Комплексные имитаторы. цели и парашютные. мишени*
При отработке зенитного ракетного комплекса системы С-200 на полигоне в Казахстане (Сары-Шаган) в 1962 году были использованы специальные высотные цели — КИЦ4 (комплексный имитатор цели). Метеорологической ракетой на необходимую высоту (до 35-40 км) забрасывалась парашютная мишень (парашют с подвешенным КИЦ), которая переизлучала зондирующий сигнал радиолокатора подсветки цели со сдвигом его частоте на доплеровскую составляющую. Такое решение, принятое при создании цели, позволяло имитировать высотные цели с заданными скоростями без создания дорогостоящих специальных высотных летательных аппаратов.
Базой для создания ракеты-носителя для КИ Ц послужили одноступен — чатые малые метеорологические ракеты: ММР-05 и ММР-08, которые были созданы на базе второй ступени метеорологической ракеты МР-100** с использованием более легкой научной аппаратуры для массового применения с целью получения синоптической информации и для проведения метеорологических исследований, в частности для определения распределения параметров атмосферы по высоте.
Малые метеорологические ракеты ММР-05, ММР-08 запускалась с мобильной наземной или корабельной пусковых установок. Диаметр корпуса ракет — 250 мм, длина — 4790 мм. При стартовой массе около 130-135 кг максимальная высота полета ракеты достигала 50 (ММР-05) или 80 (ММР — 08) километров.
В настоящее время для оценки боевой эффективности ЗРК и самолетного вооружения, тренировок боевых расчетов и экипажей самолетов-перехватчиков используются
*Приве<к нньи в jmo и и некоторы. х not леОующи х разоели х констру кции вес пилотны х мишеней не попинают not) классификацию "беспилотный петитепьный аппарат»no представляют опре Оелитый интерес. Без описания мишеней таких типов, имеющих аппаратуру бортовой автоматики, средства имитации возОу шных цепей и постановки П(ьиех, номенклатура воздушных мишеней бу Ост не по той. * * Метеорологическая овухступенчатая ракета одноразового испопьзс вопия МР-КЮ с твердотопливными двигателями была созОани в WIIT к пана г у Международного геофитче с кого гопа (июль 1957-декабрь!95Н годов). Ракету МР-КЮ от испо пь завившейся ранее в СССР метеораюгической ракеты АІР-l отличииу возможность длительного хранения в с пи ряж енно и состоянии и возможность испо чьзования практически в любых климатических условиях, включая арктические и антарктические. Развитие мрак — ты МР — ИЮ с тала ракета А/ Р — 100Б с отОе іне мой по ко иапОе вре ценного устройства второй ступени головной частью, которая приземляюсь на парашюте. Опик пение гоювной части произвосУилоіь на вершине траектории на высоте Н0-90 к и. В головной части ракеты МР-І00Б размещаюсь научная аппаратура. Она пре thia значаіась Оля провеОения метеорологических исслеОиваний, в частности Опя иссчеОования mcpuothinaиичсских и физических параметров верхних слоев апсмос^нры Пара метры атмосферы ршгестрчровалисъ аппаратурой головной части ракеты при спус ке испо мощью риОиотс 7 і метричес кой аппарату ры иифор ми ция автоматически переплавилась на наземные приемные пункты. Система вне шив трас кторных измерений, состоявшая из наземной радио локационной станции и бортового ответчика, обеспечивала привязку к параметра и высоты попета по іу чанную с борта ракеты инфор мацию. |
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
использовать сс без привлечения специальных наземных средств. Подвеска этой мишени на самолете — носителе осуществляется на стандартных балочных бомбодержателях.
Мишень 96М630 и ее усовершенствованный вариант 96М6М — неуправляемая ракета, имитирующая по величине ЭПР и скорости на нисходящем участке баллистической траектории высокоскоростную тактическую баллистическую ракету. В носовом приборном отсеке мишени установлен приемопередатчик для определения ее текущих координат на траектории полета с помощью наземных радиолокационных станций типа “Кама”. Для эксплуатации в войсках мишени типа 96М6 комплектуются контроль — но-проверочной аппаратурой для проведения предстартовой проверки.
Мишени РМ-9ИЦ-Б и 96М6М запускаются с наземной перевозимой пусковой установки 89Ц6-023", созданной на базе пусковой установки СМ-90 (разработана в КБСМ, Ленинград) зенитно-ракетного комплекса С-75.
На балке пусковой установки 89Ц6-02 размещены два комплекта направляющих в ферменной конструкции.
Малогабаритная парашютная мишень М-6 применяется для ночной и дневной стрельбы с применением радиолокационных и ИК-прицелов. Производство мишеней было налажено на Чебоксарском производственном объединении имени В. И.Чапаева. Скорость снижения мишени 3-15 м/с. Днем мишень наблюдается в оптическом диапазоне на дальности до 35 км. Закупка мишеней Министерством обороны прекращена.
Пикирующая мишень ПМ-6Г многоразового применения создана для имитации пикирующих бомбардировщиков и планирующих авиационных бомб. Длина мишени 3741 мм, диаметр фюзеляжа 625 мм, размах крыла 1140 мм, масса 141 кг. Отражающая поверхность мишени эквивалентна самолету МиГ-17. Угол пикирования мишени 35-70 градусов. Скорость полета мишени на обстреливаемом участке 200-220 м/с, время
полета мишени до раскрытия парашюта на высоте 750-1000 м — 40-45 секунд. Высота сброса мишени 6000- 8000 м. Для улучшения оптической видимостимишениона имеет огнедымовые трассеры, загорающиеся в начале пикирования.
Мишень ПРМ-1 выполнена в габаритах авиабомбы ФАБ-500 и предназначена для имитации в радиодиапазоне крупноразмерных воздушных целей с небольшими скоростями полета — бомбардировщики, военно — транспортные самолеты. Отражающая поверхность мишени увеличивается за счет парашюта площадью 240 м2 с металлической сеткой из тонкой проволоки, вплетенной в ткань купола.
В качестве мишеней для тренировок и обеспечения учебно-боевых стрельб расчетов отечественных ПЗРКтипа “Стрела-2М”, “Стрела-3”, “Игла”, “Стрела-1”, “Стрела-10" кроме БЛА специальной разработки (см. выше) широко использовались и используются достаточно дешевые оснащенные трассерами неуправляемые ракеты типа М-13 и М-1 ЗУК(РС-132), М-210, МД-20 из состава РЗСО и специально созданные ракетные мишени, с помощью которых имитируются неманеврнрующие маловысотные малоразмерные скоростные воздушные цели. Для имитации противокорабельных ракет при учебнобоевых стрельбах корабельной малокалиберной зенитной артиллерии используются имитаторы воздушных целей ИВЦ-21 и ИВЦ-ІЗа Пуск ИВЦ производится со штатных пусковых установок комплексов неуправляемого ракетного оружия (артиллерийская часть штатных пусковых установок боевых машин неоднократно переставлялась на новую автомобильную базу) 16-М-13, С-35, А-215, БМ-21 или со специальных малогабаритных пусковых установок.
Переоборудование реактивных снарядов, выпускавшихся промышленностью страны крупными сериями, в ракеты-мишени с соответствующим дооснащением и с заменой боевых частей их габаритно-массовыми аналогами производится на предприятиях и ремонтных базах Министерства обороны.
ИВЦ-13а создан на базе неуправляемого реактивного снаряда типа М-1 ЗУК ОФ в инертном снаряжении. На ИВЦ-1 За, выпускаемый для ВМФ, устанавливаются специальные трассеры в головной части для имитации факела работающего маршевого
двшателя ракеты. IIВЦ-13а ностав — іяется без трассера, который крепится к мишени только перед пуском
Для Советской Армии И ВЦ-13а ini отапливался с уменьшенным на олп шашку пороховым зарядом, трассеры устанавлива шсь на стаби — ниа торах снаряда
При необходимости на IIВЦ-13а устанавливается уголковый отражатель. В зависимости от yi ia пуска (0- 45") имеет дальность полета — до 5000 м. высоту траектории — до 1050-1100 м, продолжиісльность полета — до 25 секунд. Скорость полета мишени 160- 250 м/с.
Собственно реактивный снаряд М >3 создан на базе авиационного ре. іктивногосіїаряда РС-132 Во время проведения испытании с боевой машины МУ-2 в 1939 году спарят имел обозначение РОФС-132, после припиши на вооружение получил обозначение — М-13. Во время воины был создан вариант М-13 с улучшенной кучностью стрельбы, меньшим весом порохового движніел’я, который получил баллисгичсскии индекс ТС-14. В 1944і оду на вооружснисбыл принят снаряд М-13 (ТС-46) с изогнутым косорасположснпым опере
нием для придания вращения снаряду а полете Проведенные ГУ В ГМ»* отстрелы PC с косорасположеиныхш перьями стабилизаторов показали, что нововведение улу Ч НІ ило ку ч иость стрельбы М-13 по направлению на 40- 50“о. В дальнейшем с прив лечением к исследованиям специалистов ЦАГИ было определено, что лучший эффект лает использование пороховых газов, выпускаемых из двигателя через ташхлтцнальпые каналы или насадки, расположенные близко к центру тяжести PC В результате этих работ были созданы М-13УК, выпускавшиеся серийно, вращение которых вокрут продольной оси лостиіаюсь путем введения 12 тангенциально расположенных отверстий в переднем центрирующем утолщенин ракетной части. В ходе войны на базе снаряда в воинских частях в инициативном порядке были сделаны снаряды с уве — тиченной мощностью боевой части іл 1941-1945 годах было выпущено 6970580 снарядов М-13 всех модификаций (М-ІЗ-ДД. М-20, М-ІЗ-УК). выпуск снарядов продолжался и в последующие I о ты.
В связи с выводом и износом автопарка устаревших автомашин
типа 3I1C-I51 и лр.. с 1960-х юдов снимаемая с них артиллерийская часть боевых машин БМ-13 устанавливалась на автомобильное шасси трехоснот о автомобиля высокой про — ходихтост и ЗИЛ-131. созданного в 1965 году (серийный выпуск — с 1967 года).
Реактивный снаряд первого послевоенного поколения МД-20Ф (53-Ф-95 ТС-61) спроектирован по классической для отечественных PC времен Великой Отечественной войны схеме тт так же используется в качестве воздушной мишени
Ракет пая часть снаряда МД-20Ф состоит из камеры, порохового заряда, восп там і и геля держателя с цен трирующим кольцом, двх свечей, диаф — раї ты. сопловою блока, стабилизатора и у порного кольца для поджатня стабилизатора. Сопловой блок снаряда состоит из крышки, в которую ввинчено шесть периферийных сопел и одно центральное сопло Оси периферийных сопел наклонены под уг том 5° к плоскости, проходящей через продольную ось снаряда, что обеспечивает вращение снаряда в полете. Проворот снаряда при движении по направляющей НМ и удержание сто в заряженном состоянии на
равняющие установлены па ферме сварной конструкции в один ряд параллельно одна другой Специаль нос оборудование шасси БМ состоит из защиты кабины и бензобаков дом кратов, сидения с опорной стойкой, крыльев кронштейна для огнетушителя. В качестве шасси БМ применялись машины ЗИС-151 твух типов: с лебедкой и без лебедки
Заряжание БМ производится в ручную с помощью приспособления для заряжания.
И ВЦ-21 создай па базе неуправляемого реактивного снаряда шпа М-21 в инертном снаряжении. На ИВЦ-21 усіанавлнваются специальные трассеры в головной части для им н та ціні факела работающего маршевого двигателя ракеты. Для увеличения эффективной отражающей поверхности И ВЦ в головной части ИВЦ-21 могутустацавливаться малогабаритные уголковые отражатели.
Разработка РСЗО "Град" была задана Постановлением СМ от 30 мая I960 года №578-236; главный конструктор-А Н Ганичев Боевая машина БМ-21 — первый образец боевой машины РСЗО второго послевоенного поколения М-21 (9М22) — первый снаряд из состава РСЗО “Град”. Корпус реактивного снаряда изготовляется не точением как до этого, а раскат кой или вы тяжкой из стальної о іиста. На PC установлены складывающееся лопасти стабилизатора типа "воронье крыло", которые обеспечивают вращение снаряда в полете.
В конце 1961 года две опытные машины ЬМ-21, предназначенные для запуска снарядов М-21 прошли заводские испытания В марте-мае 1962 года опытные боевые машины БМ-21 прош пі Государствснные полигонные и войсковые испытания в Ленин градском военном округе. После завершения испытаний РСЗО “Град” была принята на вооружение и запущена в серийное производство.
Автомобильное шасси повышенной проходимости с тремя ведущими мостами — “Урал 375" было освоено в серийном производстве на Мнасском автомобильном заводе в 1961 году; для БМ-21 применено модернизированное шасси “Урал-375Д”.
На БМ установлены трубчатые направляющие со спиральным буртом дляско іьження штифта PC. что обеспечивает вращение снаряда в полете. Производством залпа можно управлять из кабины БМ или с выносного поста на расстоянии до 60 м от БМ.
Боевая машина БМ-21 на шасси автомобиля ЗИЛ 131 (сверху), на шасси авточобн тя ‘’Ураі-375/Г (справа)
В 1970-1980-х годах для РСЗО “Град” были созданы реактивные снаряды с готовпымн частями для дистанционного минирования мощности. постановки п поддержания маскирующих и ослеп іяіощнх завес, осветительные снаряды с разлпч нммн дальностями стрельбы.
В дальнейшем разработан целый ряд модификаций: “Град-В” — для
воздушно-десантных войск, “Град-М" — для десантных кораблей ВМФ “Град-П" — для партизанских действий, “Град-1"-для полкового звена.
В 1975 году в Чехос ювакии на базе шасси автомобиля “Таї ра-813" и артиллерийской части БМ-21 была создана реактивная установка RM-70 Некоторые арабские страны устанавливали пакет из 30 труб
установки “Град" н« различные автомобильные шасси В середине 1990-х го юв белорусские конструкторы создали па базе полноприводного авюмобиля высокой прохо — шмостп МЛЗ-6317 н артиллерийской час мі БМ-21 новую сорокос і во и. пую РСЗО, получившую ус ювнос наименование “БслГрад” (белорусский "Град") или “Кенгуру", которая в. іекабрс 1997 года прошла испм іания. РСЗО “Град" находится па вооружении более 50 стран мира. Всего промышленностью бы ю выпушено около З і ысяч боевых машин н более 3 мп шпонов снарядов к ним.