Большинство из редких авиакатастроф – это результат симбиоза человеческих ошибок и многих других факторов

Да, пилоты – это профессионалы высокого уровня. Но как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. И увы, в одном из десятка миллионов случаев, несколько ошибок нескольких людей на одном рейсе, происходящие одновременно и с уникальными по своей сложности метеоусловиями и редчайшими отказами техники, могут привести к авиакатастрофе. Точно так же, как ошибки водителей приводят к сотням ежедневных (!) жертв только на дорогах России. Однако, благодаря системе обеспечения безопасности полетов, шанс на роковую ошибку пилотов в тысячи раз ниже, чем шанс на столь же роковую встречу с нетрезвым водителем КАМАЗа на дороге.

Вместе с тем в современной авиации огромные ресурсы посвящаются исключению даже малейшего возможного влияния человеческого фактора на безопасность полетов. Так, например, после нашумевшей авиакатастрофы в небе над Швейцарией, произошедшей по вине швейцарского диспетчера, в мире разработаны и внедрены более десятка электронных систем, которые не допустят повторения подобной трагедии. Сегодня самолеты оборудованы системами предупреждения при опасном сближении с другим бортом, электронными системами взлета и посадки, системами контроля отклонения от курса, бесчисленными электронными системами контроля всех узлов и систем воздушного судна и многими другими приборами и средствами, призванными исключить возможную ошибку пилотов, техников или диспетчеров. В результате за последние 25 лет пассажиропоток растет из года в год на 10–15 %, а количество авиакатастроф ежегодно сокращается на те же 10–15 %. Столкновений двух воздушных судов в воздухе после трагедии в Швейцарии не было вообще!

Людям, далеким от авиации, свойственно воспринимать авиационных техников так же, как воспринимаются слесари по ремонту автомобилей на земле. Не совсем трезвые, в меру расхлябанные, не бритые и не выспавшиеся люди, от которых, о ужас (!), зависит безопасность полета.

Естественно это не так.

В авиации нет случайных людей.

Прежде всего, международные нормы гражданской авиации строго регламентируют образование людей, имеющих право на наземное обслуживание воздушных судов. Авиационные техники являются высококвалифицированными специалистами, долгие годы изучавшими свое дело, в том числе и на заводах – производителях самолетов. Во-вторых, люди, посвящающие свою жизнь самолетам, делают это с любовью. Это их призвание. Более того, они также понимают свою ответственность за безопасность полета. А посему – делают свою работу хорошо. И в трезвом виде. Всегда.

Попробуйте-ка вспомнить: когда, в последний раз, вы слышали о катастрофе самолета по вине техников?

Правильно, никогда. Потому что авиационные техники не хотят попасть в историю как люди, допустившие крушение. Они также не хотят попасть в тюрьму за халатность. Они любят самолеты и небо. И они СЛУЖАТ им всю жизнь.

Более того, все процедуры, проводимые техниками на земле, четко регламентированы международными организациями, отвечающими за безопасное небо. А таких организаций – несколько. Производители самолетов так же четко прописывают необходимые нормы обслуживания, не выполнив которые компания-эксплуатант рискует навсегда потерять лицензию на эксплуатацию данного вида воздушного судна. И что будет делать авиакомпания с сотней боингов или аэробусов, на эксплуатацию которых она, не дай бог, потеряла право?

Естественно, что и авиакомпания, которая эксплуатирует самолет, разрабатывает собственные нормы эксплуатации, всегда превышающие минимальные регламенты, установленные производителем.

Знаете ли вы, что самая длинная проверка, которая выполняется каждые 15 лет эксплуатации самолета, занимает… 1 год. В это время тщательно, с использованием ультразвука и других средств, проверяются ВСЕ механизмы и узлы самолета, начиная с тестирования металлических поверхностей на износ и вплоть до проверки работы сливной системы в туалетной комнате.

Не забывайте – безопасность полета обеспечивается комплексно: государственными органами, производителями самолетов, авиакомпаниями и экипажами.