ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВА В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ
Производственный процесс надлежит всегда рассматривать в зависимости от одного из следующих встречающихся видов производства:
1) индивидуального и опытного,
2) серийного,
3) массового.
И н д и в и д у а л ь н ы м называют такое производство, при котором одновременно изготовляют один или незначительное количество самолетов, причем это изготовление больше не повторяется или повто-
сг |
u D. о |
І с л І |
03 й |
ряется через значительные и нерегулярные промежутки времени. Опытное производство охватывает постройку первых новых самолетов, рассчитанных в дальнейшем на серийное или массовое изготовление.
Опытное производство в авиационной промышленности по сравнению с остальным машиностроением имеет значительное распространение вследствие специфических особенностей авиапромышленности: быстрота развития самолетостроения, частая сменяемость конструкций и т. п. В целях обеспечения перевооружения воздушного флота во многих странах в области самолетостроения существует так называемая политика прототипов, которая заключается в том, что в мирное время усиленно развивают опытное самолетостроение, создают образцовые экземпляры все новых и новых типов самолетов и гражданские варианты военных самолетов, каї в виде единичных опытных экземпляров, так и небольшими сериями Все направляется к тому, чтобы накопить возможно большее коли честно наиболее совершенных типов самолетов. Но, развивая само летостроение, создавая новые экземпляры, необходимо обращаті особое внимание на освоение их производства, учитывая достиженш современной науки и техники и подготовляя быстрое развертыванш производства прототипов в случае потребности изготовления ш в больших количествах. !
Индивидуальному и опытному производству в самолетостроенш присущи следующие основные признаки:
1. Наличие в производстве различных типов самолетов, приче одновременно изготовляют незначительное количество самолетов каж дого типа.
2..Оборудование и инструмент имеют универсальный характер позволяющий выполнять всевозможные работы. Специальные приспособления применяют в редких случаях и сравнительно простых типов.
3. Рабочие —в основном высокой квалификации (5—7-го разряда) могущие выполнять разнородные технологические операции.
4. Оборудование расположено по групповому признаку.
В части технологии индивидуальное и опытное производства существенно различаются — В то время как при индивидуальном производстве в силу единичности постройки разработка детального технологического процесса нецелесообразна, — в опытном строительстве в целях максимального ускорения внедрения нового самолета в серийное производство разработка полного технологического процесса должна начинаться уже при конструировании опытного самолета и корректироваться одновременно с его постройкой.
Серийным производством самолетов называют такое, при котором объект производства (тип самолета) сравнительно устойчив, продукцию выпускают партиями (сериями) через более или менее равные промежутки времени, причем оказывается экономически целесообразным применять специальные средства производства. I
В зависимости от размеров выпуска различают: мелкосерийное среднесерийное и крупносерийное производство,^причем мелкосерий
ное по своим признакам граничит с индивидуальным, а крупносерийное производство имеет много общего с массовым.
Все эти разновидности серийного производства самолетов имеют следующие общие характерные признаки:
1. Объект производства и производственный процесс для каждой серии самолетов сравнительно постоянны.
2. Самолеты производят и выпускают сериями (партиями).
3. Производственный процесс периодически повторяется для каждой последующей партии самолетов.
4. Применяют диференциацию технологических операций и специализацию рабочих, оборудования и инструмента, причем эта дифе — ренциация тем больше, чем крупнее серии и больше масштаб производства .
5. Движение партии параллельное и параллельно-последовательное.
6. Продолжительность обработки отдельных деталей или сборки их в узлы одинакова на рабочих местах каждой линии потока.
В настоящее время в самолетостроении основное место принадлежит серийному виду производства, главным образом крупносерийному производству, с применением поточного и конвейерного методов работ.
Массовым называют производство, изготовляющее однотипные изделия в больших количествах, при устойчивом технологическом процессе, с применением специализированных орудий производства (станков, инструментов, аппаратов, приспособлений) и диференциа — цией производственного процесса на элементарные операции.
Если производственный процесс массового производства приобретает строгую последовательность перемещения обрабатываемых деталей в соответствии с порядком обработки их и сохраняет равенство работы во времени на каждом рабочем месте по всей линии потока, то такое производство будет поточно-массовым.
Характерные признаки поточно-массового производства применительно к самолетостроению следующие:
1. Изготовление весьма значительных количеств вполне однородных изделий.
2. Закрепление за рабочим местом определенной работы.
3. Расположение рабочих мест в порядке обработки, т. е. по технологическому признаку, например, поточная сборка самолета или его частей на конвейере.
4. Максимальная диференциация операций и в соответствии с этим использование рабочих сравнительно низкой квалификации.
5. Применение параллельного и параллельно-последовательного вида движения.
6. Одинаковая продолжительность обработки на рабочих местах отдельных деталей или сборки их в узлы.
7. Относительно небольшой размер незавершенного производства, г. е. .материалов и полуфабрикатов, находящихся в процессе производства.
В СССР планирование на заводах производят на основании планов соответствующих отраслей промышленности, которые подчинены общему плану развития народного хозяйства страны. Это относится и к авиационной промышленности, схема планирования которой в разрезе серийного производства самолетов приведена в табл. 2.
Из этой схемы видно, что технологическое планирование является частью общего технического планирования, которое в первую очередь устанавливает структуру технологического процесса, подготовку и создает производственную обстановку, соответствующую развернутому ходу серийного производства.
Дальше технологическое планирование переходит во вторую свою фазу, решая текущие задачи уже развернутого серийного производства, например, подготовка и обслуживание рабочих мест и внедрение тех или иных достижений, полученных в результате общетехнического и производственно-технологического прогресса.
Вторая часть технического планирования — календарное планирование — заключается в основном в построении производственного процесса во времени, причем исходят как из статистических данных, так и данных технического нормирования.
Основное технологическое планирование в зависимости от вида производства и характера заказа может иметь различное содержание и может быть осуществлено разными методами. Рассматривая в данном случае серийный вид производства специализированных заводов, разберем влияние характера заказа на основное технологическое планирование на примере следующих трех основных случаев поступления заказа:
1. Действующий завод — заказ поступил для продолжения выпуска находящегося на производстве типа самолета.
2. Новый завод — заказ поступил на определенный тип самолета, для производства которого построен завод.
3. Действующий завод — заказ поступил на производство самолета новой конструкции.
В первом случае основное технологическое планирование будет содержать лишь первую часть работ по выполнению заказа, т. е. планирование и проведение подготовки производства по принятому заказу.
Объем работы здесь будет незначительный, так как надлежит изготовлять изделие, которое уже освоено производством, и вся основная производственная обстановка создана ранее. Дополнительные работы могут быть вызваны лишь изменением масштаба производства, а также изменением технико-производственной обстановки. Вторая и третья части работы по основному технологическому планированию (табл. 2) здесь отсутствуют.
Во втором случае основное технологическое планирование будет содержать все три части работы и его объем будет довольно значительным. Зато метод проведения технологического планирования
Планирование серийного производства самолетов
Промышленное
планирование
(наркомат, главк)
I
і
I
Экономическое
планирование
1 |
1 |
|
Календарное планирование |
I Основное технологическое планирование |
|
І. Планирование подготовки производства по принятому заказу |
||
2. Планирование изготовления головных (пробных) самолетов |
||
3. Планирование развертывания серийного производства |
||
1 Y |
||
1 |
1. Оперативное межцеховое технологическое планирование |
|
2. Оперативное внутрицеховое технологическое планирование |
||
будет несложным, так как весь завод построен соответственно разработанным технологическим планам, на которые не могла оказывать ограничивающего влияния какая-либо существующая производственная обстановка. Однако следует иметь в виду, что при осуществлении этого плана могут возникать другие моменты, например, недостаток кадровой рабочей силы, неполадки пускового периода и т. п., что в результате увеличивает объем работ по технологическому планированию и удлиняет сроки его проведения.
Наконец, в третьем случае имеют место все три части работ по основному технологическому планированию. Метод его проведения сильно усложняется вследствие наличия определенной производственной обстановки, созданной применительно к сходящему с производства самолету. Основное технологическое планирование в данном случае должно определить структуру технологического процесса и всю производственную обстановку соответственно новой конструкции самолета и новому размеру заказа в условиях и на базе действующего предприятия. Этот случай, несмотря на всю сложность основного технологического планирования, наиболее часто встречается в практике серийного самолетостроения. Поэтому рассмотрим более подробно все три части основного технологического планирования для случая поступления заказа действующему заводу на самолет новой конструкции.