Опасные режимы полета дельтаплана

Катастрофа наступила внезапно. Мотодельтаплан, летев­ший с большой скоростью на высоте J20 м, неожиданно сделал горку, в верхней точке траектории завис, затем начал падать вниз, опуская нос с нарастающей скоростью. После переворота на спину вращение не остановилось и, продолжая падение, аппарат начал кувыркаться с возрастающей скоростью. После трех оборо­тов аппарат упал на землю. Во время испытательного полета нового экспериментального мотодельтаплана погиб опытный дель­тапланерист-испытатель Покотилов В. Ф.

Эта катастрофа заставила пересмотреть общепринятые взгляды на проблему кувырка дельтаплана. До сих пор считалось, что кувырок присущ, в основном, дельтапланам, а мотодельтапла­ны,, благодаря тому, что центр масс расположен далеко от крыла, защищены от него.

Была разработана специальная программа исследований, реа­лизация которой позволила выяснить основные закономерности кувырка и подготовить соответствующие рекомендации.

Вообще говоря, у дельтаплана имеются и другие опасные режимы полета. Для дельтапланов первых поколений это был режим неуправляемого пикирования, когда он внезапно опускал нос и в крутом пикировании устремлялся к земле. Защита от этого опасного режима в конце концов была найдена.

Дельтапланы совершенствовались, изменялась конфигурация крыла, и появилась новая опасность — кувырок. Дельтаплан нео­жиданно начинал быстро вращаться относительно поперечной оси, приближаясь к земле по крутой траектории. Предотвращение кувырка оказалось более сложной проблемой из-за внезапности и непредсказуемости его наступления. Кроме того имеется множе­ство других сложных и опасных для пшюта режимов полета.

Анализу основных критических режимов полета дельтаплана по­священа эта книга. Она явилась результатом комплекса эксперимен­тальных и расчетных исследований, проведенных на фирме АН.

Автор выражает признательность за участие и помощь в работе Силкову В. И., Дашцвцу А. Н., Темлякову Ю. Н., Кочеловскому Ю. А., Максимову Ю. В., Загороднему В. Н., Кричковскому А. В., а также специалистам отделения СЛА фирмы Ан.

Автор благодарен Васянину В. В. и Марчевскому С. Л. за выска­занные ими ценные замечания и предложения по рукописи.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ "

ba

длина средней аэродинамической хорды кры­ла (САХ);

*- Ті Су, Сг

безразмерные коэффициенты аэродинамиче­ских сил относительно связанной системы ко­ординат;

Са

коэффициент лобового сопротивления;

Суа

~

коэффициент аэродинамической подъемной силы;

G

сила тяжести дельтаплана;

GK

~

сила тяжести крыла;

Gn

сила тяжести подвески;

1

размах крыла;

т

масса дельтаплана;

тх, ту, тг

безразмерные коэффициенты моментов аэро­динамических сил относительно осей связан­ной системы координат;

Р

сила тяги двигателя;

R

результирующая аэродинамических сил, дей­ствующая на дельтаплан;

V

воздушная скорость дельтаплана;

W

скорость ветра;

OXYZ

~

связаннная с дельтапланом система коорди­нат;

иАа Уа^а

скоростная система координат;

Хт, Ут

положение центра масс относительно САХ

— _

крыла;

Хт, VT

положение центра масс относительно САХ крыла в долях САХ;

а

угол атаки крыла;

р

угол скольжения;

У

~

угол крена;

V

угол таигажа крыла;

с

угол наклона траектории;

V

угол курса дельтаплана;

V

угол поперечного V крыла; я

0)Ху (Оу, (і) І

угловые скорости крена, рыскания и таигажа 1 связанных с дельтапланом осей координат. 1