д ія старта с наземной мо­бильной пусковой ус гановки С ГІУ-143 (БАЗ-135СПУ) БЛА оснащен стар­товым твердотопливнымдвигатс ісм, ко юрьііі к концу работы на дальности 500-550 метров от ПУ обеспечивает разгон БЛА до скорости око ю 290 км/ч. Старт производится из много­разового пускового контейнера, расположенного под углом 15 граду­сов к горизонту. В качсст вс маршевої о двигателя на аппарате используется

Раїведьівате іьньге біспиютньи аппараты

Подпись:Подпись:Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком

ТРД ТРЗ-117. Ьортовоґі комплекс разведки комплектуется аппарату рои в двух вариантах: фою и телеви­зионная annapaivpa; фою н инфра­красная аппаратура. Применяются АФЛ ПА-1, телекамере “Чибнс-Б". аппаратура радиационной раїведкн "Сиі ма”. Стартовая масса БЛА -1400 кг, максима іьная скорое іь — 900-955 км/ч, дальность полета 170-190 км.

Для многократного использо­вания Ту-143 оснащен посадочной парашютной системой с тормозной іверлоюгі ШВНОІ1 лвига ісльиой уста­новкой. обеспечивающем приземление на трехопорнос шасси с вертикальної! скорое гью до 6 м/с.

В состав комплекса ВР-3 “Рейс”, девствующего в интересах армии, входит 12 БЛА Ту-143. Для транспор­тировки двух Б ПА и заряжания СПУ в состав комплекса "Рейс" входи і транспоріно-эаряжаюшая машина Т ЗМ-143 (Б А З-135T3М)с подьсмііьім краном. С помощью ДПЛА Гу-143 можно проводить разведку нал тер — рнт орисн, удаленной до 75 км о г ліпшії соприкосновения войск. Разведка производится на семи участках, расположенных по ірассс полсіа. Полет совершался со сменой высоты полета (15 вариантов программы с варьированием высоты полсіа от 100 до 2000 м). в том числе — с огибанием рельефа МЄСТИОС1II.

Серийное производство Гу-143 с двигателем ТРЗ-117 велось на Воро­нежском авиазаводе с 1973 до 1989 года, построено около 1000 экзем­пляров*. Хранение аппаратов Ту-143 осуществляется в специальных кон­тейнерах в термоупаковках из про- резиненноп ткани.

Комплекс ВР-3 поставлялся в страны Варшавского Доювора. Мон — іоліію. вІІракнСирнюдлеонн успешно были использованы для ведення раз­ведки при боевых денетвиях в Ливане. После Чернобыльской катастрофы специалистами ОКБ им. А. Н Л у понева было предложено использован, комп­лекс “Рене" для проведения радиацион­ной разведки местности, но дія возду ш — нон разведки по ряду причин применя­лись тої іько пило шрусмые аппарат ы.

Мишснны!! комплекс, созданныи на базе БЛА Ту-143 для проведения у чсбно-босвых стрельб управляемыми зенитными ракетами, имеет обозна­чение ВР-ЗВМ. Б А-мишепь — М-143,

БЛА Г у-143 "Рейс” в ходе эксплу­атации был усовершенствован. На выставках МАКС-95 н М ЧКС-97 в Жуковском был представлен модер­низированный вариант БЛА — Гу-243
комплекса тактической беспилотной воэлушнойразвелкн “Рспс-Д”, котормн был принят на воору жение в 1982 годе и выпускаыся серийно. Всепоюднып комплекс пре пмзначен для ведения
днем и ночью воздушной разведки, до­разведки целей н контроля за резуль — тагамн стрельбы и бомбометания на глубину до 150 км от липни боевою соприкосновения

Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о комПодпись: Транспортно-заряжающая машина и пусковая установка (транспортное и боевое положения) комплекса беспилотной воздушной разведки "Рейс-Д" Эксплуатация комплекса с разве­дывательными аппаратами возможна в условиях противодействия ПВО противника, радиоактивного, хими­

ческого, бактериологического загряз­нения воздуха и местности.

В ходе проведения международ­ного авиасалона МАКС-95 сооб­
щалось о возможном приобретении БЛА российской нефтяной компанией для контроля за состоянием нефте­проводов.

Для старта аппаратов исполь­зуется самоходная пусковая установка СПУ-243 (СПУ-143-4) на базе авто­мобиля БАЗ-135МБ. Перезаряжание пусковых установок производится подъемным краном, смонтированным натранспортно-заряжающей машине T3M-243, осуществляющей перевозку двух аппаратов на открытой (зачех­ляемой) платформе. В состав комп­лекса входят контрольно-провероч­ный комплекс КПК-243 и пункт обработки и дешифровки информации ПОД-ЗД,43,и.

Дальность действия комплекса доведена до 360 км. Навигационно — пилотажное оборудование обеспечи­вает полет аппаратов по заданной программе с точным выходом в район разведки и на участок посадки при завершении полета. Посадка аппарата осуществляется вертикально на пара­шютной системе на трехопорное убирающееся шасси.

БЛА Ту-243 создан в нескольких вариантах: фото-телевизионый (фо — то+ИК) разведчик; радиационный разведчик; мишень (с апаратурой регистрации промаха) с размещением в сменном носовом контейнере соот­ветствующей аппаратуры. Для про­ведения разведки на БЛА-фотораз — ведчике используются аэрофотоап­парат АП-402М и аппаратура инф­ракрасной разведки “Зима-М” либо АП-402М и телевизионная система “Аист-М”. Получение и регистрация разведывательной информации ведется в реальном масштабе времени на борту беспилотного самолета — разведчика (фото и ИК-информация записывается на бортовые накопители информации) и на наземном пункте приема, обработки и дешифрирования (информация, полученная по И К и ТВ каналам транслируется по радио­линии). Принятый наземным пунктом сигнал записывается на постоянно движущуюся фотопленку шириной 19 см. Реально разведанный участок местности с координатами, привязан­ными к маршруту полета, просмат­ривается оператором ПОД-ЗД на экране через 30 секунд после пролета и в зависимости от важности полу­ченной информации может переда­ваться для дальнейшего оперативного дешифрирования. Сроки получения развединформации о первом обнару­женном объекте при передаче по радиолинии — 10 минут, при доставке

Подпись: Пусковая установка СГІУ-243 ( МАКС-97) Подпись:

аэрофотопленки в пункт обработки ПОД-ЗД — 20 минут. Точность опре­деления коор чина объект 60-70 Mci ров, площадь мест носі и, разве — 1ыва мая та одни полет — до 2100 квадратных кнломсipon“"4141 ,JJ.

Р;і:ню {!,пт го. n. iihio
Осени, ютпмо но мп. шксы

/ЮНОГО /ЮНО. ЧОПш/

5 спешное применение разведива — ге іьньіх БЛА в арабо-израильских военных конфликтах, особою БЛА ‘Seoul’’ и "Mastifr, было отмечено в Ливане в 1982 году, котла изменились хсловня ведения боевых действий От БЛА трсбовллось производить доразведку отдельных целен по предварительной информации, нолхченнон от других

разве пава ісльньїх сил и средст в (раз­ве [ывате и но — шверсионнмх Групп, самолетов, кораблей, сну тиков и |.д.) Развсдннформация от ЬПА должна была поступать на наземные пу пк 11.1 в реальном масштабе времени н сболмнон точностью в определении коорднітаї. Эти іанінас были необ­ходимы для выработки целеуказания артиллерийским баїареям. РС’Ю. фронтовой авиации. По опыту применения БЛА на Б ты м Восюкс было отмечено, что посте появлення аппаратов нач полем боя или над боевой позицией через несколько минут производились аргна іст, об­стрел реактивными сиаря тами или upon іполилосі. боевое воздет; і вне само істами или вертолетами фронто­вой авиации, (акое использование БЛА потребова юс з шипясовершен­ных средни борьбы с ними, перес­мотра методов маскировки н норм по переводу боевых на ІСМІІЬІХ среде і в из доходною положения в боевое и обраі но.

Все это побудило военное рчко — водст во Советской Армии задаї ь тре­бования на разработ к у БЛА нової о по­коления но проірамме “Сірой’’115-150. Го ювной орі аннзапней в рабо і ах по проїраммебыл определен ПИП “Ку — юн" (г. Москва. Мнннстер і ва радно — шек іроннонгіроммнілснпостн). Болі, шая работа но обоснованию боевого применения, построению комплексов была выполнена Ц1ІПН РЭС — го­ловным нре шрняшем МРП.

В кінне П. Бутовскою [150] прн — во іягся [анные о юм, что в СССР в рамках программы "Сірой” разраба і ывалось и создава юсь несколько комплексов различной дальност применения: потовой —
‘‘Строн-П"сБ 1А ‘■Пчсла’’(‘ 111ме и."); армейский — ’Сірон-А" с БЛА ’Дяіел"; фронтовой — "Строй-Ф" с БЛА “Коршун" Одновременно по 0 1 дельной гірої рамме создавался опера і HBI10-C і ра іегнчсскнн БЛА ’’Орел”15" |М. Также была обоснована н проработана впервые в нашей стране идея создания беспилотной разведы — ва тельно-ударной системы.

В 01 крытой печати нсоднокраню упоминались комплексы тактической разведки “Перо” и "Крьйиі"4’-1*1.

Бесіді ютный аппарат комплекса ’’Крыло" создан в казанском ОКБ ’Сокол” под руководсівом А. И.Осо­кина и У. А.Царева.

Вариант комплекса — ‘Крыло-1” создан с размещением среде і в управ­ления н запуска летательных аппара­тов на шасси бронсірапспоріов пита МТ-ЛБ. БЛ А успешно решат задачи обшей разведки на поле боя и в ближнем тылу противника н исполь­зовался в Афіаннстане. В 1987 году комп ichc ’Крыло" бы і принят на во­
оружение, одна ко. существенными еі о недостатками явились громозкость наземною оборудования нтру. шостії в оріані за mi и необходнхюго іс. хші — ческої о обеспечения и экентуатацин. В святи с э і нм применение комплекса "Крыло” было ограничено1".

Дня комплекса “Строн-П" (офн — I на іьпо объяв ICHHOC на выставках МАКС название комплекса — “Мала­хит”. генеральный консіруктор — А. Новоселов, НІ1Н "Кулои") в ОКБ завода “Скороси.” (ОКБ им. А. С Яковлева) быто создано нес­колько вариантов дпсіанционно пилотируемых аппаратов типа “Пче­ла" (“Шмель")1511 с различными вари­ли іами комплект ліпні разведыватель­ной аппаратуры н различных аэроди­намических компоновок.

Г іервміі а 11 пар г многокра і поі о примет! я в серин ДПЛ 60 (“Пче­ла”. изделие “60”, Як-060) начали проектирован, в 1982 ю»чу пол ру — kobqicibomC А Яковлева и Ю И. Ян-

Г IV’

кевіїча

Подпись: Характеристики Ту-141 "Стриж” (’’Стрела”) Ту-143 "Рейс” Ту-243 ”Рейс-Д" Разработчик ММ3 "Опыт” ММ3 "Опыт" ММ3 ’’Опыт’ Изготовитель Воронежский авиазавод Производство серия с 1974 по 1983 ГОДЫ серия с 1973 по 1989 годы серия Состояние на вооружении на вооружении с 1976 года на вооружении с 1982 года Размеры, мм: длина - размах крыла - высота - диаметр фюзеляжа 14330 3875 2435 8060 2240 1545/2100 600 8315 (8290) 2250 (2850) 1546(1576) Площадь крыла, кв.м 2.9 2.9 Массы, кг: - взлетная - посадочная - пустого аппарата 5370 1230(1410) 1012 1400 640 Двигатель, тип: - марка - тяга, кг ТРД Р-9А-300 (КР-17А) ТРД ТРЗ-117 590 ТРД ТРЗ-117 640 Запас топлива 150(190 л) Дальность полета, км Радиус действия, км 1000 180-190 75 360 Скорость, км/ч: - маршевая 950-1100 925 850-940 Время полета, мин 12-13 Высоты полета, м 50-6000 100-1000 50-5000 Тип ПУ (носитель) наземная ТПУ-141 наземная СПУ-134 наземная СПУ-234 Система или способ посадки по самолетному на шасси парашютная парашютная Подпись:

Для полета с крейсерской ско­ростью 100-180 км/ч аппарат “Пчела” оснащен винтокольцевым движите­лем с размещенными в нем рулями высоты и направления. Складываю­щееся вдоль фюзеляжа крыло умень­шает размеры аппарата при транс­портировке и хранении. В конст­рукции широко применены полимер­ные композиционные материалы. Аппарат со взлетной массой 138 кг стартует с направляющих с помощью двух стартово-разгонных РДТТ. Для спасения ДПЛА используется пара­шютная система и пневматическое амортизационное устройство, после выпуска парашюта заполняемое газом.

Первый полетопытного образца ДПЛА-60 состоялся 17 июня 1983 года. По результатам испытаний, проводив­шихся до 1987 года, была отработана конструкция серийного варианта беспилотного аппарата “60С”
(“Пчела-1М”). Опытный экземпляр внешне отличался от последовавших за ним серийных образцов кресто­образным оперением, отсутствием разведывательной аппаратуры и контейнера для надувной посадочной системы.

Серийное производство ДПЛА “Пчела-1М” (изделие “60С”), входя­щего в состав комплекса “Строй-П" *, развернуто на Смоленском авиазаводе с 1987 года. Всего построено 50 предсерийных и серийных аппаратов, предназначенных для опытной экс­плуатации с целью разведки, ра­диоэлектронной борьбы, ретрансля­ции ‘ . На базе ДПЛА 60С создан постановщик активных радиопомех —

«гг. гг»*..50-150

Пчела-1ПМ

Аппарат “Пчела-1ТМ” комп­лекса “Строй-ПМ” стал первым отечественным малоразмерным бес-

* в "Российской Газете"было приве­дено наименование — “Комплекс 478" .

пилотным летательным аппаратом многоразового использования, пред­назначенным для наблюдения за наземными объектами с помощью бортовой обзорной телевизионной камеры с передачей информации в реальном масштабе времени на на­земный пункт управления.

В состав комплекса “Строй-ПМ” входит 6 ДПЛА, машина с командным пунктом управления на гусеничном шасси, транспортно-пусковая маши­на, контейнеры с аппаратами транс­портируются на автомашине ГАЗ-66. Для запуска ДПЛА “Пчела-1” в ка­честве пусковой установки, сов­мещенной с наземным пунктом уп­равления ДПЛА, используется само­ходное гусеничное шасси, анало­гичное используемому на броне­транспортере БТР-Д.

В книге П. Бутовского [150] приводится снимок ДПЛА бипланной схемы, который разрабатывался в ОКБ им. А. С.Яковлеа на базе аппа­рата "Пчела-1".

Дальнейшим развитием ДПЛА "60С" стал ДПЛА "61" (“Шмель-1”,

„ _ „,,.27.5(05(1

изделие “61 , Як-061) входящи и

в комплекс “Стерх" и рассчитанный на 10 применений. В состав комплекса воздушного наблюдения местности входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, 10 — 12 ДПЛА и передвижная станция технического обслуживания. Рельсовая пусковая установка с фиксированным углом старта разработана московским КБ “Горизонт”. Оборудование комплекса позволяет одновременно обеспе­чивать управление двумя ДПЛА, ведущими разведку местности. Все машины комплекса могут десан­тироваться с самолетов на пара­шютных системах. После приземления запуск первого ДПЛА может быть

27,50. 150

произведен через 20 минут

В состав специального оборудо­вания ДП ЛА"61", разработка которо­го началась в 1984 году, входят теле­визионная камера дневного видения с переменным фокусным расстоянием или инфракрасная камера круглосу­точного наблюдения, а также блок спутниковой навигации. ДПЛА имеет крыло переменой стреловидности, механическое энергопоглощаюшее устройство, обеспечивающее мягкую посадку. ДПЛА “Шмель” транспорти­руется в сложенном состоянии в контейнере размерами 2 х 1 х 1 м.

Первые ДПЛА-61 имели неко­торые отличия от серийных машин в

Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком

Подпись:Подпись:Подпись: Аппарат "60С" Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о комПодпись: руту, проложенному через 24 любые изменения в нрої рамму контрольные точки, при необхо- ПО ІСТЛПодпись:

коне ірч кипи крыла, кон кліпера пара­шютной системы и размещении бор­товой аппаратуры комплекса раЗ-

ВСЛКН

Первый полетДПЛА-61 сразве — дывазельным ИК-оборудованисм совершил в 1989 голу. G настоящее время аппарат находится в серийном производстве: серийный ДПЛА с телевизионной камерой имеет обозна­чение — “61Т”. Комплекс кроме применения по прямом) назначению в военных целях гіредлаї ается исполь — зоваи. в интересах МЧС, для эколо­гического контроля, выявления лес­ных пожаров, наводнений; проведения ледовой разведки, обследования лавин н завалов: контроля состояния теплотрасс и маїистратьимх трубо­проводов: контроля необслужива­емых промыт 1СННЫХ усіаповок в безлюдных районах. Для контроля полеїа беспилотного аппарата на наземном вндеоконтро імюм у трой­стве отображаются сюжеты мест­ности. маршруї аппарата и его

ґ ‘ll. «и»

текущее местоположение

Полет ДПЛА производится в автоматическом режиме по марні-

Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о комТнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком

Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком

ванный вариант комплекса "ОгроіІ-П" с ДПЛ Л "61" принят на вооружение российской армии 16 шопя 1997 ю іа, производится поставка комп­лекса в экспортном исполнении в ряд зархбежных стран.

В рабоїах по комплексу “Стерх” принимали участие следующие орга­низации: НИМ “Кулон" — юловная [3] [4]

Аппарат "061"
(ранний
вариант)

Проработка
ДПЛ. 1 на базе
аппарата
"060"

организация (г іавньні конструктор комплекса — Г. Соколов); OKL им. Л. С.Яковлева — проектировщикбеспи­лотных аппараюв; С моденский авиа­завод — випуск БЛА и элементов комплекса; завод "Горизонт”; НИИ іслсвидення. Испытания летатель­ною аппарата комплекса проводи­лись в ГЛИЦ нм. В. П.Чкалова

К 2005 году предполагается доработать комплекс "Сгрон-П”, повысим, ею эффск ПІНІ І ОСТІ., точ­
ность получения развеліаннмх и Полностью заверніть весь цикл испытаний.

В разрабо і кс находи гея комплекс “СіроП-ПД" обладающий улучшен ними тксп іуаіацнонньїмн н лсшо — іехппческнми (для БЛА) характе­ристиками II большими ВОЗМОЖ­НА 112

ноегямн

С 1002 года ведутся работы но созданию на базе ДПЛ А "61“ воз­душной мишени (к настоящему вре­мени мишень прошла Государст­венные пены іапия). раднационо- хнмнчсскої о разведчика н ‘аппаратов другого назначения’

Дальнейшим развитием беспи­лотных аппаратов типа “Пчела" и "Шмель" сіат ДПЛ А "70” ‘

оригинальной схемы. Старі Д11ЛА производится из ірянспорпіо-пуско — вого контейнера с помощью тянущего твердотопливною реактивного дви­гателя, находящеюся в чн шрующем блоке, который связан через трое с ап­паратом. При старте под действием инерционных си і происходи) раскры­тие несущего крыта, имеющего обрат — пуюсірс юпидность(23 ). Разрабоїка ДПЛА всласьв 1988-1990 гадах под руко­водством ведущего инженера Ю. В.Вер — кина. Изготовлено два опытных зкзсхі — пляра (в варианте разведчика и в ударном варианте), проверены испы­тания по оірабоїке старта

Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о комwww. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!

Разведывательные беспилотные аппараты


Подпись: Пусковая установка комплекса "Строй П" Подпись:Подпись:Подпись:

В стадии разработки находится ДПЛА “Шмель-2”, в конструкции которого использован фюзс іяж серий­ного ДПЛА “Шмель-1”. При проекти­ровании особое внимание уделялось увеличению возможного числа при­менений аппарата. ДПЛА, рассчи­танный на 150 применений, пред­назначен для использования в инте­ресах тактической разведки, а также может быть использован в народном хозяйстве для решения задач широ­кого профиля Разведывательная аппаратура выполнена в модульных сменных комплектах и имеет ва­рианты: телевизионную камеру, тспловизионную камеру, лазерный дальномер-целсуказатель, установ­ленные на гиростабилизнрованпой платформе в носовой части фюзеляжа Старт ДПЛА осуществляется “по — самолетному” или при помощи пнев­матической катапульты, установлен­ной па шасси грузового автомобиля. Предполагается установка на ДПЛА лыжного убирающегося шасси и парашюта-крыла посадочной сис­темы В составе перспективного комплекса предполагается иметь до 6 ДПЛА, машину с командным пунктом управления и транспортно-пусковую машину ‘ .

В рехтомпом издании П Бутов­ского, посвященном военной авиации России, приводятся сведения о соз­дании для комплекса воздушной раз­ведки армейского звена “Строй-А” ДПЛА “Дятел1. В процессе выпол­нения ОКР разработчики летатель­ного аппарата неоднократно меня­лись В КБ “Сокол” (г. Казань) создан ДПЛА “Дятел” с реактивным марше­вым двигателем на базе воздушной мишени “Дань” (о мишенном комп­лексе будет сказано ниже). В ОКБ им А. С Яковлева велись работы по созданию однотипного ^ПЛА под обозначением “Дятел-2”

Согласно техническому заданию в составе комплекса “Строй-А” предполаї алось иметь до 16 лета­тельных аппаратов Комплекс должен был вести разведку местности на дальности: до 70 км при полете ДПЛА на малых высотах, до 180 км — при полетах на больших высотах и на дальности до 700 км при исполь­зовании специальных воздушных летательных аппаратов-ретранслято­ров. В качестве бортовой разведы­вательной аппаратуры на этих ап — пара гах предполагалось использовать станцию лазерной и телевизионной разведки “Ель-М 1 и другую аппара-

150

туру. В 1992 году из-за финансовых трудностей работы по комплексу “Строй-А" приостановлены. В

Подпись:невский ЕЛСТИОН

Беспилотные летательные аппараты

 

Беспилотный разведчик Ту-123 (Центральный аэродром, Москва)

 

Пусковая установка комплекса "Стерх’

 

невский БАСТИОН

 

50

 

Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком

Основные характеристики ДПЛА-разведчиков, разработанных в ОКБ им.

А. С.Яковлева

Характеристики

ДПЛА-60

“Пчела”

"Шмель”

ДПЛА-61

"Пчела-ПМ”

ДПЛА-70

"Жаворонок-1"

"Жаворонок-2"

"Клест"

"Колибри"

(АСКИ)

Разработчик

ММ3

ОКБ им.

ОКБ им.

ОКБ им.

ОКБ им.

ОКБ им.

“Скорость”

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

Изготовитель

ММ3

ОКБ им.

ОКБ им.

ОКБ им.

ОКБ им.

ОКБ им.

"Скорость"

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

А. С.Яковлева

Производство

серия с 1987

серия с 1994

опытный

по 1994 годы

года

Состояние

на вооруж.

в разработке или испытывается

с 1994 года

Размеры, мм:

-длина

2670-2756

2782

4250

— размах крыла (ротора)

2400

3250

(4200/4700)

5900

— высота

847

1100

Площадь крыла, кв. м

1.4

(нет)

(нет)

Массы, кг:

— взлетная

98-102

130

200

130/ок. 130

— пустого аппарата

10-60

10-60

15/45

Двигатель, тип:

пд

пд

пд

пд

пд

пд

• марка

П-020

П-032

П-032

П-032/ПМ-18

П-032

— тяга (мощнось), кг (л. с.)

(20)

(30)

(30)

(30)

(75)

Запас топлива

до 70

70

18/-

72

Дальность полета, км

70-180 (700)

Радиус действия, км

30

60

до 80

70

Скорость, км/ч:

• маршевая

100-180

110(100)-180

100-180

30-60-100

120-150

Время полета, мин

120

120

90-660

60-120

4-5

480

Высоты полета, м

100-1000

100-3000

Способ старта

катапультный

катапультный

катапультный

вертикальный

с ПУ, с ВПП

Тип ПУ (носитель)

наземная

наземная

самоходная

самоходная

самоходная

(БТР-Д)

(БТР-Д)

(КамАЗ)

или ВПП

Система посадки

парашютная

парашютная

парашютная

парашютная

(амортизат.)

(амортизат.)

Ресурс (число применений)

10

150

150

300

до 500

Подпись: данные о том, что работы над комплексом ведутся НПО “АВИКС" (ОКБ им А.С.Яковлева, НИИ микроприборов, г.Зеленоград, Подмосковье), при этом ДПЛА полечил новое обоз-начение-’’Колибри" . Макет ДПЛА “Колибри” и ин-формация о комплексе - авиационной системе контроля и инспекции (АСКИ) впервые были открыто представлены на международной выставке вооружения в ЮАР в 1992 27,60. 150 году ДПЛА тактической и опера-тивно-тактической разведки “Колибри” входит в состав АСКИ с дальностью действия 70-700 км, предназначен для ведения разведки в интересах различных видов войск в тактической и оперативно-тактичес- Примечание: таблица составлена на основании тактико-технических данных по беспилотным аппаратам, приведенных в работах:

1. “ОКБ им. А. С.Яковлева". Сборник. Под рук. А. А.Левинских. Изд. “Московская городская типография им. А. С.Пушкина". 1995.

2. “Авиация и космонавтика" + “Техническая информация ІДАГИ" (Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов). Совместные выпуски №1 и №2. 1995.

3. Ильин В., “Летающие роботы". "Крылья Родины”, №2. 1994.

4. Ильин В., “Военная авиация и вооружение иа выставке МАКС-97”. “Авиация и космонавтика", №10. 1997 (Выпуск 31).

5. Бабичев С., “Беспилотные — не значит “безголовые". "Красная Звезда". 27.09.1997.

6. Рогачевский И., “Летающие роботы’’. “Красная Звезда". 05.09.1989.

7. “Мал “Строй” да дорог”, “Красная Звезда”, 21.10. 1997.

8. Пономарев Ю., “Воздушные дозорные”. “Московские Новости”,

№35. 1995. ,

9. “Комплекс воздушного наблюдения местности “Стерх". Рекламный проспект. 1995.

10. Piotr Butowski., “Lotnictwo Wojskowe Rosji”. Lampart. Тош II. 1995-1997.

11. Piotr Butowski., “Lotnictwo Wojskowe Rosji". Lampart. Tom III. 1995-1997.

12. Bill Ganston, Yefim Gordon., “Yakovlev Aircraft Since 1924". Putnam 1997.

Подпись: КЛЛ Як М (МЛКС-95) Подпись:Подпись: ПППА "70"'*' Беспилотный аппарат "Дятел-2" ОКБ им. А.С.Яковлева (варианты компоновочной схемы)'3"

ком глубине и рассма ірпваетея как дополняющее звено существующих разведывательных систем. Разраба іьі — васгся два варианта аппаратов "Ко — іпбри": ДПЛА-О (обзорным) и ДПЛА-Р (ретранслятор). ДПЛА-Р мре шо ті асіся оснастить выдвига­емой за обводы фюзеляжа теле­камерой п ні размещенным на стаби — ипмровлмиом платформе ісплови — зпонным оборудованием. ДПЛ А типа “КоїнбріГ выполнен с использо­ванием ІСХНО югни “Стеле” по нор­

мальной аэродинамической схеме с толкающим двухлопастным воздуш­ным винтом и Т-образным оперением. Аппарат пмсеї убирающееся вело­сипедное шасси. На основном ва- рнашеаппара та предусмотрены взлет и посадка по-самолстному с ВПП.

Рассматривается возможность созданияварнаша Д1ІЛА “Ко нібрн", сіаріуюіцего с пусковом установки при помощи РДТ Г, посадку предпо­лагается выполнять с нспо п. зованпем пара шю і но-амор і и тапнопной систе­
мы. Расчетное число вылетов-посадок аппарата — до 500.

В рабо rax, посвященных деятель­ности ОКБ нм. А. С.Яковлева ([271, [50], [150], [156]), наряду с описанием летательного аппарата, приводится сосіав комплексав который кроме аппаратов шла ДПЛА-О, ДПЛА-Р входят наземный пункт дистанцион­ного управления, приема и обрабоікн целевой информации, станция при­вода п посадки ДПЛА, технико — эксплуатационная часть.

Для опера півно-тактпческої о комплекса разведки фронтового звена “Ст рой-Ф” (экспор і мое наименование -“Ма іахнт-Ф")вОКБзавода “Опыт” (ОКБ нм. А. Н.Туполева) создан ДПЛА Ту-300 "Коршун’™ (экс­портное наименование — “Филин”). На конкурсной основе проект аналої ич- iioro ДПЛА был разработан в ОКБ

150

нм. П. О.Сухого

Головной разработчик комп — іскса — ПИП “Кулон” впервые пред­ставил информацию о комплексе “Мала. хнт-Ф”, предлагаемом для использования в Российских воору­женных силах, па международной выставке "Мосаэрошоу-ЧЗ” ’’ .Один из аппаратов комплекса — “Фи. ііін-1" с аппаратурой радноісхннчсской разве ікн и РЛС (в зависимости oi поставленной задачи могут бьиь установлены фотоаппараты, ИК — аппаратура, РЛС бокового обзора)

www. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!