ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВА В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

Производственный процесс надлежит всегда рассматривать в зави­симости от одного из следующих встречающихся видов производства:

1) индивидуального и опытного,

2) серийного,

3) массового.

И н д и в и д у а л ь н ы м называют такое производство, при кото­ром одновременно изготовляют один или незначительное количество самолетов, причем это изготовление больше не повторяется или повто-

сг

u

D.

о

І

с

л

І

03

й

ряется через значительные и нерегулярные промежутки времени. Опытное производство охватывает постройку первых новых самолетов, рассчитанных в дальнейшем на серийное или массовое изготовление.

Опытное производство в авиационной промышленности по сравнению с остальным машиностроением имеет значительное распространение вследствие специфических особенностей авиапро­мышленности: быстрота развития самолетостроения, частая сменя­емость конструкций и т. п. В целях обеспечения перевооружения воздушного флота во многих странах в области самолетостроения существует так называемая политика прототипов, кото­рая заключается в том, что в мирное время усиленно развивают опыт­ное самолетостроение, создают образцовые экземпляры все новых и но­вых типов самолетов и гражданские варианты военных самолетов, каї в виде единичных опытных экземпляров, так и небольшими сериями Все направляется к тому, чтобы накопить возможно большее коли честно наиболее совершенных типов самолетов. Но, развивая само летостроение, создавая новые экземпляры, необходимо обращаті особое внимание на освоение их производства, учитывая достиженш современной науки и техники и подготовляя быстрое развертыванш производства прототипов в случае потребности изготовления ш в больших количествах. !

Индивидуальному и опытному производству в самолетостроенш присущи следующие основные признаки:

1. Наличие в производстве различных типов самолетов, приче одновременно изготовляют незначительное количество самолетов каж дого типа.

2..Оборудование и инструмент имеют универсальный характер позволяющий выполнять всевозможные работы. Специальные при­способления применяют в редких случаях и сравнительно простых типов.

3. Рабочие —в основном высокой квалификации (5—7-го разряда) могущие выполнять разнородные технологические операции.

4. Оборудование расположено по групповому признаку.

В части технологии индивидуальное и опытное производства суще­ственно различаются — В то время как при индивидуальном производ­стве в силу единичности постройки разработка детального техноло­гического процесса нецелесообразна, — в опытном строительстве в це­лях максимального ускорения внедрения нового самолета в серийное производство разработка полного технологического процесса должна начинаться уже при конструировании опытного самолета и корректи­роваться одновременно с его постройкой.

Серийным производством самолетов называют такое, при котором объект производства (тип самолета) сравнительно устой­чив, продукцию выпускают партиями (сериями) через более или менее равные промежутки времени, причем оказывается экономически це­лесообразным применять специальные средства производства. I

В зависимости от размеров выпуска различают: мелкосерийное среднесерийное и крупносерийное производство,^причем мелкосерий

ное по своим признакам граничит с индивидуальным, а крупносерий­ное производство имеет много общего с массовым.

Все эти разновидности серийного производства самолетов имеют следующие общие характерные признаки:

1. Объект производства и производственный процесс для каждой серии самолетов сравнительно постоянны.

2. Самолеты производят и выпускают сериями (партиями).

3. Производственный процесс периодически повторяется для каж­дой последующей партии самолетов.

4. Применяют диференциацию технологических операций и специа­лизацию рабочих, оборудования и инструмента, причем эта дифе — ренциация тем больше, чем крупнее серии и больше масштаб произ­водства .

5. Движение партии параллельное и параллельно-последователь­ное.

6. Продолжительность обработки отдельных деталей или сборки их в узлы одинакова на рабочих местах каждой линии потока.

В настоящее время в самолетостроении основное место принадле­жит серийному виду производства, главным образом крупносерийному производству, с применением поточного и конвейерного методов работ.

Массовым называют производство, изготовляющее однотип­ные изделия в больших количествах, при устойчивом технологическом процессе, с применением специализированных орудий производства (станков, инструментов, аппаратов, приспособлений) и диференциа — цией производственного процесса на элементарные операции.

Если производственный процесс массового производства приобре­тает строгую последовательность перемещения обрабатываемых дета­лей в соответствии с порядком обработки их и сохраняет равенство работы во времени на каждом рабочем месте по всей линии потока, то такое производство будет поточно-массовым.

Характерные признаки поточно-массового производства примени­тельно к самолетостроению следующие:

1. Изготовление весьма значительных количеств вполне одно­родных изделий.

2. Закрепление за рабочим местом определенной работы.

3. Расположение рабочих мест в порядке обработки, т. е. по тех­нологическому признаку, например, поточная сборка самолета или его частей на конвейере.

4. Максимальная диференциация операций и в соответствии с этим использование рабочих сравнительно низкой квалификации.

5. Применение параллельного и параллельно-последовательного вида движения.

6. Одинаковая продолжительность обработки на рабочих местах отдельных деталей или сборки их в узлы.

7. Относительно небольшой размер незавершенного производства, г. е. .материалов и полуфабрикатов, находящихся в процессе про­изводства.

В СССР планирование на заводах производят на основании планов соответствующих отраслей промышленности, которые подчинены общему плану развития народного хозяйства страны. Это относится и к авиационной промышленности, схема планирования которой в разрезе серийного производства самолетов приведена в табл. 2.

Из этой схемы видно, что технологическое планирование является частью общего технического планирования, которое в первую очередь устанавливает структуру технологического процесса, подготовку и создает производственную обстановку, соответствующую развернутому ходу серийного производства.

Дальше технологическое планирование переходит во вторую свою фазу, решая текущие задачи уже развернутого серийного производства, например, подготовка и обслуживание рабочих мест и внедрение тех или иных достижений, полученных в результате общетехнического и производственно-технологического прогресса.

Вторая часть технического планирования — календарное плани­рование — заключается в основном в построении производственного процесса во времени, причем исходят как из статистических данных, так и данных технического нормирования.

Основное технологическое планирование в зависимости от вида производства и характера заказа может иметь различное содержание и может быть осуществлено разными методами. Рассматривая в данном случае серийный вид производства специализированных заводов, разберем влияние характера заказа на основное технологическое пла­нирование на примере следующих трех основных случаев поступления заказа:

1. Действующий завод — заказ поступил для продол­жения выпуска находящегося на производстве типа самолета.

2. Новый завод — заказ поступил на определенный тип са­молета, для производства которого построен завод.

3. Действующий завод — заказ поступил на производ­ство самолета новой конструкции.

В первом случае основное технологическое планирование будет содержать лишь первую часть работ по выполнению заказа, т. е. пла­нирование и проведение подготовки производства по принятому за­казу.

Объем работы здесь будет незначительный, так как надлежит из­готовлять изделие, которое уже освоено производством, и вся основная производственная обстановка создана ранее. Дополнительные работы могут быть вызваны лишь изменением масштаба производства, а также изменением технико-производственной обстановки. Вторая и третья части работы по основному технологическому планированию (табл. 2) здесь отсутствуют.

Во втором случае основное технологическое планирование будет содержать все три части работы и его объем будет довольно значи­тельным. Зато метод проведения технологического планирования

Планирование серийного производства самолетов

Промышленное
планирование
(наркомат, главк)

I

і

I

Экономическое

планирование

1

1

Календарное

планирование

I

Основное

технологическое

планирование

І. Планирование подготовки производства по приня­тому заказу

2. Планирование изготовле­ния головных (пробных) самолетов

3. Планирование разверты­вания серийного произ­водства

1

Y

1

1. Оперативное межцеховое технологическое планиро­вание

2. Оперативное внутрицехо­вое технологическое пла­нирование

будет несложным, так как весь завод построен соответственно разра­ботанным технологическим планам, на которые не могла оказывать ограничивающего влияния какая-либо существующая производствен­ная обстановка. Однако следует иметь в виду, что при осущест­влении этого плана могут возникать другие моменты, например, не­достаток кадровой рабочей силы, неполадки пускового периода и т. п., что в результате увеличивает объем работ по технологическому плани­рованию и удлиняет сроки его проведения.

Наконец, в третьем случае имеют место все три части работ по основному технологическому планированию. Метод его проведения сильно усложняется вследствие наличия определенной производ­ственной обстановки, созданной применительно к сходящему с произ­водства самолету. Основное технологическое планирование в данном случае должно определить структуру технологического процесса и всю производственную обстановку соответственно новой конструкции самолета и новому размеру заказа в условиях и на базе действующего предприятия. Этот случай, несмотря на всю сложность основного технологического планирования, наиболее часто встречается в практике серийного самолетостроения. Поэтому рассмотрим более подробно все три части основного технологического планирования для случая поступления заказа действующему заводу на самолет новой кон­струкции.