АВТОНОМНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Способы, методы и средства определения местонахождения самолета
В полете экипаж должен постоянно знать свое местонахождение. Существуют следующие способы определения местонахождения самолета:
способ визуальной ориентировки по земным ориентирам (с применением оптических, радиолокационных приборов или непосредственное наблюдение);
полуавтоматический способ (расчет местонахождения самолета (вертолета) по измеренным навигационным параметрам с применением карты);
автоматический способ непрерывного получения координат местонахождения самолета с помощью автоматических навигационных устройств (навигационных координаторов).
В автоматических навигационных системах используют в основном два метода определения местонахождения самолета (вертолета): определение по двум линиям положения и метод счисления пути.
Сущность первого метода состоит в том, что по какому-либо измеренному параметру (расстояние до радиостанции или ее обратный пеленг, высота или азимут светила и т. п.) на поверхности Земли находят линию, в любой точке которой этот параметр равен измеренному.
Такая линия (линия равных расстояний до радиостанции, линия равных высот светила и т. п.) называется линией положения самолета. На ней самолет находится в момент измерения. Измерив второй параметр, можно найти вторую линию положения. Отсюда вытекает, что местонахождение самолета в данный момент будет в точке пересечения этих линий положения. Примером применения данного метода является определение местонахождения самолета по двум обратным радиопеленгам.
Метод счисления пути заключается в непрерывном вычислении пройденного пути в направлении принятых осей координат. Например, если мы знаем пройденный путь Sx за время полета в направлении оси X, то текущая координата будет равна
* = АГ0 + 5Х, (2.37)
где Х0 — начальная координата местонахождения самолета (рис. 214).
При изменении скорости полета самолета пройденный путь можно определить непрерывным суммированием произведений составляющих путевой скорости V*. на отрезки времени полета At, т. е.
* = *0 + vVxA/,. (2.38)
1=0
При измерении ускорения ах предварительно вычисляется скорость Vx, а затем путь X.
В зависимости от технических средств, применяемых для измерения входных параметров, навигационных ные системы разделяются на:
XJ радиотехнические системы навигации (РСН), ко
торые используют радиотехнические средства для из — J мереиия входных параметров (расстоянии до радио
станций, разностей расстояний до двух радиостан- Мо ций);
_jJ астрономические системы навигации (АСН), ис
пользующие оптическою пеленгацию небесных све — 0Рис ^|4, тил для измерения входных параметров (высот све — тектей^коор — тил- азимутов светил и т. д.); дпнаты .Y аэродинамические системы счисления пути, в которых применяются аэродинамические измерители скорости (скорость в них является основным параметром для счисления пути);
инерциальные системы (ИСН), имеющие для счисления пути инерциальные измерители ускорений (акселерометры).
Кроме того, могут быть смешанные системы, использующие различные средства (например, системы счисления пути по скорости полета, в которых скорость может измеряться либо аэродинамическими, либо радиотехническим способами).